- С какими чувствами в душе встретили Вы праздник Рождества Христова?
-
Мне, как человеку, живущему жизнью Церкви, близок и дорог каждый
церковный праздник. Трудно установить какую-то градацию праздников, но
Рождество Христово, конечно, занимает среди них особое место. Пришествие
в мир Спасителя - это центральный пункт всей человеческой истории,
когда Бог - Творец неба и земли - становится ради нас, людей, ради
нашего спасения подобным нам во всем Человеком. Для верующего сознания,
для верующего сердца это очень важно. Поэтому для меня это особый день,
особые службы, к которым мы готовимся в течение всего Рождественского
поста. И эта радость праздника ощущается всегда, независимо от того, в
какое время мы живем и что нас окружает, она доступна каждому человеку.
Правда, теперь многие не подозревают, что они празднуют. Ведь всеми
любимый Новый год - это и есть сублимация Рождества, точнее, попытка
сохранить некий аромат праздника, убрав его религиозную составляющую.
Сегодня праздник Рождества Христова возвращается в жизнь людей, всего
нашего общества. Я надеюсь, что и все те, кто считают себя
православными, хотя пока еще и не являются воцерковленными людьми,
постепенно почувствуют его своим.
- В
иерархии церковных праздников Рождество занимает второе место после
Пасхи. Какую роль в плане духовного окормления прихожан РПЦ отводит в
этой иерархии празднику Крещения Господня?
-
В самом этом вопросе очень много натянутости. У нас нет и никогда не
существовало «табеля о рангах», определяющего, на каком месте какой
праздник, Церковь не подходит к ним так утилитарно. Центр любого
праздника - богослужение, благодаря которому верующий человек может не
только вспомнить то или иное событие священной истории, глубже узнать
его смысл, но и в прямом смысле пережить его вместе с Церковью, так, что
оно становится частью его собственной жизни. Что же касается Рождества и
Богоявления (это второе название праздника Крещения), то они очень
связаны друг с другом, в древности они праздновались в один и тот же
день. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Христа в водах реки
Иордан, куда после проповеди Иоанна Крестителя люди приходили для того,
чтобы покаяться в своих грехах. Мы чтим тот день, когда Господь впервые
был явлен миру как Мессия, Спаситель. Праздники Рождества и Богоявления
разделяет совсем небольшой период времени, так называемые «святые дни»,
или в просторечье - Святки.
- Как относитесь к гаданиям на Святки?
-
Это обычай, не имеющий никакого отношения к христианству. И он давно бы
уже канул в Лету, если бы не труды наших уважаемых подвижников пера,
которым гораздо проще рассказывать о внешних вещах, даже о каких-то
небылицах, чем говорить о настоящем, глубоком содержании праздника, о
том, что, собственно, празднует Церковь. Это попытка художественной
реанимации всевозможных пережитков, которые, может, и имели место в
народном сознании, но далеко не в таком количестве, как пишут в нашей
прессе. Вообще интерес к дешевой мистике - это плод 1990-х годов, когда
появилась огромная масса гадалок, экстрасенсов, колдунов, «белых» и
«черных» магов, которые, стараясь придать вес своей «деятельности»,
пытаются сочинить некую традицию, к которой они якобы имеют отношение.
Так что это некая псевдоисторическая реконструкция с абсолютно понятными
целями.
- Но менталитет нашего народа требует сегодня и этого...
-
Вы много знаете народа, который гадает в Крещенские вечера? А я вообще
никого не видел. Но есть массовая реклама, и трудно ожидать, что она не
оставит никаких последствий. Эта пропаганда более активна, чем церковная
проповедь, ведь в нашей стране сегодня бабок и колдунов на порядок
больше, чем православного духовенства. Надо понимать, что внешние
информационные воздействия достаточно привлекательны для народа, потому
что кажутся доступными и уводят человека от необходимости внутренней
работы над собой. Церковь говорит о том, что человеку надо исправлять
себя. Евангелие открывает ему истину о том, что в нем есть кривизна:
Церковь называет это последствием первородного греха. Человек,
приходящий в Церковь, встает перед необходимостью очень внимательного
отношения к своей жизни, трезвого самопознания, а потом - очень долгой,
на всю жизнь рассчитанной, работы по исправлению себя. В этой работе нам
не обещан быстрый успех. Каждый из нас знает, как трудно отказаться от
какой-нибудь вредной привычки - на это можно потратить половину своей
жизни. А в гаданиях все проще: свечки, зеркало, ботинок через левое
плечо - элементарные вещи, которые, как кому-то кажется, могут быстро и
легко изменить жизнь человека к лучшему. С одной стороны - это игра, а с
другой - эта игра заканчивается всегда очень плохо, потому что это игра
с теми сущностями, с которыми лучше не играть.
