Украина: итоги 2010 года, что дальше

Новости Москвы 
0
162
Время на чтение 19 минут
 

- Василий, завершается год, Украина отметила 75-летие Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира. Это главное событие года?

- К главным событиям стоит отнести и смену власти, и визит Предстоятеля РПЦ в Украину на День Крещения Руси, и конечно, юбилей. На юбилейные торжества приехали Святейший Патриарх Кирилл, делегации Поместных Церквей. Власть приняла участие в праздновании юбилея. В адрес Блаженнейшего Митрополита было сказано много возвышенных слов. И Виктор Янукович, и Николай Азаров, и Владимир Литвин, и лидер оппозиции Юлия Тимошенко, и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко приехали лично поздравить. Это говорит о том, что Православная Церковь и, прежде всего, сам Блаженнейший объединяют людей, даже таких сложных и склочных, как наши политики.  

- А Блаженнейший разделяет их взгляды, или это все-таки дань этикету?

- Я не дока в отношениях Митрополита и политиков, никогда не присутствовал при личных беседах. Расспрашивал, конечно, и со слов Блаженнейшего только и имею представление. Владыка относится к политикам как к детям своей земли, своего времени, в чем-то продвинутым, в чем-то заблудшим. В каждом видит человека. Это пастырское отношение. Поэтому они его уважают и любят, о чем искренне говорили во время юбилейных торжеств. Это было очень трогательно.

- Можно говорить, что положение Православной Церкви в Украине улучшилось, ведь, например, упразднен Госкомрелигий?

- Поддержка раскола была государственной политикой все эти 18 лет, которую Госкомрелигий и осуществлял. Его функции, как и чиновники, будут переданы Министерству культуры, хотя ведь Церковь не культорообразующая народа, а его смыслообразующая. Президент начал административную реформу, упразднив и реформировав 40 министерств и различных ведомств. В ее рамках и ликвидирован комитет, уже, кстати, в третий раз. Что из этого выйдет - вопрос. В гуманитарной сфере накопилось множество проблем, и, по-моему, никто толком не знает, как эти авгиевы конюшни расчищать. Думаю, поручат тем же чиновникам, что против Церкви мутили и при Кучме, и при Ющенко, при десяти правительствах. Тому же Юрию Богуцкому и прочим. Люди уставшие, с вечно смятой розой на груди, от них, думаю, никаких прорывов ожидать не стоит. Но мы должны продолжать напоминать правительству: как власть относится к Церкви, так и Бог относится к власти.

- Однако и раскольники, и греко-католики выступают с заявлениями, что нарушаются их права.

- Интересно, в чем? Расколы и уния проявили себя как политические марионетки, зажигали на предвыборных подмостках, агитируя за оранжевых и объявляя того же Януковича злом, тьмой и неволей, а теперь обижаются, что он общается лишь с Православной Церковью, а к ним не ходит, благословения не берет. Караул! Конечно, раскол без поддержки власти - пустое место, поэтому Михаил Антонович и паникует. От него уже побежали самые древние и преданные филаретовцы - Швец, Черпак, - побежали в УАПЦ, «архиереями», подальше от анафемы. Многие приходы, внемля призывам и Московского, и Константинопольского патриархов, возвращаются в спасительное лоно Православной Церкви, что вызывает истерику у расколоучителей. Правда, потеряв опору во власти, Филарет ищет ее у оппозиции: подгреб под себя коричневеньких тягнибоковцев, Тимошенко «окучивает» - борется за выживание. Но сколько веревочке не виться, и ей придет конец. Во лжи людей долго удерживать невозможно.

- Однако на Владимирской горке на благодарственном молебне, на главных праздниках, даже на открытии елки в Киеве руководителей державы мы видим только с УПЦ.

- Это традиции Православной Церкви, к которой они принадлежат, и что в этом обидного для иных конфессий? У них свои праздники. Власть должна осознавать исторические корни своего народа, тогда она будет ответственно относиться к своей работе.

