И люди, подняв головы, осеняли себя благодатно крестным знамением: значит, сподобил Господь дойти, вот она, Почаевская лавра!
Из книги «Почаевская лавра. Взгляд через века»
Первая встреча
Тогда я, еще весьма далекий от веры и Церкви молодой советский журналист, как бы увидел эту самую «Святую Русь» воочию: волны людского моря колыхались меж сине-голубыми стенами со строгими ликами святых. Литургия только окончилась, и народ, среди которого во множестве были «сирые и убогие», на самодельных инвалидных возках и колясках, с котомками за плечами, устремлялся к сияющему в утреннем луче золотому кресту, который держал в руках иеромонах... Я не знал тогда совершенно о масштабах гонений на Церковь, о море пролитой крови исповедников ХХ века. Не знал также и о трудных хрущевских временах, когда тернопольские партийные чиновники проводили в жизнь секретные атеистические директивы ЦК и местная милиция устраивала облавы в Почаевской лавре. Тогда заливали кельи водой из пожарных гидрантов, монахов заталкивали в грузовики... Многие попали в тюрьмы «за нарушение паспортного режима».
Увидел людей с котомками и с молитвословами в руках, разместившихся в каменных нишах длинной лестницы, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова, с ликами всех святых, «в земле Российской просиявших». С икон глядели равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, убиенные дети крестителя Руси - юные князья Борис и Глеб, затем Киево-Печерские угодники, потом - святые эпох Александра Невского и Сергия Радонежского, преподобный Иов Почаевский и далее в великом множестве - преподобные, мученики, юродивые - до Димитрия Ростовского и Серафима Саровского (а позже здесь появятся лики новомучеников и исповедников XX, самого кровавого, века и новопрославленного нашего современника - преподобного Амфилохия Почаевского († 1971).
«Здесь какая-то тайна», - подумал тогда в удивлении...
Начало 1990-х: последние гонения
Митрополит Владимир, прибывший на Киевскую кафедру в 1992 году, попросил нас, малочисленных журналистов, поддержавших каноническую Церковь на страницах печати, посетить западноукраинские регионы. Помню, как мы жались на крохотном пятачке ступенек перед Луцким кафедральным собором, а внизу - бушующее море разъяренной толпы в оцеплении ОМОНа, с палками и плакатами вроде «Геть Московську Церкву!» Помню и 20-километровый крестный ход из Кременца в Почаев в поддержку осажденной Почаевской лавры. Врезался в память газетный заголовок - как квинтэссенция происходившего: «Храм закрыт. На ступеньках кровь...»
Запомнил тогда строгие лица братии в углубленной молитве в Успенском и Троицком лаврских храмах, акафисты и бесконечные молебны, молитвенные возгласы: «Спаси и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию...» И автобусы националистического Руха, перегораживающие вход в Почаевскую лавру.
И всплывало перед глазами панорамное изображение на стене Успенского собора турецко-татарской облоги Почаева в XVII веке, когда по молитвам явившихся над монастырем Божией Матери и Иова Почаевского вражеские стрелы чудесным образом были повернуты вспять и поражали потрясенных видением врагов. И на исходе XX века лавра, как и тогда, выстояла. Но и по сей день в предночные часы почаевские иноки обходят с молитвой, с горящими свечными фонарями и хоругвями древнюю обитель...
Знакомство с монашеским укладом
Тогда, в начале 1990-х, вместо грациозных корпусов гостиницы для паломников из-за высокого деревянного забора с колючей проволокой наверху выглядывали облупившиеся стены областной психиатрической лечебницы, в зарешеченных окнах которой можно было увидеть землистые лица умалишенных. Нас тогда по благословению наместника разместили в одной из монашеских келий, так что мы видели жизнь лавры изнутри. Видели, как в полумраке длинных коридоров обители появляются бесшумные фигуры братии в черных клобуках, спешащей на полунощницу в Успенский собор, соединенный с братскими корпусами средневековыми коридорами и скрытыми от мирских глаз монастырскими двориками.
Тогда впервые удалось послушать седоглавых старцев, помнящих своих наставников - почаевских насельников царского времени, - десятилетиями бережно хранящих наследие монашеского почаевского устава: в многочасовых, подобных афонским, богослужениях, пении, многочисленных послушаниях, даже в традиции выпечки монастырского хлеба и просфор. Не говоря уже о главном монашеском делании - молитве. И коль Сама Пречистая коснулась Своей стопой этих скал и оставила на ней Свой пречудный след, из которого проистек чудотворный хрустальный источник, то молятся иноки за весь мир, покрываемый Ее чудесным заступлением.
Запомнилась двухчасовая беседа в келье схиархимандрита Димитрия (Шивкеника, † 2005), очень почитаемого братией и в народе опытного духовника и исповедника паломников.
Мы сидели в полумраке сумерек, и отец Димитрий рассказывал о том, как мама в голодном детстве отвела его ребенком в монастырь, чтоб не умер с голоду, как он просыпался на ночные бдения, как полюбил Бога и Пресвятую Богородицу, как умирал от язвы кишечника уже в зрелом возрасте, 40 дней в Великий пост не принимал никакой пищи и не умер, а исцелился. И многое другое о любви Божией к людям, о смирении и терпении. И в его тихой речи была некая сладость, а когда большие настенные часы в его келье отмеряли очередные полчаса, он крестился и творил краткую молитву...
Тогда удалось записать на диктофон и сфотографировать (монахи, особенно пожилые, этого не любят) старейших насельников лавры, многие из которых прошли фронты, лагеря и тюрьмы. Они тогда одногласно оценили злодеяние филаретовского раскола и его лидера, и эти интервью удалось поместить в одном из крупных политических еженедельников Украины.
Запомнились еще некоторые послушники, одним из которых был бывший офицер-танкист, афганец, страдавший видениями кровавой войны со слезами и криками убиваемых мирных жителей. Здесь он нашел успокоение, и страшные видения прекратились, и он рассказал о том, как Матерь Божия его исцелила.
В горе. Откровение
«Владыка наместник благословил нам 182-ю комнату в почаевской гостинице с удивительной панорамой зеленых полей, рощ, холмов, уходящих за горизонт, в синие дали, где уже далеко на востоке в бледно-голубой дымке земля соприкасается с небом. И воздух, напоенный цветущими летними травами, и птицы, и размеренные удары лаврского колокола, и в углу икона "Неупиваемая чаша", и наши слезы пред ней об ушедшем Алеше, и усталость прожитого дня - все это покрывалось великой благодатью Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица, спаси нас!
Проснулся в 5 после крепкого сильного сна, подошел к растворенному окну и увидел малиновый шар солнца над синими далями - и возблагодарил Господа, Творца неба и земли. И пошел в Троицкий храм, построенный в древнерусском стиле, расписанный так, как было при преподобных Сергии Радонежском и Андрее Рублеве. Я исповедовался и стал у образа - чудотворного списка Почаевской Божией Матери - у медных перил и горящего подсвечника, на ступенях, ведущих к образу в киоте на возвышении. И смотрел на Ее потемневший лик сквозь белые, красные и розовые лилии, выставленные за медными перилами в керамической вазе, вдыхая их нектарное благоухание. И молился Царице Небесной, изливая свою душу и свое горе. И Она утешила меня, окаянного, причастием крови и плоти Сына Своего, во оставление грехов и жизнь вечную. И понял я душой, что все живы. И на ропот мой об Алеше послала мне Пресвятая мысль: "Так было надо". И покой вошел в мое больное сердце. 2 июля 2009 года. Почаевская лавра».
На светлых лестницах и в коридорах современной уютной гостиницы царила какая-то неуловимая чистота благодати одинаково настроенных на молитвенные труды людей. Пожилых и не очень, с детьми и подростками, юношей и дев... Они все приехали сюда к святыне молиться и напоминали своей молчаливой согласованностью сообщество древних христиан, у которых, по слову апостола, «все было едино». И сколько здесь разных судеб, думалось тогда, сколько слов и сокровенных воздыханий, устремленных к Богородице. Вот уж воистину свято место пусто не бывает...
Последний визит
«Куда дрейфует Почаев?» - взывал церковный журналист-священник к интернет-аудитории. На страницах электронных СМИ развернулась полемика по этому поводу, посыпались обвинения, но высказывались и трезвые слова защиты. Тех, кто защищал Почаев (в их числе был и авторитетный архимандрит, наместник крупного киевского монастыря), сравнивали с кликушами, называли мракобесами, «благо» сейчас в интернете выставляй, что хочешь, и пиши, о чем хочешь. Ругай патриархов и митрополитов, размещай свои «православные» демократические взгляды на индивидуальных блогах и в православных форумах. Тут уж бумаги нет, краснеть нечему...
Об этом думалось по дороге из Тернополя в Почаев, когда белый маршрутный «бусик» вез пассажиров по извилистому волынскому краю, и за каждым поворотом и подъемом открывался новый удивительный пейзаж. Вспомнился мне тогда почему-то один почивший Киево-Печерский схиигумен, прикованный к инвалидной коляске. Некогда боевой протоиерей, отец многодетного семейства, церковный строитель и молитвенник, он еще в непожилом возрасте был поражен тяжелым полиартритом, сковавшим его тело. И он ушел по договоренности с матушкой доживать век в Киево-Печерскую лавру и снискал у братии, прихожан и паломников большое почитание. Так вот, рассказывал отец Геронтий - так его нарекли в великой схиме, - что часто видит один и тот же сон: будто идет он бодро и радостно пешком через долины и горы - в Почаев, к Пресвятой Богородице.
Вот и Почаев. Я был на исповеди, говорил с насельниками, с братией, расспрашивал паломников и женщин, несущих послушание в паломнической гостинице. Наконец взял обширное интервью у наместника лавры архиепископа Владимира. И сделал свой журналистский вывод: критические статьи о лавре были предвзятыми и надуманными. Наместник рассказывал, как собирались по этому поводу лаврские соборы и как монахи-духовники делились своими впечатлениями.
Дело в том, что в лавру чаще всего едут с генеральной исповедью, часто с какой-то духовной проблемой, которую на приходе верующие разрешить не смогли. Архиепископ объяснил, что исповедь и прием паломников для духовных бесед - это уже монашеское послабление ради людей. Так как в монастырях в былые времена вообще не исповедовали: главным уделом братии была молитва. Но в наше время тотального атеизма люди ищут духовное убежище чаще всего в монастырях. Исповедующему иеромонаху порой приходится задавать вопросы, чтобы выяснить суть внутренней проблемы человека. Может, среди таких неопытных в духовной жизни людей, приехавших в лавру, и возникало недовольство почаевской исповедью.
К тому же, сюда и из окрестных католических, греко-католических городков и сел, из раскольничьих приходов едут люди и стремятся попасть к причастию. Так что священники лавры вынуждены спрашивать, откуда приехали, какого вероисповедания.
О злополучных ИНН
Говорили с наместником и об ИНН. Да, в почаевских листовках звучат предостережения на этот счет. Но вовсе не «страшильного» характера, а излагающие монашескую точку зрения. Но никто из братии не спрашивает у приходящих на исповедь, есть или нет у них идентификационный номер налогоплательщика. Наместник подтвердил, что есть официальное мнение Церкви по этому вопросу, и каждый вправе сам решать, с кодом жить или без оного.
И в моей записной книжке появилась такая запись: «Будучи обладателем ИНН и не усматривая в этом какой-то духовной опасности, я все же пытаюсь понять, почему люди так воспринимают новые информационные технологии? И я попробовал представить себе отца Иоанна Кронштадтского, святителя Феофана Затворника, богослова-архиерея Игнатия (Брянчанинова), переводившего святоотеческое наследие... Как бы они восприняли ИНН? Я думаю, что так же, как это сделал архиепископ Владимир. И не потому вовсе, что уже явилась печать антихриста, а потому, что такие явления плохо совместимы с внутренней свободой веры, неким индикатором духовного православного сознания. И вот эти "бабки", которых мы так злобно высмеиваем, протестующие против ИНН у Верховной Рады, и крестные ходы в периоды политических неурядиц и оранжевых революционных потрясений - ведь это тоже диапазон самовыражения веры, точнее - реакции на процессы времени, мира, который, по слову Христа, во зле лежит. Вот в некоторых странах сексуальным рабыням вшивают чип для отслеживания их перемещения, камеры наблюдений сейчас практически везде простреливают пространство. А представим на минуту, что при этой технологии контроля поменялся политический режим и к власти пришел новый Нерон, который за одно крестное знамение предаст человека смерти. Ведь все это было в истории, и эти "бабки" всю жизнь ходили в храмы под надзором КГБ, и многие пожертвовали карьерой и благополучием, а иные и лагеря прошли. Не им ли со всей строгостью относиться к нововведениям? Мы, другое поколение, можем ли их понять? Я уж не говорю о том, что церковные журналисты должны блюсти Церковь от нападок и не подавать повод для соблазнов...»
Новый храм почаевский
Впрочем, не хотелось завершать беседу на тревожной ноте. И владыка наместник рассказал о строительстве нового почаевского храма, в дополнение к двум существующим: Успенскому - конца ХVIII века и Троицкому - рубежа XIX и XX столетий. Храмы, как объяснил наместник, требуют реставрации и ухода, и часто приходится реставрационные работы проводить между богослужениями. К тому же, число паломников с каждым годом возрастает. Поэтому возникла идея строительства нового храма - в честь Преображения Господня. Это подарок Почаевской лавре и будущим поколениям от поколения начала ХХІ века. А Преображение - это и наше с вами личное преображение веры, преображение всех государств, всех народов некогда Святой Руси.
И отвечая собрату по перу, скажу свое мнение на поставленный им вопрос: «Куда дрейфует Почаев?»
В Царство Небесное! Куда же еще?
http://www.pravoslavie.ru/put/44120.htm