-
На Ваш взгляд, стоит ли удивляться искаженному сознанию народа, который
живет в стране, где на центральной площади государства стоит мавзолей, в
котором лежит мумия?
- Это - тема для отдельного большого разговора, но мумия к гаданиям не имеет отношения.
- Обязательно ли окунаться в Крещение в ледяную воду, чтобы очистить себя от мирских грехов?
-
С одной стороны, купание в воде до некоторой степени оправданно, потому
что символически воспроизводит то, что мы вспоминаем в этот день -
Богоявление, которое произошло в момент омовения Христа в реке Иордан.
Во всех православных странах на Востоке - в Палестине, Греции, Болгарии,
Сербии, Румынии - эта традиция тоже существует, но в несколько иной
форме. Освящение воды там производится обычно на открытом воздухе, и
после того, как крест в третий раз опускается в воду при пении тропаря,
священник бросает его как можно дальше от себя, и толпа людей бросается в
воду: кто первый крест достанет, тот - герой дня. Это достаточно
древняя традиция. Но у нас она принимает экстремальный характер, потому
что мы все-таки живем в северной стране, где в январе залезть в воду -
это событие, даже подвиг. Омовение в ледяной воде не является
обязательным в этот праздник, это просто народная традиция. И никакого
разговора о том, что при этом «прощаются грехи», вести нельзя. Это
суеверие из разряда «раз в крещенский вечерок девушки гадали...», к
церковному учению оно никакого отношения не имеет. У нас эта традиция
получила особое распространение в последние 20 лет свободной жизни
Церкви. До некоторой степени она помогает тем людям, которые еще не
решились по-настоящему изменить свою жизнь и стать людьми церковными,
все же ощущать себя православными, причастными к жизни Церкви. Церковь
не осуждает эту традицию, но призывает относиться к ней благоразумно.
Хочу еще раз подчеркнуть: Церковь не учит тому, что купание в проруби
очищает от грехов. Первостепенно для человека - исповедь, покаяние и
старание жить по заповедям. Нет таких грехов, которые могли бы победить
милосердие и человеколюбие Божие. Если человек искренне раскаивается, то
Господь его прощает. Но это должно быть именно покаяние, а не купание в
проруби.
- Помнится, бывший губернатор
Аяцков любил публично окунуться в волжскую водичку. Наверное, показывал
этим местному народу, что здоров... Кстати, с какого-то времени пошла
традиция по всей Руси: люди, которые в 1990-ые годы приобретали свои
капиталы нелегальным путем, сейчас вкладывают деньги в строительство
новых храмов, и считают, что такими своими действиями они как бы
искупают личные грехи...
- Я много раз слышал
слова, подобные вашим, но ни разу не встречал человека, который пришел
бы ко мне и сказал: каюсь, я в 1990-ые годы сделал много плохого -
грабил, убивал, а сейчас хочу искупить свои грехи, поэтому построю храм.
Очень многие люди сегодня участвуют в строительстве храмов, и далеко не
все из них нажили свое состояние в пресловутые 1990-е. И что мне больше
всего не нравится в отсылках к тем годам - это выборочность. Да, 1990-е
- страшные годы в истории нашей страны, в это время была совершенно
разрушена справедливость в обществе: была уничтожена огромная страна, а
ее достояние было разобрано людьми, которые не имели на то никакого
права. Это катастрофа, даже еще по-настоящему не оцененная. Однако
сегодня необходимо либо объявить амнистию тем годам и жить дальше, тем
более, что подобные примеры имеются в истории многих стран. Или все же
решиться, и сделать кардинальную переоценку тех лет, их результатов. А
выборочно запускать руку, как в некий ящик, и вытаскивать оттуда то
одного человека, то другого, который чем-то неугоден сегодня - это
нечестно. И нельзя говорить, что все люди, которые сегодня участвуют в
строительстве храмов, «провинились» в 1990-е годы. У нас многие строят
храмы. В том числе и те, кто состоялся совсем недавно и не чувствует за
собой вины. Кроме того, Церковь не может и не обязана следить за
происхождением тех или иных денежных средств у людей, которые сегодня к
нам приходят.