- Говорят, что перестали показывать Денисенко-Филарета по телевидению?

- Показывать-то как раз надо. И как можно чаще. Но при этом говорить зрителям правду: что это отлученный от Церкви самозванец, паразитирующий на вере и вводящий верующих в заблуждение. Когда-то Лаврской киностудией был сделан документальный фильм «Анатомия раскола», который «старая преступная власть» запретила демонстрировать не только по центральным, но и по региональным телеканалам. Надо бы его  теперь показать.

- А преследования православной прессы прекратились?

- Я не помню, чтобы она преследовалась, за исключением нескольких, как с этим фильмом, случаев. Да и за что было преследовать? За просветительские, душпастырские материалы? Сложности были у пресс-службы, потому что мы всегда полемизировали с властью, иногда достаточно жестко, это вызывало раздражение. Но нас всегда прикрывал Блаженнейший Митрополит. В этом смысле он, думаю, последний демократ в нашей Церкви.

- Что ты имеешь в виду?

- То, что немного найдется у нас церковных, да и не только церковных, руководителей, которым бы высокопоставленные начальники из правительства или Администрации президента годами трепали нервы по поводу какой-то пресс-службы, и ее бы не упразднили или не «переформатировали». Правда, мы никогда не нарушали Закон о «Свободе слова и СМИ», в его рамках вели полемику, расследования и дискуссии. У нас те, кто занимался государственно-церковными отношениями, даже в ранге религиозных министров, были людьми «со странностями»: могли говорить или писать совершенно чудовищные вещи об УПЦ (о том, что она антиукраинская, антигосударственная и пр.), публиковать это в многотиражных газетах, а когда ты вступал с ними в полемику, шли не к кому-нибудь, а к Митрополиту жаловаться и устраивать «вырванные годы». Как посмели! Назвали вас «пятой колонной» - проглотите! Они, бывшие научные атеисты, привыкли с советских времен, что верующие не перечат власти. Мы же много перечили, и эти материалы выходили и на сайте, в журнале, и даже издавались отдельными книгами. И при Кучме, и при Ющенко. Но это свобода слова. У нас после гибели в 2000-ом году Георгия Гонгадзе, с которым мы в том же году вместе проводили протестные акции в защиту свободы слова, тупо зажимать рот журналисту власти не решались.

- А сам Блаженнейший Владимир читал эти тексты?

- Не только читал, но и подписывал: мы ничего его без резолюции не публиковали. Блаженнейший сам высокопрофессиональный редактор с 40-летним стажем. Он член Национального союза журналистов Украины, награжден «Золотой медалью украинской журналистики». Думаю, он не раз открывал наши писания с тяжелой мыслью: с кем на этот раз из власти поссорит его пресс-служба? Но выбор делал все-таки в пользу свободы слова. Это, что называется, европейский формат. Поэтому в Украине сложились добрые отношения между УПЦ с медиа-сообществом. В этом году к юбилею Предстоятеля УПЦ прошел всеукраинский журналистский конкурс «Глаголь!», сопредседателями его жюри были Блаженнейший Митрополит Владимир и председатель НСЖУ Игорь Любченко. Блаженнейшему в честь юбилея был вручен знак почетного члена НСЖУ.
А последний демократ он еще и потому, что уважает точку зрения автора, авторскую манеру изложения, его стиль. Пишущий всегда видит пишущего. Есть архиереи, с которыми я нахожусь в гораздо более близких и дружеских отношениях, чем с Блаженнейшим. Случалось, что они читали мои статьи до публикации - и сразу ручку доставали и начинали черкать справа налево, слева направо: это не надо, это вот так, это не к месту, это сюда перенести и т.д. Я говорил: если вы такие доки, чего же вы сами не пишете?  «Так ты же специалист», отвечают. Писать не хотят, а черкают с удовольствием! У них на все будет две точки зрения: своя и неправильная. У Блаженнейшего такого и представить нельзя. Он очень ценит творческих, талантливых людей, владеющих словом. Старается и поддержать, и поощрить их. И не только в Украине. В разные годы, насколько я помню, он удостаивал нашей главной журналисткой наградой - ордена прп. Нестора Летописца - и о. Андрея Кураева, и Владислава Петрушко, и Александра Дворкина, и архимандрита Тихона (Шевкунова), и прот. Николая Балашова, и тебя.

