Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года,
Нам силу дает наша верность Отчизне,
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
В гимне нет пустых слов или слов не на своем месте, как поэтическое творение он заслуживает и анализа, и любования. Три главных строфы, по четыре строки в каждой, итого двенадцать. Трижды повторяющийся припев удваивает эти числа, несомненно, не чуждые библейскому нумерологическому символизму.
Гимн являет собой одновременно и обращение к России, и ее описание. Первая строфа бесстрашно игнорирует все требования «политкорректности» и сразу заявляет о самой сути: Россия - это священное государство. Источник святости - всегда и только Бог. Россия связана с Богом.
«Держава» и «страна» - это в принципе разные понятия, и хотя относятся к одной реальности, но описывают ее в разных аспектах. И не случайно Россия как страна получает эпитет «любимая», то есть тут на нее смотрят со стороны человека, жителя и гражданина России, чьими устами и поется гимн, но при этом смотрят именно любовью, то есть тем, что «никогда не перестаёт» (1Кор.13:8) в Вечности.
Воля может быть божественной и человеческой. Человек может согласовать свою волю с волей Бога. «Могучая воля» третьей строки - это и воля человеческая, без которой не строится государство, и воля Божия, без которой держава не может быть священной, а строительство - успешным.
Слава тоже может быть человеческой (и тогда она, условно говоря, будет измеряться частотой упоминания в масс-медиа), но может быть и божественной. Слава Божия и Божия благодать - это в действительности синонимы в православном богословии. Поэтому «достояние на все времена» для России - это союз человеческой воли и божественной благодати. Ведь именно благодать дает силу согласовать волю человеческую с волей божественной, а значит - ведет ко спасению.
Вторая строфа проецирует то, что заявлено в первой, на плоскость земли в географическом и сущностном смыслах. «От юга до полюса», «от моря до края» - символическое выражение всеохватности, пространственной полноты. «Леса и поля» - природа и дикая, и возделанная человеком, то есть вся полнота земли в качественном отношении. По-русски в слове «земля» соединены значения двух библейских слов: эрец (земля как страна) и адама (земля как почва, грунт). Так что «родная земля» четвертой строки напоминает не только о привычной всем любви человека к своей родине, но еще и о творении человека как такового из праха земного (Адама из адамы) - творении Богом. Иначе говоря, о единственности всего человечества (символически являемого Россией), о естественном братском единстве народов, о которых говорится в припеве. Ведь слова «родная» и «народы» - однокоренные.
Вообще для всякого человека его родной дом и его местность уникальны с субъективной точки зрения (there is no place like home). Но Россия уникальна - «одна такая» - и с точки зрения объективной, причем не только в силу пространственной огромности и культурного своеобразия, но и в силу особого государственного - державного - служения Богу и человечеству. Если в первой строфе о Боге говорилось прикровенно, через слово «священная», то здесь указание на Него прямое. Россия, родная земля, хранится Богом. «Священная держава» из первой строки - это тот, кто исполняет уникальное служение «удерживающего теперь». Ведь Россия, Третий Рим - это «держай ныне» (2 Фессал. 2:7), а он хранится Богом, и по пророчеству Даниила ему надлежит стоять до конца времен.
Наверно, логично, что гимн с такой заявкой появляется только в 2001 году, при Путине.
Третья строфа - это уже развернутая проекция на текучее время, ранее уже упомянутое в четвертой строке первой строфы («на все времена»). Понятие «мечта» имеет как благое содержание, побуждающее человека к деятельности, так и опасное, уводящее в прельстительные ловушки. Но именно жизнь должна выявлять, поверять и выправлять во времени то, что порождается мечтой. Если Отчизна такова, как заявлено в первых строфах, то есть если она связана с Богом, то именно верность ей дает силу и удерживает на добром жизненном пути. Тройная энергичность утверждений завершающей строки - «так было», «так есть» и «так будет всегда» - охватывает всю полноту временного пространства, а значит, выводит к его грани и к его цели - ко входу в благую Вечность, куда допускаются только верные Отчизне. Слово «Отчизна» указывает на одно из ключевых для библейского сознания слов - на слово «отец». Глубину его содержания невозможно обозреть в этой краткой заметке, но оно пронизывает всю временную ткань Священной истории от сотворения (без Бога Отца земля не может ничего родить и не может быть «родной») до спасения во Христе Богочеловеке, Сыне Отца. Спасаются в Нем люди, то есть сыны как своих отцов (по плоти вплоть до Адама и своих отцов духовных), так и сыны Бога Отца по усыновлению через Христа.
Припев повторяется трижды, что должно символически удостоверять его особую истинность. В припеве 1) «наше свободное Отечество», 2) «союз братских народов» и 3) «данная предками мудрость» перечисляются как имена одной и той же сущности, нашей страны, которую мы видим как бы в трех аспектах, причем в каждом из этих сложных «имен» мы имеем указание на отцовство: через слово «Отечество», через понятие братства народов (возможного только при признании единого отцовства), и через слово «предки».
О славе как благодати Бога уже сказано раньше, и слово «славься», которым начинается припев, в сущности означает призыв ко благодатным энергиям пронизывать всю жизнь России во всех ее аспектах.
Для людей гордость самими собой губительна. Но если мы гордимся не собой, а тем, что возводит к Богу, то есть Отчизной (во всей полноте этого слова), и гордимся не человеческой славой, а славой божественной, благодатью, которой одной только и может в действительности, перед лицом Неба, славиться земная страна, то такая гордость спасительна. Россия намного больше, чем совокупность ее жителей данного времени.
Заметим и некоторые неявные подробности.
Слово «слава» (о значении которого сказано выше) вместе с производным от него «славься» присутствует в гимне семь раз. Число семь в библейском символизме указывает на полноту в тварном мире, причастном своему Творцу через Его благодать.
Слово «Отчизна» присутствует один раз, а «Отечество», слово с тем же корнем и близким значением - трижды. Это прикровенно указывает на единство Пресвятой Троицы. Она едина, ибо Отец один.
Близкую, но не тождественную мысль о единстве множества людей по образу единства Пресвятой Троицы можно увидеть в диалогическом сопоставлении местоимений множественного числа «мы», «наша», «наше», «нам» и единственного «ты», «твое», «тобой». Смысловое содержание гимна указывает на то, что простая совокупность «нас», нынешних граждан России, еще не достаточна, чтобы составить «тебя», Отечество-Россию в ее полноте, ибо Россия включает в себя и прошлые поколения, и держится Самим Богом как источником и промыслителем всякого бытия. Тем, кто любит теорему Гёделя, эта мысль более понятна.
Примечательно, что в гимне России начисто отсутствует любое упоминание зла, смерти, неправды, борьбы, врагов, тьмы, да и вообще чего бы то ни было негативного или хотя бы понижающего в числе или качестве. Даже грамматических форм отрицания или хотя бы сравнения в нем нет. Надо заметить, что это отнюдь не типично для государственных гимнов. Даже в лаконичном дореволюционном гимне «Боже, Царя храни!» упоминался «страх врагам». А в гимне России нет зла, оно отсутствует как таковое!
Вероятно, те качества, которые имеет сейчас гимн России, уместны были бы и для гимна Небесного Иерусалима, если бы он нуждался в государственном гимне.
http://www.radonezh.ru/analytic/13728.html