- Ряд уважаемых ныне граждан, о
которых я читал когда-то в оперативных распечатках спецслужб,
занимаются сегодня благотворительностью...
-
Они могут быть не только благотворителями, но и чиновниками, депутатами.
Мы все, и Церковь в том числе, живем в настоящем времени и исходим из
тех реалий, которые есть сегодня.
- При
Вашей непосредственной протекции в саратовские храмы стали часто
привозить мощи святых. Планируются ли подобные акции в ближайшие месяцы
нового года?
- К нам действительно в
последнее время привозят много святынь. Происходит это потому, что
Саратовская область бедна святынями, и людям приходится выезжать в
монастыри, храмы других областей, где находятся почитаемые чудотворные
иконы и святые мощи. Для того, чтобы как можно большее количество людей
имело возможность им поклониться, мы и привозим святыни. Уже в 20-х
числах января, после Крещения, из Воронежа к нам будут привезены мощи
святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.
-
Как сегодня обстоит дело с выполнением положений закона о передаче РПЦ
ряда культурно-исторических ценностей государства? Осуществляется ли это
на практике в Саратовской епархии?
-
Такого закона нет. Есть закон «О передаче религиозным организациям
имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или в
муниципальной собственности». Он не касается культурно-исторических
ценностей, в нем идет речь о возвращении Церкви построенных ею до
революции храмовых зданий, монастырских комплексов. Все
культурно-исторические ценности у нас находятся в музеях, и в отношении
их действует закон «О музейных фондах», который предусматривает
неделимость этих фондов. В этом - основной нерв дискуссии, которая
велась по поводу принятия нового закона, потому что первоначально он
предусматривал возможность возвращения Церкви и «движимого имущества» -
икон, богослужебных предметов, оказавшихся в музеях. Однако в результате
жесткого и отчаянного лоббирования своих интересов музейной средой эта
часть была из законопроекта удалена. Закон, который принят, не является
чем-то революционным, прорывным, тем более - не является законом о
реституции, как называют его некоторые, потому что реституция - это
возвращение абсолютно всего отнятого имущества и компенсация стоимости
того, что не сохранилось. Об этом даже разговора не идет. Более того,
Церковь сама отказалась от реституции, в 1990-е годы было заявление об
этом Священного Синода. Об этом мало кто помнит сегодня. А закон,
который вступил в силу 3 декабря, просто упорядочивает процесс
возвращения церковного имущества, который и раньше происходил, но на
невнятных юридических основаниях. Сейчас в законе прописаны процедуры
передачи и возвращения традиционным религиозным конфессиям (не только
Русской Православной Церкви) того имущества, которое сохранилось. А его
сохранилось немного, и основная часть уже возвращена, но большая часть
церковных зданий и сооружений, которые в течение последних двадцати лет
были переданы Церкви, просто передавались ей в пользование. Это
несправедливо, потому что передаются, чаще всего, руины, Церковь их
восстанавливает, но при этом здание остается в собственности у
государства. Сегодня государство передает такие объекты со своего
баланса в собственность Церкви, и в ближайшие годы нам предстоит большая
юридическая работа по переоформлению документов. Кроме того, закон
устанавливает более конкретные правила возвращения церковного имущества.
Раньше это во многом зависело от возможности и умения правящего
архиерея епархии договориться с представителями власти. Например, я
прошу вернуть Церкви остатки какого-то храма. Мне могут вернуть, а могут
и отказать, не объясняя причин. Теперь в законе установлен
исчерпывающий перечень поводов для отказа. Если таковых нет, то
имущество обязаны возвратить, то есть ситуация переведена в правовое
поле. Что касается Саратовской епархии, то нам никаких культурных
ценностей не передавали. В минувшем году Церкви была возвращена бывшая
30-я школа, которая до революции была церковно-приходской школой при
храме в честь Покрова Божией Матери. Сейчас мы занимаемся ее ремонтом,
так как она была передана нам в аварийном состоянии, и надеемся, что с 1
сентября здесь начнут заниматься учащиеся Покровской православной
гимназии, которая сейчас ютится в разных помещениях в разных частях
города. Правительство РФ передало Саратовской епархии территорию и
несколько сохранившихся зданий бывшего Спасо-Преображенского монастыря.
После того, как располагавшееся здесь военное училище химической и
биологической защиты было расформировано, я попросил Святейшего
Патриарха Кирилла выйти с этим вопросом на правительство. Это было
сделано еще до принятия закона. Есть еще несколько объектов, не
возвращенных Церкви - один из Иргизских монастырей, в котором ныне
располагается дом отдыха «Пугачевский», остатки монастырей в Вольске,
Петровске... Но пока мы не ставим вопроса об их возврате. Сегодня также
расформировывается военный госпиталь на улице Рахова в Саратове - до
революции в этом здании было Саратовское духовное училище, и, возможно,
будет поставлен вопрос о его возвращении Церкви. Все другие церковные
объекты города заняты учреждениями культуры, и мы на них не претендуем,
понимая, что у города нет и не предвидится возможности построить более
современные и удобные здания, например, для Краеведческого музея.
- Восстановлению каких храмов на территории Саратовской губернии Вы уделите наибольшее внимание в 2011-м году?
-
Главная проблема на сегодня - это восстановление семинарии на улице
Мичурина, которая была нам возвращена несколько лет назад. И это
достаточно долгая работа, потому что здание - 6000 кв.м. было передано в
очень плохом состоянии. Заканчивается восстановление Архиерейского
дома, построенного в 1836 г. Это памятник истории и культуры, но деньги,
которые выделялись первоначально областным правительством на его
реставрацию, не поступили из-за секвестирования бюджета, и нам, скорее
всего, предстоит своими силами заканчивать работы. Больших усилий
потребует восстановление Спасо-Преображенского монастыря в Саратове, и
сколько времени это займет, неизвестно. Строились эти монастыри
столетиями, а разрушались десятилетиями, и мы не берем на себя
«повышенных обязательств» за 2-4 года восстановить их былую красоту.
Главное, чтобы там возникла настоящая монашеская община. Если это будет,
то все остальное приложится, и станет не хуже, а может даже и лучше,
чем до революции. У нас строится достаточно много новых храмов и в
Саратове, в райцентрах, и в селах - около пятидесяти, и мы продолжим это
строительство, несмотря на то, что экономическая ситуация очень
непростая. Но и в этих сложных условиях Господь посылает и людей,
готовых помогать, и средства.
- Что Вы можете сказать о деятельности Общественной палаты РФ по итогам прошедшего года?
-
Недавно я участвовал в выездном собрании Общественной палаты в
Санкт-Петербурге, которое было посвящено проекту Охта-центра. На нем
присутствовало большое количество заинтересованных людей. Очень
порадовало, что это заседание послужило «последней каплей» в той
дискуссии, которая велась почти два года, после чего петербургская
власть дрогнула, и строительство Охта-центра было перенесено. Я уже
призывал власти нашего города последовать примеру руководства
Санкт-Петербурга. Все-таки перенести здание Газпрома было сложнее, чем
разобраться со строительством небоскреба у нашего речного вокзала. Если
есть желание и воля, то сделать это можно вполне законными
демократическими методами. В конце концов, в городе есть масса площадок,
где можно построить подобное здание, если это так уж необходимо, а
строительство небоскреба, также как и возведение второго здания
гостиницы «Словакия» на территории исторического центра - это безумие.
«Словакия» находится на месте некогда красивейшего Крестовоздвиженского
женского монастыря, и то, что сейчас эта площадка застраивается,
заставляет пожалеть о невозможности реституции. У меня теплится
маленькая надежда на то, что здравый смысл все-таки победит, но надежда
эта невелика...
- Согласно новым политическим
веяниям священнослужители могут официально участвовать в политической
жизни страны, избираться в представительные органы власти. Каково Ваше
отношение к подобной тенденции?