- Да. Это было на мое пятидесятилетие. Неожиданно, и я очень благодарен Блаженнейшему за память и внимание. А как за это время изменилась православная пресса в Украине?

- Можно сказать - кардинально. По крайней мере, количественно. У нас уже 50 печатных СМИ внесены в каталог Национальной прессы Украины. Это газеты, журналы. Тиражи, правда, небольшие. Мы все-таки остаемся в рамках религиозно-просветительской проблематики и внутрицерковной информации, чем интересуется небольшой круг читателей. И в этом главная проблема церковной прессы.

- А стоит из этих рамок выходить?

- По крайней мере, надо определиться. Вот у меня есть подшивка московского журнала «Кормчий» за 1908 год, к этому времени он выходил уже два десятилетия. Это еженедельный  религиозно-нравственный народный журнал, собственно говоря, церковное издание, которое помогало и укрепляло человека в его нравственном пути. Это духовные беседы, богословские разъяснения, ответы на «недоуменные вопросы» верующих по церковной и духовной проблематике. Среди них и социальные вопросы: советы вдове, осмысление проблемы самоубийств среди учащихся и пр. Душпастырское чтение для верующих о вере и о жизни, чтение один на один. Авторы, в основном, священники, люди большого духовного опыта. Такой была церковная пресса, но это вряд ли можно называть журналистикой, поскольку она принципиально избегала актуальной информации. Такие и нынешние наши церковные издания. А чтобы быть актуальными, надо выходить из ограды храма к народу, его проблемам и там обретать читателя. Становиться полноценной прессой с православной точкой зрения на события и общественные проблемы. Но мы к такому еще не скоро будем готовы.

- Почему ты так думаешь?

- Ты и сам знаешь, что журналистика конкретных проблем всегда была самой сложной и конфликтной, но это, собственно говоря, и есть журналистика, поскольку связана со свободой слова, правом человека на достоверную информацию, справедливостью. Епархиальные СМИ - это пространство региона, местных властей и местных проблем, где все друг друга знают, общаются. Я помню даже из своей практики, как опубликовал в республиканской прессе всего три-четыре статьи на местном фактаже - и мгновенно поссорился со всеми, от райисполкома до участкового милиционера.

- Ты изобличил в чем-то власть?

- В том-то и дело, что нет. Чистая «социалка». Это было в конце 1980-х. Я написал материал о проблемах многодетных семей. В одной - мама учительница младших классов, 14 детей, старшему ребенку - 19 лет, работала пионервожатой. Все дети - замечательные, но семья бедствовала, потому что ютилась в двух комнатушках. В другой семье было десять детей, они вообще в развалюхе жили, где пол даже был земляной. Там случилась трагедия: мальчишка-школьник застудил почки и умер. Я опубликовал материал, власть в то время реагировала на «критические замечания»: местным властям головомойку устроили, в строящемся доме две квартиры, соедини в одну,  отдали первой семье. Сам председатель райисполкома говорил мне, что лично ход строительства контролировал. Второй дали трехкомнатную в другом доме с центральным отоплением, похуже, конечно, но хотя бы дети мерзнуть не будут. Казалось бы, все нормально. Но ведь если кому-то квартиры дали, то у кого-то их отняли. Меня встретил председатель профкома и говорит: а знаешь, как проклинают тебя рабочие, которые 10-15 лет на очереди эти квартиры ждали?  Пошел я в эти рабочие общежития и был, конечно, в шоке: одна кухня на этаж, смрад, в каждой небольшой комнате семья, все заставлено чем-то, взрослые дети спят с родителями и с бабушками, потому что больше негде, - словом, очень мрачно. И там тоже в это время случилась трагедия: одной работнице не с кем было оставлять ребенка-первоклассника, и она брала его с собой на работу, он играл во дворе, упал в открытый канализационный люк и погиб. Я тоже об этих проблемах написал материал. На этот раз разборки были еще круче: многие получили выговоры, некоторых начальников уволили с работы, одного даже моего доброго знакомого. Я еще пару проблемных статей опубликовал по местной экологии, и властям опять пришлось трудиться, изыскивать средства и «устранять недостатки». Наконец, на каком-то районном совещании в райкоме или райисполкоме - я уже не помню - заявили, что  вот, у нас появился неблагодарный писака, которого мы взрастили, а он, оказался негодяем и в своих статьях только то и делает, что позорит на всю страну наш любимый и лучший в мире Киево-Святошинский район!

- А что, власть может «взращивать» журналиста?

- Мы с тобой говорим о местной прессе и местной власти, где все друг друга знают, выручают, если надо. Помню, мне позвонил генеральный директор объединения, которому принадлежали и общежития, и дома и которому из-за моих публикаций много шишек перепало, пригласил на встречу. Совершенно замечательный человек, ветеран Великой Отечественной, Герой Соцтруда, великий хозяйственник. Ему после смерти даже мемориальную доску на нашей улице открыли. Я к нему много раз обращался и по работе, и по личным вопросам, и по общественным: ребенка в садик устроить,  с общиной просили помещение под храм выделить, землю для строительство храма и пр. - он всегда помогал. А здесь наорал на меня, мол, за те миллионы, которые его объединение приносит, можно десять домов построить, множество проблем решить, но родная держава все выгребает, а ему взамен лишь знамена, кубки и грамоты. А теперь его, фронтовика, еще и таскают из-за моих публикаций по всяким бюро и комиссиям. Журналист, по статусу, должен как-то отбиваться. Я ему сказал что-то, типа, то, что вы Берлин брали, еще не значит, что у вас дети могут в канализации гибнуть. После чего он уже послал меня открытым текстом и выгнал. Такие вот отношения между прессой и властью на местах. У любого журналиста подобных случаев - выше крыши. И заметь, это вполне «безобидные» материалы - чистая социалка, с серьезными информационными поводами (гибель детей), где не было умысла, намеренного преступления - обыкновенный бардак, которого и тогда, и сегодня, везде и всюду - хоть отбавляй. И такая реакция! А если заниматься настоящими журналистскими материалами, в результате которых людям может грозить потеря бизнеса, власти, тюрьма? Готова ли наша церковная пресса к сложным, но естественным отношениям с властью?

- Но ведь светская журналистика худо-бедно научилась сосуществовать с властью, не теряя своих принципов.

- Потому что журналист готов к трудностям своей профессии, как медик, военный, милиционер. В редакции молодому журналисту старшие товарищи непременно напомнят: а ты знаешь, старина Хем, что «писать» и «лизать» - это не разные жанры, а разные профессии? Так что ты либо пиши, либо лижи. У нас же многие хотят называться журналистами, а вот в шкуре журналиста решаются побывать немногие. Поскольку это достаточно некомфортное существование, и лично для человека, и для его издания.  Мы готовы пробудиться к борьбе за справедливость, которая лежит в основе свободы слова, лишь когда дело касается нарушений прав нашей Церкви и наших верующих. Вот нувориши с коррумпированной властью притесняют наш монастырь в Днепропетровске - появляется прекрасная статья, сильная, аргументированная. А если, скажем,  рядом те же нувориши с властью захватили завод, обанкротили, разорили, тысячи людей оставили без куска хлеба - в церковной прессе ни строчки. Когда люди в церковном слове увидят своего защитника, у нас появится другой читатель.  

- Эта проблема не новая, но реализовать такие установки пока не получается...

- Я думаю дело не в церковной газете, а в самой общине. Если она сидит за церковным забором, как камень в лесу, то, конечно, глупо ожидать, что ее издание будет горячо откликаться на беды. А когда члены общины и при ее поддержке, как в Нижнем Тагиле, пытаются делом ответить на трагические вызовы времени, создают тот же «город без наркотиков», за ними идут печатное церковное слово и светское. 

- А много ли мы подобных примеров можем привести?

- Ты знаешь, как-то сразу и не припомнишь. Я когда-то писал не о наших священниках, а о католических из Италии. Они тогда освободили из сексуального рабства несколько наших девушек из Киева, Запорожья и Ивано-Франковска и привезли их в Украину, одну, правда, мертвую, потому что бандиты избавляются от них, как от вещдоков. Я встречался с этими двумя священниками, они рассказывали, как вместе с общиной занимались этим делом, и тоже кругом все было и продано, и предано, а несчастным, бесправным, с отобранными документами девушкам некому было помочь. Мне кажется, что Церковь не только должна отвечать на вызовы времени, но и сама вызовы предъявлять, заявляя четко и ясно: мы не будем мириться с подобным положением вещей, какие бы силы за всем этим не стояли. И здесь голос церковной прессы будет востребован.

- Но ведь социальное  служение Церкви предполагает подобную деятельность

- Мы публиковали данные исследований, согласно которым по уровню благотворительности, милосердия Украина занимает 235 место в мире, Россия на несколько мест выше. Великие христианские страны! Я недавно читал записки одного западного философа о посещении России перед революцией, он потрясенный писал, что в ней милосердие среди народа «сродни божественному». Куда это исчезло? У нас принципиально асоциальные государства, где любую социальную помощь и поддержку надо выбивать самому нуждающемуся. У нас инвалиды, люди без рук и ног, с неизлечимыми болезнями обязаны ежегодно проходить комиссии, подтверждающие их инвалидность! Хоть на четырех костях, но ползи, доказывай, что ты в помощи нуждаешься. Несколько лет назад, когда Виктор Черномырдин, царство ему Небесное, был у нас послом, а он считал всех ветеранов Великой Отечественной и даже ветеранов труда соотечественниками, посольство решило помочь им через наши общины в трех пригородных населенных пунктах. Составили списки, на каждого медицинские документы собрали, заявления, где-то до сотни человек набралось. Поехали мы с сотрудниками посольства эту помощь (по сто долларов) вручать, к неходячим - по домам. И были в шоке: люди годами лежат, вымотанные одиночеством и болезнями, о смерти мечтают, но никто из соцслужб за десять лет к ним не приходил и помощи не предлагал. А вот мой знакомый поэт, который в Германию уехал жить, был в шоке от немецких соцслужб, считал немцев «какими-то ненормальными»: то молодые люди приехали мебель поменяли, то новую стиральную машину привезли, то деньги соцслужбы на его счет перечислили - оказывается, все это при его болезнях полагается правительственными постановлениями, сам же он никуда не обращался и ничего не просил.
Замечательно, что у нас хотя бы Церковь идет к нуждающемуся человеку в приют, больницу, детдом, тюрьму. Но это ведь все - как раненых, покалеченных, забытых с полей социальных битв и бурь выносить. А ведь, как я понимаю, задача ставится не только выносить, но и активно воздействовать на всю социальную структуру государства и общества - чтобы этих битв и бурь было как можно меньше. Влиять на причины, а не устранять последствия. А здесь без наступательной, въедливой, конфликтной прессы не обойтись. А мы вот все о красоте нашей веры, великой истории. Хотя ведь одно другому не мешает. Наоборот, сама проблематика будет «подтягивать» церковную журналистику к светской.

