Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Годовщина начала Великой войны и кастрация исторической памяти

Юрий  Рубцов, Фонд стратегической культуры

13.01.2011

Пройдет полгода - и на всем пространстве некогда единой страны преклонят люди колени у памятников воинам Красной армии - сыновьям и дочерям народов бывшего Советского Союза: 70-я годовщина начала Великой Отечественной войны будет отмечена актами признательности советскому солдату - защитнику и освободителю. Однако не везде люди смогут это сделать: эпидемия уничтожения памятников, стремление кастрировать историческую память охватила Эстонию и Грузию, Украину и Молдову. Все чаще в этой связи упоминается и Узбекистан.

На днях в Ташкенте демонтирован памятник Герою Советского Союза генерал-майору Сабиру Рахимову. Уроженец Узбекистана, командир 37-й гвардейской стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта, он погиб в самом конце войны и был похоронен на родине. Единственный в Красной армии генерал-узбек, судя по всему, не угодил нынешним властям Узбекистана «по-крупному». В конце прошлого года там же, в Ташкенте, переименовали станцию метро, носившую имя Рахимова, а Сабир-Рахимовский район стал ныне Олмазорским.Той же процедуре подвергся одноименный район в Ферганской области.

И это - не единственная атака на память о Великой Отечественной войне и ее героях. В апреле 2008 г. в Ташкенте по распоряжению президента Ислама Каримова был демонтирован и перенесен на окраину города монумент, установленный в 1982 г. и символизировавший подвиг кузнеца Шаахмеда Шамахмудова и его жены Бахри Акрамовой. В годы войны супруги усыновили и воспитали 15 детей разных национальностей, потерявших родителей и эвакуированных в Ташкент. Главу семьи позднее наградили орденом, его именем была названа одна из улиц Ташкента. Б. Акрамова указом Президиума Верховного Совета СССР была удостоена звания «Мать-героиня».

Монумент многонациональной семье, родившейся в обстановке невиданных военных испытаний, был одним из самых известных - и не только в Узбекистане - памятников былой дружбе народов. Сегодня все это в прошлом: памятник видят лишь въезжающие в город со стороны Самарканда, дворец Дружбы народов, перед которым он простоял больше четверти века, переименовали во дворец «Истиклол» («независимость»), улица Дружбы народов стала проспектом Бунедкор («созидание»).

Еще факт: два года назад в ташкентском парке Боевой славы был демонтирован монумент «Защитнику Родины» и снесена аллея с бюстами военнослужащих, представляющих различные рода войск. Из парка были также удалены находившиеся там в качестве экспонатов образцы советской военной техники. Если снос памятника генералу Рахимову и переименование столичного района власти оправдывают необходимостью «возврата к историческому названию» места действия, то демонтаж монумента и экспонатов музея под открытым небом - их «неуместностью» в парке, отражающем историю военного искусства народов Центральной Азии (по-своему власти, наверное, правы, если считают, что это «военное искусство» остановилось на стадии копья и аркана). К слову, и сам парк переименовали, сегодня он зовётся «Жасорат» («мужество»).

Когда эти и им подобные факты (а в этом ряду не единожды прокатившиеся по Узбекистану волны переименований районов, улиц, площадей, названия которых связаны с русской и советской историей) рассматриваешь вместе, видно, что речь идет не просто о причинах архитектурного или топонимического свойства. Налицо курс официального Ташкента на уничтожение исторической памяти об общем с Россией прошлом, на замещение русского и советского наследия поспешно формируемой новейшей реальностью.

В том же Ташкенте сквер Победы еще в 1994 г. был переименован в сквер Амира Тимура (Тамерлана), в его центре соорудили конный памятник самому завоевателю и основателю империи и династии тимуридов, провозглашенному одним из основателей узбекской государственности. Об идеологической направленности этой акции говорят слова, сказанные при открытии памятника Исламом Каримовым: «Наш народ, на протяжении долгих лет находившийся в колониальных тисках, был лишен возможности почитать своего великого соотечественника, воздать должное его историческим заслугам».