-
Законодательного запрещения подобному нет и сейчас. Но, судя по всему,
Вы говорите о документе Межсоборного присутствия, который размещен на
официальном сайте Московской Патриархии для всеобщего обсуждения. В этом
документе подчеркивается нежелательность для священнослужителей
участвовать в выборах, и я совершенно с этим согласен, потому что каждый
должен заниматься своим делом. Кроме того, есть древние каноны, в
которых написано, что священник не должен предаваться мирским
попечениям. Хотя история знает примеры, когда духовенство участвовало в
политической деятельности, но за редчайшим исключением эти примеры -
отрицательного свойства: известный священник Георгий Гапон, духовенство в
Государственной Думе до революции, в наше время - Глеб Якунин, который
настолько увлекся политикой, что перестал был священником... Духовенство в
политике - это всегда очень сомнительно выглядит и плохо заканчивается.
В документе Межсоборного присутствия говорится, что можно сделать
исключение только в тех случаях, когда это действительно необходимо.
Самый яркий тому пример - кипрский архиепископ Макариос, который,
оставаясь главой Поместной Церкви, стал президентом республики, главой
нации, в самый сложный и страшный момент в истории государства Кипр,
когда просто некому было принять на себя руководство страной. Мы не
знаем, какая ситуация может сложится завтра в России. Может быть,
когда-то кому-то из духовенства придется принять участие в политической
деятельности при форс-мажорных обстоятельствах.
-
Почему для Церкви все равны, а некоторые равнее? Я имею в виду
режиссера и актера Ивана Охлобыстина, который бросил когда-то мирскую
жизнь, подался в священники, но сегодня покинул Церковь, оговорив
возможность возвращения обратно, и заручившись предварительно
благословением Патриарха...
- Такие случаи
всегда - большая трагедия и для самого человека, и для Церкви. Есть
хорошие слова апостола, которые обращены к каждому архиерею: Рук ни на
кого не возлагай поспешно (1 Тим. 5, 22). Иван Охлобыстин - безусловно,
интересный человек, наверное, неплохой актер, но, на мой взгляд,
священником ему не надо было становиться. Это доказательство того, что
каждый должен заниматься своим делом, а священнослужение - это такое
дело, которое требует всего человека полностью, всей его жизни.
Священник даже своей собственной семьей не может заниматься в той
степени, в какой это необходимо, так как он в первую очередь посвящает
себя служению Церкви. А совмещать священство с актерской профессией
просто невозможно.
- Какие новые формы и
подходы в работе с населением необходимо внедрять в РПЦ для преодоления
влияния чуждых Православию религий?
-
Церковь - это не партия и не общественное объединение, которые вынуждены
выдумывать новые формы и методы работы с людьми. Дело Церкви -
проповедовать Христа, нести истину. Но поскольку меняется жизнь,
меняются отношения между людьми, меняется и язык церковной проповеди.
То, что было и так понятно несколько лет назад, нуждается в подробных
объяснениях сегодня, и наоборот. Так что содержание церковной проповеди
остается одним и тем же, меняется ее форма.
-
В заключение - наивный вопрос, который почему-то пытаются задать
многие: есть Бог, и есть человеческая душа. Почему между ними должен
быть какой-либо посредник, пусть даже если им является Церковь?
-
Мы живем в интересное время, когда выпускается масса литературы,
фильмов, телепрограмм, исчерпывающе отвечающих на эти вопросы: что такое
вера, что такое Церковь, Кто такой Бог. При храмах работают воскресные
школы для взрослых и детей, курсы катехизации. Но некоторые люди живут
так, словно ничего этого нет, и вновь и вновь задают подобные наивные
вопросы, как будто и не желая услышать ответ... Церковь - это не посредник
между душой человека и Богом. Церковь - это Тело Христово на земле,
сообщество людей, объединенных вокруг евхаристической Чаши. Церковь
основана Самим Христом, ради этого Спаситель и пришел на землю.
Причащаясь в Церкви, верующие люди соединяются со Христом, Который
сегодня здесь, с нами, и будет с нами во все дни до скончания века (Мф.
28, 20). Церковь - это Христос, если мы в Церкви, то Христос - в нас.
Беседовал Владимир Спирягин
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=55276&Itemid=3