- В конце года и в Киеве, и в Москве прошли очередные фестивали церковных СМИ. Какие проблемы, с твоей точки зрения, были самыми актуальными?

- Самыми актуальными были те, что поднимались на Форуме европейских и азиатских медиа, который прошел в Киеве в декабре. Это был пятый форум, он проходил под эгидой РИА-Новости и собрал около трехсот руководителей СМИ и ведущих журналистов из СНГ, стран Балтии и Грузии. Было много замечательных дискуссий. Федотов, советник Российского президента, выступал, Лебедев, издатель «Новой», Леонид Кучма приехал, многие редактора изданий, руководители информагентств. Я люблю собрания, где люди, которые умнее тебя, спорят о твоей же профессии. Но вот Церковь не была там представлена ни изданиями, ни телепрограммами, ни даже проблематикой. Я понимаю, что о глобальных проблемах свободы слова нам еще трудно размышлять, мы еще и с местными-то не встречались, но какая-то своя грядка должна быть.  

- Ты уже почти десять руководишь пресс-службой, почему все-таки церковная пресса не дотягивает до светской?

- Ответ очевиден: потому что светская журналистика - профессиональная, ею занимаются люди, для которых работа со словом - профессия, одна и на всю жизнь. Этого ничем не заменишь. Через пресс-службу прошло с десяток студентов, люди талантливые, почти все защитили кандидатские по богословию. Однако все они хотели быть священниками, исследователями, а заниматься журналистикой - если придется. Это любительство. Любители могут стать профессионалами, если захотят, ведь научить можно лишь немногому, а научиться можно всему. Но это редкость. Поэтому, когда 15 лет назад мы были с тобой на церковных фестивалях СМИ, батюшки рассказывали, что из 20 послушаний 19-е у них - выпуск газеты и какие объективные трудности они преодолевают. И 10 лет назад,  и пять, и сейчас уже другие батюшки говорят то же самое. А у них все трудности - объективные. Вот тот же фестиваль церковных СМИ в Киеве «Покров», я на нем не был, но было бы интересно почитать, какие дискуссии велись, какие проблемы поднимались, кто что говорил. Обыкновенный отчет о событии, задание для второкурсника журфака. О своем собственном событии ведь можно что-то толковое написать? Зашел на их сайт - пусто: два приветствия, одно глуповатое выступление и комментарии по три предложения участников от какой-то епархии. А что и как проходило - неведомо. Объективная трудность! Не научили. Зато дан перечень СМИ, которые «рекомендуется» распространять, смотреть и слушать, а также тех, кто является «кандидатами» к такой рекомендации. Интересно, кто это все придумывает?

- Нужны барьеры на пути некачественной информационной продукции, поэтому и рекомендуют. Хотя, конечно, лучший барьер - это собственные качественные медиаресурсы. Но вечный вопрос - как их создавать?

- Я думаю, надо использовать польский опыт, где православная община - это очень широкий круг общественности, элита. Надо ее смело привлекать к интеллектуальным проектам, а не мучить наших священников тем, что они все равно не сумеют профессионально делать. Ведь то же польское «Православное обозрение» депутат сейма Евгений Чиквин издает, делают профессиональные журналисты, авторы - профессура университетов. У нас другая ситуация. На фестивале «Вера и слово» один батюшка из Ставрополя выступал. Он из станицы, где живет шесть тысяч человек, постоянных прихожан в храме и 20 лет назад и сейчас одно и то же - 20 старушек. Ему поручил благочинный газету выпускать, он ее и выпускает с «объективными трудностями», но что он со своими старушками еще может сделать?  В Церкви просто нет людей для социальной и просветительской работы. Даже в крупных населенных пунктах. Хотя все - православные христиане.

- А чем ты это объясняешь?