Вместо снесенного в парке Боевой славы (простите, «Жасорат») монумента «Защитнику Родины» год назад был сооружен новый памятник «Клятва Родине». Тот же И. Каримов назвал его «очень своевременным и интересным с художественной и идеологической точек зрения». Возможно, прежнее скульптурное изображение узбекского солдата, защитившего свою Родину в годы Великой Отечественной войны, действительно, говоря словами главы государства, неинтересно. Однако тот факт, что не где-нибудь, а именно на его месте появилась скульптура коленопреклоненного солдата, готовящегося поцеловать национальный флаг Узбекистана, лучше всяких слов говорит об идеологической сверхзадаче монумента. Памятник «Защитнику Родины» так же, как и образцы оружия Победы в Великой Отечественной войне, если следовать рассуждениям И. Каримова, не способен больше служить «духовным примером для молодежи» и играть определяющую роль «в воспитании молодого поколения в духе национальной идеи, мужества и стойкости». Если это не измена исторической Родине, которую нынешний глава узбекского государства когда-то (вспомним!) называл своей - то что это? И куда эволюционирует политический режим, предписывающий авторам учебников истории избегать термина «Великая Отечественная война», а также сообщать школьникам и студентам, что во Второй мировой войне Узбекистан воевал... на стороне Советского Союза?

А ведь Узбекистан выступил одним из 25 соавторов резолюции, принятой в декабре 2009 г. Генеральной ассамблеей ООН и осудившей попытки осквернения и разрушения памятников борцам с нацизмом в годы Второй мировой войны.

Форсированное формирование внутри сообщества стран бывшего СССР новой государственной идеологии антирусской («антиколониальной») направленности идёт не только в Узбекистане, но раньше так открыто, как, скажем, в странах Прибалтики, с общим военным прошлым народов исторической России здесь не воевали. Теперь Узбекистан - единственная страна в Центральной Азии, где открыт «музей советской оккупации» по типу схожих заведений в Прибалтике. Вытравляется любое уважительное отношение к роли России и русских в истории узбеков.

Однако камнем преткновения для местных элит стал советский период русской истории. Если на эпоху до 1917 г. еще как-то можно было списать отсталость и забитость «национальной окраины», то даже идеологам, выполняющим жесткий заказ власти, ясно, что в советское время уровень жизни и развития производительных сил этой «окраины» не уступал другим союзным республикам и не шел ни в какое сравнение с соседями - тем же Афганистаном.

Точкой перелома советской истории стала Великая Победа. Именно тогда, во время успешного противостояния фашистскому блоку, полностью совпали интересы власти и народа, завершилась шедшая с 1917 года гражданская война, общим для населения всего Советского Союза стало осознание принадлежности к надэтнической общности - советскому народу.

Чтобы разрушить представление об общем историческом прошлом, о совместно пережитых испытаниях и совместно добытых победах, и по сей день сохраняющееся у многих жителей страны, Отечественная война 1941-1945 годов, ее герои, ее прославленные и неизвестные участники стали сегодня в Узбекистане объектом отрицания, а то и травли. И здесь все средства хороши - от уничтожения памятников до фальсификаций исторического прошлого в школьных учебниках.

На этом фоне уже не удивительны факты сноса в Узбекистане памятников, даже не имеющих отношения к военной истории, как, например, Гагарину в Самарканде или семье того же узбека Шамахмудова. Всё это в новой интерпретации, навязываемой режимом, - издержки «колониального прошлого».

Стремление официального Ташкента вытравить из сознания народа память о членстве Узбекистана в союзе советских республик оборачивается особым цинизмом: последние шаги в этом направлении явно приурочены к 70-летию начала Великой Отечественной войны. И это - в стране, направившей в 1941-1945 годах на фронт около полутора миллионов человек, из которых каждый третий не вернулся к родному очагу.

http://www.fondsk.ru/news/2011/01/10/i-kastracija-istoricheskoj-pamjati.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме