Церковный мир с четырёх сторон

Новости Москвы 
0
143
Время на чтение 4 минуты

Вышел на экраны документальный фильм Дмитрия Игоревича Таланкина «Экклесиа (собрание призванных)» - четыре серии, авторская музыка... О содержании фильма говорится в анонсе: «Церковь как мистическое Тело Христово, собрание призванных, живых и ушедших, новомученики и исповедники российские, цельная в своём жизненном строе сегодняшняя молодёжь..., Москва, Валаам, Торопец, Сибирь, Крайний Север, Казахстан - вот лишь некоторые из тем кинофрески».

Эфир заполнен иностранной и отечественной научно-популярной кинопродукцией. Но давно ли мы смотрели документальный фильм, к которому была написана музыка? Чаще всего используются универсальные популярные мелодии - от Шопена до Морриконе. Автор фильма - Дмитрий Таланкин - не только кинорежиссёр и поэт (его стихи публиковались на страницах нашего журнала), но и музыкант, композитор. Как тут не вспомнить его отца, который тоже был влюблён в музыку. 

Убийственно жарким прошлогодним летом ушёл из жизни Игорь Васильевич Таланкин - выдающийся русский советский кинорежиссёр. Может быть, это прозвучит как банальность, но его фильмы всегда отличало внимание к нравственным проблемам, к борениям совести, к миру  души: «Выбор цели», «Отец Сергий», «Время отдыха с субботы до понедельника». Назовём и самую музыкальную картину - «Чайковский». Все эти фильмы - о нравственном выборе, о спасении и неспасении души. Этим старший Таланкин выделялся из общего ряда жизнелюбивых шестидесятников... Последние художественные фильмы (в их числе - «Бесы») Игорь Таланкин снял в соавторстве с сыном. И вот в «Экклесии» сын возвращается к местам пребывания отца - на Валаам, где старший Таланкин снимал фильм по рассказу Юрия Нагибина. Когда герои «Экклесии» проплывают на моторной лодке - кажется, что их окропляет ладожская вода из фильма 1984 года... Такие совпадения не бывают случайными. 

Фильм снят по благословению протоиерея Владимира Воробьёва, ректора Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Дмитрий Таланкин многим обязан университету. Там он встретил людей, стремящихся к святости. Там нашёл самых светлых, самых мудрых героев своего фильма - в том числе (это особенно отрадно!) и молодых. Без ПСТГУ картины не было бы. 

В фильме нет диктора, нет интервьюера, нет закадрового текста. Стилистика усложнённая, рассчитанная на эмоциональное восприятие, на самостоятельную работу души зрителя. Вот железная дорога, построенная на костях новомучеников. И тут же - вавилонские башни современной столицы Казахстана. Зрителя бросает из пламени холод. Рождается впечатление, ощущение святости и грехопадения. Сквозь лица проступают лики. 

фильм Дмитрия Игоревича Таланкина «Экклесиа (собрание призванных)»Значительную часть фильма занимают экскурсы в историю. И здесь научный подход сочетается с художественным. Протоиерей Александр Салтыков, отец Александр (Мазырин) и другие герои фильма рассказывают о событиях (по преимуществу - трагических) на высоком научном уровне. Мы следим за их словами, вдумываемся. А потом звучит музыка, мы видим шахты, развалины, верхушки деревьев - и нужно уже не вдумываться, а проникаться эмоциями. И то, и другое важно. Совместить это в одном произведении трудно. Но у Таланкина получилось. 

Мы готовы присоединиться к словам архимандрита Тихона Шевкунова: «Мы ждали, когда Дмитрий скажет свое слово в том деле, которому он учился и которому служил его знаменитый отец. И вот оно сказано».

Главный зал Дома кино не сумел вместить всех зрителей премьеры. Фильм показывали одновременно в двух переполненных залах.Такого давненько не бывало и на художественных фильмах, а документальное кино вообще редко привлекает широкую аудиторию... Четырёхсерийный фильм идёт почти три часа. На премьере показывали сокращённый вариант - двухчасовой.  И два часа зал в оцепенении внимал фильму, ловил каждый кадр, задумывался о Церкви. Фильм, показавший Православие с четырёх сторон, из разных эпох, - собрал редкостно понимающую аудиторию - собрание избранных. Конечно, не в надменно элитарном, а в православном смысле. 

В тот вечер в Доме кино только одно резало слух. Авторы фильма «Экклесиа» к этому отношения не имеют, но, как говорится, не могу молчать... На сеанс нас зазывала мелодия Э.Л.Уэббера - «Призрак оперы». Так заведено в Доме кино - в том самом московском Доме кино, где проходили премьеры с музыкой Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Богословского, Петрова, Шнитке, Вайнберга... Продолжать можно долго - на все вкусы. Что же мы так обесцениваем своё и так упиваемся чужим? В «Экклесии» музыка не менее важна, чем слова и кадры. И написал её сам автор - недавний преподаватель консерватории, признанный композитор. Некоторые части фильма, как мне показалось, выстроены по законам музыкального произведения. Прилежные зрители научно-популярных фильмов и телепередач отвыкли от такой кинопатетики, в которой сливаются изображение и музыка. Здесь нужно открыть душу фильму, стряхнуть беспечность, а иногда и смирить в себе дух горделивого умствования. Особенно когда перед нами пространства стихий - вода, небо, подземные миры шахт. Когда художник начинает опасаться патетики - он превращается в сгусток ядовитой иронии. Бояться надо ложной патетики, а без пафоса искусства не бывает. 

Уверен: этот фильм долго будет служить Просвещению.

http://6chuvstvo.pereprava.org/index.php/component/content/article/62-pereprava-1-2011-god/591-012011cerkovnyi-mir-s-chetyreh-storon

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Арсений Замостьянов
По воле царя
Великий Сибирский путь рождался в муках
22.02.2021
Императорский вокзал
Творение архитектора Бржозовского было техническим совершенством своей эпохи
30.12.2020
Секрет академика Щусева
В великолепии Казанского вокзала соединились эпохи
16.11.2020
Чудо-вокзал
Изысканный шедевр от кудесника русского модерна
10.10.2020
Все статьи Арсений Замостьянов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45