- Как ни странно - тоталитаризмом телевидения. Уже не только домохозяйки, но и молодые люди планируют свой день в зависимости от телепрограмм. «Ящик» со своими сериалами и шоу держит людей, как удав кроликов. Это поразительная притягательная бессмысленность существования затягивает людей, формирует поведенческие стереотипы, где вообще Церкви нет места. Я ни разу не видел, чтобы героиня какого-то сериала собиралась на службу в храм. По телеканалам, а их теперь множество, идет борьба за каждую минуту нашего внимания. Везде интрига, ребус, агрессивная реклама: не пропустите! И все выпадает на время богослужений. По опросам, гигантское количество людей и вечера, и праздники, и выходные проводят перед телеэкраном. Вот хотя бы раз в неделю на пару часов отключали бы телевидение, и множество людей вздохнут: появилось время в церковь на службу сходить. А если на день отключать - чтобы смогли с близкими не перед телевизором поговорить, приют или детдом посетить, просто книгу почитать! Для молодежи такое же наваждение - Интернет.

- Ты действительно считаешь, что главная проблема в этом?

- Не только. Я недавно написал юбилейный очерк о Митрополите  Владимире и втором крещение Руси, где попытался провести мысль о том, что «второе крещение», во время которого было возрождено более 20 тысяч монастырей и храмов, - это эпоха покаяния, когда люди восстанавливали разрушенные святыни по долгу памяти, долгу совести, но сами лишь первые шаги сделали к вере. Из истории мы знаем как раз обратное. Человек через сомнения, искушения шел к Богу, а венцом его жизни было строительство храма. У нас люди построили храмы и остановились на их пороге. Это, конечно, великое дело, и мы обязаны  священнослужителям старшего поколения, которые это «второе крещение» осуществляли. Но время «вдохновенного» христианства уходит, сегодня никто никого не гонит, не преследует. Необходим «миссионерский прорыв», а для него нужен новый священник, который бы смог привлечь и элиты и молодежь. Ведь насколько я понимаю Святейшего Патриарха, Блаженнейшего Митрополита, главная задача состоит в том, что вслед за возрождением монастырей и храмов, началось возрождение наших народов и стран, в чем Православная Церковь должна принимать самое непосредственное участие. Растолкать человека и общество, помочь им преодолеть социальную апатию, поверить в свои силы. Но мы не можем подставить плечо, и нам об этом говорят, иногда даже достаточно резко.

- Ты имеешь в виду оппонентов?

- Симпатиков. Мы в Киеве с о. Андреем Кураевым были в гостях у одного высокого чиновника. У него брат католик, дружит с католическим священником. И он ставил нам его в пример: знает языки, европейскую культуру, историю, общественно-политические вопросы отслеживает, замечательный собеседник. А с нашими батюшками, досадует, не знаешь о чем и поговорить. За столом еще можно посидеть, какой-то вопрос о нуждах общины обсудить. И все. Не знают, не любопытствуют, и вообще неинтересны для элиты. Хотя сегодня есть огромные возможности быть высококультурным, самообразованным человеком. 

- Нет, видимо, стимулов к самообразованию.

- Ну а какие стимулы есть у врача, педагога, правоохранителя или того же журналиста? В любой профессии заложено самообразование, иначе человек теряет квалификацию, стремительно устаревает и не может выполнять свою работу. Я думаю, что мы будем двигаться в сторону профессионализма, с постоянно повышающимися стандартами профессиональной работы, по которой будут судить и о настоятеле, и о приходе, и о епархии. Ведь уже элементарная информированность стала проблемой. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что даже столичные священники, люди с достатком,  с крутыми иномарками, понятия не имеют, какие события произошли в Церкви, с какими программными докладами, интервью выступили Святейший Патриарх или Блаженнейший Митрополит, которые должны войти в проповеди, стать предметом обсуждений с прихожанами. Не знают, с какими проблемами и в каких епархиях сталкиваются православные, где нарушаются их права и т.д. Я уже не говорю о том, чтобы чужой опыт через информацию перенимать. Вот у нас есть, допустим, десять епархий, где социальная работа по многим направлениям поставлена очень основательно. Скажем, в Крымской епархии в течении месяца проводили День семьи, власть подключили, университеты, общественность, с лекториями, концертами, конкурсами по пропаганде семейных ценностей. Замечательная акция. Так почему ее не распространить на другие регионы? Так у нас о ней знают и знать не хотят. Зато все заполняется всякими нелепыми слухами, страхами, переданными «старушечьими телефонами». Как 50 лет назад. Невежество поразительное! А все потому, что нет мобилизующего профессионального начала. Как Бог на душу положит.

