Массовое возникновение православных братств (с конца XVI века) на западе Руси было здоровой реакцией общества на агрессивное насаждение католицизма в русских землях. Отпадение в унию пяти из семи западнорусских епископов во главе с митрополитом Киевским (Константинопольского патриархата) Михаилом Рагозой, как это теперь ни покажется парадоксальным, дало русскому народу в Речи Посполитой толчок к духовному подъёму. На Брестском соборе (1596) пять епископов и митрополит своим главой признали римского папу и, приняв римско-католическую догматику, сохраняя богослужение византийского обряда, юридически уравнялись в правах с католическими епископами. Народ всех сословий, в том числе и приходские священники, восприняли это как измену. Это и было прямой изменой, которая, как оказалось, многие столетия (вот уже 415 лет) деформирует духовный ландшафт Русского мира.
Испытывая давление польского чиновничества, потеряв несколько крупных монастырей, но и очистившись от лиц, «склонных в вере к компромиссу», общество обрело определённую силу.
Во Львове православное братство было воссоздано в 1586 г., учреждены братства в Каменец-Подольском (1589), Рогатине (1589), Могилеве (1590), Бресте (1591), Перемышле (1592), Пинске (1596), Киеве (1615), Луцке (1624). Братства, управляемые выборными старостами, брали под свою опеку православные церкви и монастыри, создавали типографии, больницы, богадельни, странноприимные дома, училища, школы.
Интересно, что зачастую учредителями были женщины. На свои средства они приобретали земельные участки, возводили церкви, мобилизуя мужей, братьев, сыновей идти путём Истины.Так, на Белой Руси, в Пинске, появился (и существует поныне) Богоявленский братский мужской монастырь, который был учреждён именно в год заключения Брестской унии - в 1596 году. Основала его жена некоего судьи - Риса Гарабурдина (Гарабурдзина). Монастырь был закрыт в 1618 году - это год начала непродолжительного перемирия между Московским царством, изнурённым Смутой, и Речью Посполитой. Польша тогда получила огромные территории - Смоленск, Чернигов, Новгород-Северский, множество других городов. Через 14,5 лет Московское царство не стало продлевать перемирие, началась Смоленская война, что тут же положительно сказалось на положении православных в Речи Посполитой.
В 1633 году в Пинске при созданном Богоявленском братстве монастырь возродился, а король Владислав, который некогда претендовал на московский трон, выдал Пинскому православному Богоявленскому братству грамоту на постройку новой братской церкви и создания при ней училища, семинарии и госпиталя. И ещё одна женщина оказала значительную помощь монастырю. В 1656 году София Володкович (Валадкович) завещала монастырю и братству своё имущество. В дальнейшем монастырь и братство вновь ожидали драматические потрясения. В 1700 году староста Богоявленского братства обратился к киевскому митрополиту с просьбой о помощи в защите от униатов. В 1722 году монастырь захватили униаты.
Могла ли Российская империя дипломатическими методами защитить тогда православие на западе Руси? Говорят, история не имеет сослагательного наклонения. Поверим. Униаты были изгнаны в 1796-м - после третьего раздела Польши.
Киево-Богоявленское братство обрело значительное влияние после того, как в 1615 году был основан Братский Богоявленский монастырь. Монастырь был возведен на земле, подаренной братству Елизаветой (Галшкой) Гулевич. В первом браке, оставаясь верной Православию, она была замужем за человеком, видным в униатских кругах. Очевидно, передача православному братству своих наследных владений явилось покаянной милостыней за деятельность её первого свёкра - униатского митрополита, захватившего в Киеве несколько храмов. Школа, созданная при братстве, со временем станет Могилянской академией.
