- Старец Паисий писал: в прежние времена, когда не было удобств, когда наука еще не сделала таких шагов вперед, людям приходилось во всех трудностях прибегать к Богу. И Бог помогал. А сейчас наука добилась больших успехов. И поэтому Бога отодвигают на последнее место. Сегодня люди идут по жизни без Бога. Планируют то одно, то другое. Надеются на пожарную охрану, на буровые скважины, на пятое, на десятое. Но что могут сделать люди без Бога? Лишь наводят на себя гнев Всевышнего. Вот, когда нет дождей - люди не говорят: будем молиться Богу, а говорят: будем бурить скважины для колодцев. Худо то, что так думают не только неверующие, но и верующие. И потихоньку начинают забывать о силе Божьей. К счастью, Бог терпит нас. Однако люди даже не понимают того, что Бог промышляет о них. Пусть нашим юным слушателям не покажется тема трудной или может быть скучной. Сегодня я хотел бы побеседовать о Божьем промысле, о том, чего хочет от нас Бог. И как познавать и исполнять волю Божью. Мы обращаем наш эфир преимущественно подросткам и всем, кто считает себя в душе молодым. Источник и залог человеческого счастья, радости, конечно, ни в чем ином, как в умении познать волю Господа Всемогущего, Вселюбящего и Всепремудрого. И собственно главная задача образования, воспитания ни в чем ином не может заключаться, как в умении узнавать эту волю. Благую, святую и совершенную. Детство мы потому и называем "золотым", что юные, чистые и неиспорченные существа имеют легкое сердце, которое само тянется к молитве. Которое по природе всех любит, которое радуется общению с ближними и отвращается от всего злого, дурного и порочного. Таковы дети по большей части своей. Потому Спаситель и призывает всех своих учеников уподобиться детям по состоянию их сердца - невинности, чистоте и доброте. Но вот чем дальше в лес - тем больше дров. И некоторые из наших слушателей, вступив уже в подростковый переходный возраст, теряют непосредственность и радость. Опускают крылышки бодрости. Их борют всевозможные желания, часто противоречащие друг другу, а лучше сказать, вступающие в противоречие с тем, что подсказывает совесть. Ибо один голос говорит в нас: ты должен, а другой: я хочу. Один голос говорит: необходимо сделать то, то, то и то-то, а другой, льстивый, лукавый убеждает зарыть голову в песок, не думать ни о завтрашнем дне, ни о сегодняшних обязанностях, а о том, как бы поразвлечься, да получше убить время. Вот почему для маленьких наших слушателей вопрос о познании воли Божьей жизненно важен. Ибо тот, кто ставит своей жизненной целью угождение своему Создателю и Спасителю, конечно, не может быть ни чумазым грязнулей, ни ленивым Емелей, ни озлобленным и обидчивым, но по необходимости будет подражать ангелам бодрым, светлым, чистым, готовым на всякое доброе дело.
- Отец Артемий, а все-таки чего же хочет от нас Бог?
- Бог хочет нашего спасения, которое не свершается без собственных наших усилий. Бог хочет, чтобы мы сохранили и душу, и тело в чистоте. Бог хочет, чтобы мы относились ко всем с заботой, дружеством и любовью, как Он Сам промышляет даже о самом маленьком своем создании. Бог хочет, чтобы мы явились победителями злого духа, а значит, господствовали над сиюминутными желаниями и капризами. Бог хочет, чтобы все мы - и взрослые, и маленькие, только начинающие жизнь и уже готовящиеся к исходу, знали Его, единого Небесного отца и ставили своей жизненной целью угождение Спасителю Иисусу Христу, Который пришел в этот мир, дабы открыть нам спасительную Свою волю.
- А если человек ничего не хочет делать и думает, что все как-то само собой управится?
- Наверно, это не так. Будущность свою и счастье свое в будущем каждый творит сам. При этом каждый день трудясь, ведь известно: на Бога надейся, а сам не плошай.
Так-то и мыслил испокон века наш народ. Представьте себе, что ваше счастье - это кусок холодного металла, который вы полагаете в кузнице, и призваны сами молотом собственного усердия труда, возгнетая жар, этот холодный кусок размягчить, растеплить, чтобы он стал податливым в ваших руках. И вы придали бы ему ту форму, которая сделает эту бесформенную глыбу прекрасной чашей. К сожалению, сегодня дети забывают о необходимости трудиться над самим собою, работать над исправлением собственного характера, который, к сожалению, чуть ли не к пяти годам может быть обуреваем страстями, своеволием, обидчивостью, злобой, стремлением к удовольствиям. Вот почему Суворов говорил: тяжело в учении - легко в бою. Пока мы молоды, давайте-ка, друзья, браться за спасение души своей, оно же ни в чем ином как в молитвах Богу и трудах любви к ближнему.
- Батюшка, но все-таки, как угадать волю Божью, если думать о своей будущей профессии?
- В каждого из наших маленьких слушателей Бог вложил тот или иной талант, а иногда и по нескольку. Но таланты в землю зарывать нельзя. Если золотую жилу вовремя не найти, не вскрыть недра земные, не промыть это находящееся в породе земной золото, то кто им может воспользоваться? Так, не случайно называют лень матерью всех пороков. Бог никого не обделяет. Один должен быть сильным, другой мужественным, третий умный, четвертый красноречивым, пятый должен повести Россию в светлое будущее как великий военачальник. Нет ребенка, который не имел бы от Бога данного ему призвания. Однако сидя день-деньской за компьютером, и в 20 лет занимаясь виртуальными игрищами, ты не будешь иметь времени, чтобы заглянуть в мир собственной души узнать, почувствовать свое призвание. Вот почему в трудах, мил дружок, ты обретешь свое суровое, но светлое будущее. И поэтому мы с вами на "Радонеже" неустанно будем призывать детей к здоровому образу жизни. Соблюдению режима, умению почтить Господа Бога в храме в праздничный день. В совестливом тщательном исполнении тех заданий, послушаний прежде всего, домашних занятий, без которых даже не возможно никакое обучение. Мы говорим сегодня о познании воли Божьей. Необходимо чувствовать себя нужным и для этого служить самым близким дорогим тебе людям, кровным родственникам, бабушкам и дедушкам, отцу и матери, братьям и сестрам. Стыдно думать только о себе и о том, как бы, оторвавшись от всех забот, погрузиться в сладкую негу. Даже индусы, народ, который преимущественно сидит в позе лотоса напротив священной коровы, и размышляет о своей посмертной судьбе. И они-таки не забывают, что должно обработать свой сад, сорвать бананы с пальмы и встретить заморского странника Афанасия Никитина гостеприимной улыбкой.
Я думаю, отчего сейчас такая расслабленность. Вот раньше даже в младших классах были какие-то палочки. Было чтение книг. Сейчас с техническим прогрессом все это уходит на задний план. А вот Иван Александрович Ильин говорит о том, что такое «читать». Читать - значит, искать и находить. Ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это творческий процесс. Ибо воспроизводить - значит творить. Это борьба за духовную встречу. Это свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углубленным, оно должно стать творческим и созерцательным. И по чтению можно узнавать и определить человека. Это такой большой труд! И сейчас мы и дети наши устранились от этого созерцательного, вдохновенного, творческого труда совместно с писателем, мы такого труда сейчас не наблюдаем в детях. Может быть, от этого происходит расслабление, потому что вокруг все виртуальное.
Справедливости ради сказать: среди юных слушателей радиостанции, "Радонеж" есть книгочеи. Есть те, кто зачитывается доброй книгой даже чрезмерно, но, к сожалению, это немассовое явление.
- Добрый вечер, отец Артемий. Это Наталья. Я сегодня услышала в информационных новостях о том, как в Китае терпят убытки книжные магазины, причем это в течение короткого времени. Потому что молодежь схватилась за букридеры. Читают книги в электронном виде. Как вы думаете, нам такая опасность не грозит? И учитывая то, что заключен договор с Америкой в области электроники, была уже передача по телевидению о преимуществах подкожного чипирования - это все не вымысел, а вопрос будущего. Как Вы к подкожному чипированию относитесь?
- Так же как и вы, резко отрицательно. Под кожу клещи забираются. В Южной Америке особые мухи есть, которые откладывают личинки под кожей, и человека постигает страшный зуд. Он не может найти покоя, потому что изнутри начинает гнить. Вот так будут гнить и те, кто из стремления к прогрессу сам ринется в объятия бесу. И позволит себе и своим детям внедрять чипы, притом, что будут всячески обещать златые горы, невиданные интеллектуальные возможности в результате воздействия благотворных физических полей. Овчинка выделки не стоит. Такой человек потеряет самое дорогое, что дано ему Господом - свободу мыслить и страдать. Между прочим, мы сегодня, дожив до 19 октября, могли бы вспомнить, чем значимо это число в русской культуре. Ибо это день открытия Санкт-петербургского лицея. И Александр Сергеевич Пушкин, который, слава тебе Боже, ничего не знал о подкожном чипировании, никогда не сидел ночами в Интернете, каждое 19 число представлял своим друзьям дивные поэтические шедевры: "Друзья мои, прекрасен наш союз. Он как душа неразделим и вечен". И будем равняться не на Электроника, Тарапуньку или Шпунтика, а на Александра Сергеевича Пушкина, который имел сам огромную домашнюю библиотеку. И время досуга всегда коротал с книгой. Потому таким удивительным стал его язык, легкий золотой, проникнутый сердечной любовью к Отчизне. Отвечая вам на ваш вопрос, думаю, что мы должны воспитывать наших детей со здоровым скепсисом в отношении электроники и всех компьютерных пособий и приборов. Нужно жить в этом мире и быть свободным от электрических проводов, процессоров, дисплеев, скринов и макинтошей.
- Вы знаете, я хотела бы еще сегодня поздравить батюшку Леонида Сафронова. У него сегодня день рождения, как раз в лицейский праздник. Он всегда ходил в тюрьмы, пешком, далеко. И какой бы он ни был уставший, как бы ни приходил поздно, каждый день читал своему ребенку Пушкина. Заканчивал Пушкина начинал Гоголя, заканчивал Гоголя, опять начинал Пушкина. И так каждый вечер, несмотря на усталость, не заканчивал день без такого занятия с ребенком.
- Думаю, что слушающие нас дедушки и бабушки про себя скажут, а может быть и вслух: ай да, батюшка, вот так молодец! Уж если батюшки читают русскую классику своим детям, то нам-то разве можно отпускать вожжи воспитания? И думаю, что от такого благого обычая приобщать детей к сокровищам русской литературы можно подняться до самых великих высот. Мне вспоминается в связи с нашим разговором о познании воли Божьей рассказ одного из оптинских старцев, старца Феодосия, который, вспоминал свое детство, оно приходилось на первую треть XIX века. Рассказывал, как его бабушка неопустительно собирала внучат каждый вечер и читала им не Гоголя и Пушкина, на которых смотрели тогда с легким недоверием, но Святую Библию. Раскрывала Ветхий Завет и, сама плача чистыми умиленными слезами, читала повесть об Иосифе Прекрасном, запечатленную пророком божьим Моисеем. А дети садились, кто держался за ее подол, кто смотрел на котенка, который катал лапкой клубок из шерсти, а кто безотрывно смотрел в уста бабушки, и все слушали про юного Иосифа. Как его продали братья в Египет. Как он молился Господу Богу в далекой темнице, и как возвысил его Господь, поставив вторым по Фараоне человеком в Египте. Он понимал, что превыше всего правда и любовь. И уповающий на Господа Бога никогда не будет им забыт, но во всех злоключениях благодаря Творцу, мы минуем многочисленные опасности. Промыслом Господним будем хранимы. Этот промысел изведет нас на великое поприще служения страждущему человечеству. Я очень верю, что у нас на Руси, в стране чудес, не оскудеет число юных душ, которые счастливо избегнут всех соблазнов третьего тысячелетия. Пусть президенты, если хотят, чипы ставят своим родственникам, объявляя, что до 2020 года все наше население должно вживить в себя такие особые штепсели, дабы вечером подключаться в розетку и заряжаться какими-то биоритмами, которые будут к нам из Америки перекачивать мощные передатчики. Нет, мы не Электроники, мы не Шпунтики, не Штепсели, но мы великий русский народ. Великий по его исторической судьбе, по его державным предкам, по той земле, которую мы призваны любить и защищать, обрабатывать и украшать. И я верю, что промысел Господень сохранит Россию, особенно, если мы в детском эфире будем чаще об этом говорить. Ибо среди многих тысяч наших слушателей найдется два, три маленьких человечка, которые загоревшись любовью к Богу и к людям, сохранят себя от электронных соблазнов. И, может быть, на них сбудутся через одно-два десятилетия слова великого Глинского старца, говорившего, что некогда из среды народа явятся мужи разума и силы, и они-то восстановят попранное. Поведут народ, духовно ослепший, к светлому предназначению России, которые, конечно же, в служении Матери-Церкви, умножению благодати, дарованной нам в таинстве крещения в сияющих наших сердцах.
- Батюшка, мы сейчас говорим об электронных всяких книгах и средствах. Я вспомнила писателя Сент - Экзюпери. Когда Маленький принц захотел пить, он попробовал воду и похвалил ее, какая она вкусная. А летчик ответил: потому она вкусная, что в ней заложен труд моих рук, скрип колодца, скрип веревки. Все это делает эту воду вкусной и необыкновенной. И поэтому чтение книги, именно библиотечной, либо взятой из домашней библиотеки - это совершенно иное общение с нею, нежели она была бы в электронном виде. Хотя текст будет один и тот же.
- Общение с живой книгой, переплетенной пергаментом или хорошо иллюстрированной - это, конечно, совсем другое дело, чем с бездушным букридером. А сейчас, кстати, появляются книги, которые, как и в старину, облекают в бычью кожу. Я недавно посетил фонд Никиты Михалкова. У него есть издательский дом "Сибирский цирюльник". И порадовался тому, какие же книги сегодня издаются у нас в Москве. Мне преподнесли книгу о гербах российских губерний и городов. И вы знаете, очень понравился девиз, выдвинутый этим издательским домом в качестве своего кредо "Эти книги будут читать ваши внуки". Так, вот действительно общение с книгой мало-помалу делает вас развитым человеком. Имеющим эстетический вкус, чутье духовное, умеющим различать добро и зло. Общение с книгой настоящей, полезной, доброй делает вас мало-помалу личностью, способной размышлять, мыслить, чувствовать, подмечать и молиться. Я не против, конечно, познания через компьютерные сети. В конце концов, информацию можно черпать разным образом. Но всякий знает, что добраться до книги там не слишком-то легко. Сколько отвлекающих обстоятельств, сайтов, картинок, которые вовремя или не вовремя выплывают! Да и что это за книга - то потухнет, то погаснет. Одним нажатием кнопки вы можете сбить данную вам информацию. А еще экран излучает из себя электрончики, воздействует на ваше зрение, снижает вашу способность восприятия, поэтому все должно быть в меру и дозировано. Никогда компьютерная система познания не сможет нам заменить традиционное приобщение к премудрости книги и личного взаимного общения.
- Мне хотелось бы услышать мнение отца Артемия о таком методе обучения детей, как скорочтение. К сожалению, мой племянник мою крестницу хочет так учить. И я вот чувствую что-то здесь не так и не должно быть, не подходит это для православного человека.
- А что, разве племянница страдает какой-то расслабленностью, у нее замедленные реакции? Ну, к чему ей, милой, скорочтение, ведь она же не какой-то приемник, который призван пропесочивать, прорабатывать информацию в рекордно короткое время. Наш век и так повинен в спешке, следуя которой телезритель, умудряющийся за два часа проследить за сюжетом трех одновременно демонстрируемых фильмов, не обретает никакой пищи ни для ума, ни для сердца. Эти пулеметные очереди информационных блоков разве кого-нибудь сделали умнее? Разве ваш ребенок рыба-пиранья, чтобы проглатывать книгу за книгой ради того, чтобы следующим днем удвоить мегабайты усвоенной информации? Это просто противно здравому смыслу и целям, и задачам воспитания, которые заключаются ни в чем ином, как в усилиях педагогов приблизиться от ума к сердцу, прикоснуться к душевным струнам и воспитать чувства добрые наших воспитанников. Разве скорочтение необходимо вам для изучения "Капитанской дочки" или "Бородина", знаменитой лермонтовской поэмы? Скорочтению пусть обучается чиновник, вот, новый наш мэр ССС, как его иногда величают благодаря тому, что имя, отчество и фамилия начинаются с прекрасной русской буквы С. Дай Бог, чтобы он установил мощь СССР. То есть действительно помог нашей столице ощутить себя не Гаваною, таким банановым городом, придатком иноземных государств, но третьим Римом. И мы в это верим. Он человек положительный во всех отношениях, как вчера его представил общественности ВВП (Владимир Владимирович Путин).
Вот ему-то, конечно, скорочтение совершенно необходимо - столько докладов, реляций, информативных блоков. Нужно знать все о транспортной системе, о размерах коррупции, о том, кого вывести на чистую воду, от кого откачать грязную воду. То есть, скорочтение необходимо функционеру для работы со служебными текстами. Но, простите, племяшке-то нашей или внучке необходимо приобщаться к сокровищам отечественной культуры с чувством, с толком, с расстановкой. На том стоим. И хочется, чтобы наши милые сограждане, не завидуя тем, кто обучается на курсах скорочтения, с удовольствием брали в руки добрую свеженаписанную книгу или извлеченную из анналов отечественной истории, и в уединении познавали удивительную радость общения с тем, кто старался от сердца к сердцу делиться накопленными сокровищами.
- Батюшка, а сколько лет должен работать человек по Священному Писанию, либо во сколько лет он должен начинать?
- Мудрые мамы, уже нося под сердцем малышей, уже читают им Священное Писание. Да, представьте себе, раскрывают Новый Завет и вслух ли, про себя ли главу за главой прочитывают евангельское повествование, прекрасно зная, что дети там, в утробе матери, внемлют, раскрыв уста, и впитывают уже по выходе из лона материнского вместе с молоком своей родительницы блестки Божьей премудрости. Никогда не поздно, никогда не рано преобращаться к Божественным словам Писания. Читайте об этом в замечательной книге Сергея Александровича Нилуса "Великое в малом". Там вы найдете воспоминания игумена Феодосия о его благодатном детстве. Бабушка усаживала чуть ли не двух- трехлетних малышей и так мерно и мирно, отчетливо и внятно читала им о странствованиях прекрасного Иосифа, что дети тут же, прикорнув и засыпали, убаюканные старинным слогом церковно-славянской речи.
- Батюшка, я помню, как вы рассказывали лет десять, наверное, назад о том, как замечательно вечера можно проводить дома: зеленая лампа, чай, варенье и кто-то читает, а все остальные пьют чай. Но, наверное, это все ушло в Лету. Потому что сейчас такая быстрая жизнь, уже никто не собирается практически.
- Ушло в лето, потому что наступает зима. Однако мы с вами стараемся, как можем. Да, чая с вареньем у нас здесь нет, но зато есть прозрачная ключевая вода, о которой вы сегодня говорили и тешили себя надеждой, что дети, убаюканные мерным тоном нашего собеседования, уже видят третий сон.
Мы сегодня, продолжая наше собеседование, если дети, может быть, сейчас еще не возвратились с вечерней прогулки или уже моют уши и готовятся после краткой молитвы лечь спать, сделаем наш детский эфир доступным для взрослых звонков. Ибо все мы дети в очах нашего Создателя. Я хотел бы напомнить, дорогие друзья, что сегодня мы с утра чествовали одного из 12 учеников - Святого апостола Фому, который ходил пешком в Индию, проложив тропочку и нашему дивному путешественнику Афанасию Никитину, родом из Твери. В это воскресенье я посетил древний город, который говорит нам своим названием - Тверь, ты только верь, и все приложится, и все устроится. И очень бы хотелось, чтобы и наши маленькие слушатели не потеряли исконной, отроческому возрасту присущей любознательности. Познавать мир сегодня можно, конечно, и через компьютер, о котором мы мало сказали ласковых слов. Но, справедливости ради, давайте вспомним о тех возможностях, которые нынче открыты детям. Ибо создано невероятное количество дисков, которые позволяют путешествовать в любую точку мира - и в Индию, и в Африку, и на реку Лимпопо, знакомиться с замечательными архитектурными памятниками, изучать много различных культур древних народов и, прежде всего, Святой Руси. Вот тут, убежден, компьютер может быть использован в мирных целях. Если бы всю шелуху и глупость, уже не раз нами преданных остракизму, компьютерных игр заменить на образовательные и познавательные программы, конечно, в дозированном объеме, вот тогда дело бы пошло. Тем не менее, обращаю сейчас внимание на Божий мир. Мы, взрослые, проходя спешно по нашим улочкам, спеша в наши департаменты, возвращаясь домой, как-то там наши козлятки-ребятки. Не зря печалимся, осень золотая, роняешь ты багряный свой убор. Едва лишь чуткий и печальный взор падет на рощи золотые, посмотрит долу и увидит, как землю устилает осенний, уж несколько пожухший, ковер из листьев. Ах, будем пользоваться временем. Ловись рыбка, большая и маленькая, пожалуйста, слушаем вас.
- Батюшка Артемий, скажите, пожалуйста, животное имеет душу или нет? У нас котик умер. По Писанию сказано, что они как бы будут в раю вместе с нашими душами.
- В Писании не сказано о том, что животные могут наследовать вечную жизнь. Потому что их душа - а она, конечно, имеется - является некоей витальной, движущей животной силой, но не почтена образом Божьим. Не имеет потенции к вечному бытию. Так же, как и фикус, и кактус, и герань, представители царства растений. Из этого, конечно, не следует, что там, в раю, нам будет одиноко. Только бы стяжав ясный ум и мирное сердце, вступив в подлинное единение со Христом, через умножение даров Божьей благодати, достигнуть тех пресветлых райских обителей. Счастье там ждет нас несказанное, полнота необыкновенная. Но, прежде, чем описывать вам красоты рая, еще один вопрос.
- Добрый вечер, раба Божья Анастасия. В контексте всего того, что Вы сказали замечательно о книгах, мне хотелось бы задать Вам вопрос лично. Какие книги Вы в детстве любили? Я слышала в Ваших выступлениях, что Вами в 10-летнем возрасте был прочитан Диккенс. Для меня это потрясение, потому что своих племянников и сына я пытаюсь приобщать к чтению, но Диккенс тяжело идет. И мне интересно, как Вы обретали, расширяли круг чтения.
- Я очень любил сказки. В 7, 8, 9 лет запойно читал сказки народов мира. И у меня был даже такой спортивный интерес: какие же сказки я еще не прочитал? Читал корейские, гвинейские, ирландские - эпос о Кухулине, знаменитом ирландском богатыре. Читал исландские, читал финские, но не буду хвастаться, все равно всех сказок не прочтешь. Читал даже итальянских сказочников, которые исподволь вместо сказки пытались нас, маленьких, учить борьбе сословий между собой, если вы помните "Чиполлино". Потом, конечно, пришла более серьезная литература. Диккенса я начал читать в 12 - 13 лет. И, вы знаете, действительно зачитался вместе с Давидом Копперфильдом, возрастал, трудился в мойке, где промывали чернильницы от присохших чернил. И это, действительно, было путешествие с мистером Пиквиком, который, подобно русскому Чичикову, путешествовал из графства в графство, обладая удивительным обаянием и искусством общения. Ну, конечно, не прошел мимо книг о животных, изучил Дарелла, насколько он был тогда переведен. Мало-помалу знакомился в небольшом объеме с нашими отечественными писателями - Бианки, Паустовский, Куприн. Ну, а потом уж вышел на просторы духовной литературы, которая сегодня расцветает у нас в столице. Так, что вы имеет возможность в православных книжных магазинах сегодня для всех возрастов найти и повести, и рассказы, и сказки, и баллады, и стихотворения древних и новых стихотворцев.
- Ваш любимый классический писатель, автор или произведение?
- Я не хочу показаться оригинальным, и поэтому, я думаю, вы с ходу сегодня, 19 октября, угадаете, что это, конечно же, наш Александр Сергеевич Пушкин. Недавно читая "Капитанскую дочку", я очередной раз поразился благородству характера Петрушеньки Гринева. Вот это русский дворянин, вот это верноподданный! Живи он в 1913 году, встречай он безбожную импортированную нам революцию 1917 года, как он против Емельки выступал, так выступал бы и против большевиков. И убежден, защитил бы последнего царя-батюшку и грудью, и силой своей шпаги. Всего вам доброго!