- Но это предполагает усиление административной опеки над приходами.

- А другого пути, наверное, нет. Вот у нас в новом  году Верховная Рада утвердила перечь знаменательных дат, которые мы на государственном уровне будем отмечать. Среди них - 330 лет со дня рождения киевлянина архиепископа Феофана Прокоповича, церковного реформатора, который у нас является классиком литературы. Его реформа привела к огосударствлению Церкви, но за 200 лет эпохи Феофана, по заключению Василия Ключевского, было создано лучшее из того, что мы сегодня именуем «Русским миром». Может, стоило что-то взять из феофанового административного наследия.

- Отдать приходы под опеку райисполкомов?

- По крайней мере, стоило бы изучить опыт районо. В системе советской школы, которая считалась лучшей в мире, районо был очень важным звеном в организации и контроле качества учебно-воспитательной работы. Человека, который не умеет работать с коллективом, организовать учебный процесс, контактировать с государственными и общественными структурами, родителями, выполнять хозяйственный функции, никто не поставит директором школы. Учителя, который не может на современном уровне проводить урок, не умеет работать с классом и учеником, никто не допустит к детям. Отправят на курсы повышения квалификации, сто раз проверят, окажут методическую помощь. У нас был лучший в мире учитель, интеллигентный, культурный, с огромным чувством ответственности и постоянным самообразованием. Он был самыми информированным и самым читающим. Почему бы нам теперь не иметь лучшего в мире священника?
Он всегда в центре, к нему первому подходят, его первого слушают, по нему судят о приходе, и о нас, прихожанах.
 
- Василий, мы коснулись с тобой в нашей беседе многих вопросов. А с какими итогами пресс-служба завершает год?

- Один поэт когда-то написал: «итоги всегда плачевны, даже если они хороши». Мы жили событиями и проблемами нашей Церкви, которые освещали достаточно полно. Издавали своей ежемесячник, в творческом плане год тоже прошел неплохо - мы опубликовали несколько неплохих материалов. Завершили юбилейное издание ПСС Н.В. Гоголя, более ста его комплектов были подарены университетам и библиотекам в Киеве и регионах. Подготовили к изданию книгу «Патриарх Святой Руси», посвященную визиту Святейшего Патриарха Кирилла в Украину, в которой собранные все его проповеди и выступления. Были и сложности, но мы всегда ощущали поддержку коллег и друзей, среди них, конечно,  - «Радонеж», которому мы благодарны за постоянное внимание и братское плечо. Поэтому от всей души поздравляю и тебя и твоих сотрудников с Рождеством и Новым годом! Чтобы в творчестве вас не оставляли вдохновение и удача!

- Я благодарю тебя за беседу. С Рождеством Христовым!

http://www.radonezh.ru/analytic/13711.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Семёнович Анисимов
Их объединяют русофобия и паразитизм
О заявлении главы греко-католиков Шевчука о возможном объединении с т.н. ПЦУ Думенко
23.12.2021
Принудит ли Франциск Зеленского к миротворчеству?
О визите президента Украины в Ватикан
10.02.2020
Агностики-индифферентщики
Зеленский поддержал присвоение «предстоятелю» т. н. УГКЦ Андрею Шептицкому почетного звания Праведника народов мира
29.01.2020
Все статьи Василий Семёнович Анисимов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45