На создание Киевского братства король разрешения не выдавал. Но ктитором монастыря стал гетман Пётр Сагайдачный, который (около 1620 года) вместе со своим запорожским войском вступил в Киево-Богоявленское братство. По инициативе Сагайдачного в Киев из Москвы приезжал патриарх Иерусалимский Феофан III, который 6 октября 1620 года в братской Богоявленской церкви рукоположил игумена Иова Борецкого в сан митрополита Киевского, Галицкого и Всея Руси, а также рукоположил во епископы несколько других видных духовных лиц, чем была возрождена церковная иерархия на западе Руси, разгромленная унией. Достопамятны слова владыки Иова Борецкого, уроженца Галиции, воспитанника европейских училищ: «С Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай...» Наверняка не без его влияния Пётр Сагайдачный, сыгравший отрицательную роль при преодолении Смуты, в 1620 году направил в Москву послов с просьбой принять запорожцев на царскую службу...
В 1632 году митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси стал Пётр (Могила), который добился легализации православной митрополии, после чего приступил к возвращению от униатов храмов и монастырей.
Сильная позиция Москвы - так было, так и есть - влияет на улучшение климата во всём Русском мире, как бы он ни был разделён политическими границами.
По благословению митрополита Петра (Могилы) в Кременце (ныне Тернопольская обл.) в 1636 году был основан Свято-Богоявленский монастырь и создано православное братство, противостоящее унии. В братстве действовали школа, богадельня, типография. Братство существовало до конца столетия. На дальнейшую его судьбу косвенно повлияли новые мировые потрясения. В 1700 году началась Северная война. В ноябре русские войска потерпели поражение под Нарвой. И тут же, в 1701 году, очередные происки иезуитов возымели успех - монастырь стал униатским.
Прошло много времени, сменилось несколько поколений; униатство стало традицией. В 1839 году произошло воссоединение униатов с православною церковью. Но православная иноческая жизнь была восстановлена в Богоявленской обители лишь в 1865 году; братство восстановлено и того позже - в 1880 году, оно было призвано преодолевать последствия польского правления. Кременецкий Свято-Богоявленский монастырь с 1990 года стал женской обителью и, наряду с Почаевской лаврой, является оплотом православия в Западном крае.
В этот день уместно вспомнить и богоявленские храмы, стойко хранящие верность каноническому православию. Древнейший - это Свято-Богоявленский собор в городе Остроге (ныне Ровенская обл.), сооружённый в 1453 году князем Василием Красным и укреплённый в 1521 году князем Константином Острожским. Киевский воевода Константин Острожский (к слову сказать, он, как и митрополит Пётр Могила, изображён на знаменитом памятнике «Тысячелетие России») был стойким ревнителем православия. Именно при нём в Остроге была создана типография, в которой трудился первопечатник Иван Фёдоров.
Во Львовской обл. в селе Грозево по молитвам настоятеля Свято-Богоявленского храма протоиерея о. Василия Вовчкова не допускается раскол прихода и отражаются поползновения грекокатоликов.
С середины XVIII века в России несколько десятилетий существовало военно-административное образование Новая Сербия, состоящее из полков, созданных из переселенцев с турецких Балкан. Возникло поселение после того, как сербский полковник Иван Хорват обратился в 1751 году к императрице Елизавете Петровне с просьбой принять его отряд на военную службу. Православная императрица ответила: «Сколько бы из сербского народа в Российскую Империю перейти не пожелало, все они как единоверные, в службу и подданство приняты будут».
Под Новую Сербию, имевшую автономный статус, земли были отведены в заднепровских степях, между Днепром и рекой Синюхой. В селе Диковка (Кировоградская обл.) доныне существует Свято-Богоявленская церковь, построенная сербами. Мало того, в 1997 году в Диковке учреждён женский Свято-Богоявленский монастырь.
В наших богоявленских храмах 19 января - престольный праздник. И в них, как и по всей земле и над всеми водами, будет звучать: «Величаем Тя, Жизнодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».
http://rusedin.ru/2011/01/19/bogoyavlenskie-obiteli-v-stoyanii-za-veru/