В защиту русского языка и духовности

0
142
Время на чтение 7 минут
Летом 2010 года в польских городах Гданьск и Сопот проходили XIII Международные литературно-образовательные чтения «Литература в борьбе за духовность и чистоту русского языка», организованные российскими центрами науки и культуры в Варшаве и Гданьске, Институтом славистики Гданьского университета и Союзом писателей Москвы. Чтения в Гданьске завершились принятием обращения к современникам, в первую очередь, литераторам и журналистам.

В наше переходное «сейсмоопасное время» (выражение Андрея Вознесенского) пришли в движение некие тектонические плиты, рушатся старые и воздвигаются новые идолы... Но еще не погасли маяки классической русской литературы с ее несравненной духовностью - воплощением человечности, любви и сострадания к каждому человеку, к бедным и богатым, к униженным и оскорбленным, к гордым и преуспевающим. Об этом, в первую очередь, шел разговор на XIII Международных литературно-образовательных чтениях в Гданьске «Литература в борьбе за духовность и чистоту русского языка».

Великая русская литература - выражение совести народа, его национальных традиций и вековых чаяний - всегда учила добру, взаимопониманию и состраданию, воспитывала лучшие нравственные качества человека. Именно писатели авторитетно отвечали на вопросы, тревожившие общество: «что с нами происходит?», «кто виноват?» «что делать?». Русская литература на протяжении столетий воспитывала народ, подвигая его к поиску абсолютного добра как непреходящего, истинно духовного смысла жизни. Писатели учили чувству ответственности перед Отчизной, воспевали свободу, стремились пробуждать «чувства добрые», призывали «милость к падшим».

В России издревле хорошо понимали, что слово - чистое, возвещенное не только с церковного амвона, но и устами поэта, - подлинно духоносно, спасительно для человеческой души. Литература несла высокое самостоятельное служение, она была духовно автономна, авторитет писателей порой не уступал авторитету церковных деятелей. Нет сомнения, что и сегодня наша литература может дать надежду на духовное обновление. В этом участники Гданьских чтений оказались единомысленны и солидарны. И в наше время литература призвана быть убежденной поборницей и бесстрашной воительницей за достоинство личности и социальную справедливость.

Что касается самого понятия «духовность», то вокруг него на чтениях разгорелись оживленные споры и дискуссии. Большинство участников чтений подразумевают под духовностью интеллектуальное богатство человека, его воспитанность, образованность и культуру. Многие считают, что духовность - это совокупность нравственных качеств человека, душевная чистота, мир и гармония во взаимоотношениях людей. Наконец, некоторые связывают духовность исключительно с верой в Бога, с религией, с принадлежностью к Церкви. И это тоже было оправдано в контексте чтений, в которых принимали участие не только христиане (православные и католики из России, Польши и Белоруссии), но и представители других мировых религий.

В русской святоотеческой традиции святитель Феофан Затворник, развивая мысли апостола Павла, ввел высокое понятие духовности, образованное от столь же высокого понятия Дух, означающего третью ипостась Святой Троицы: «Дух, - писал он, - орган богообщения, Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила» («Душеполезные поучения»). Симптоматично, что слово «бездуховность» во времена нашего великого лексикографа Владимира Даля было неизвестно.

Современным словарем русского языка духовность определяется как «духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности». Н.А. Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины души, есть та сила, которая созидает саму личность. Духовность прямо противоположна материальности, эгоизму и карьеризму. Существуют две ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм. Именно эти ценности утверждала и им служила русская литература, владеющая ключами народной речи, родного языка.

«Ключ к разгадке "загадочной русской души" следует искать прежде всего в русском языке» - подчеркивал выдающийся русский языковед Н.С. Трубецкой.

Деформация народной души в период государственного атеизма была связана прежде всего с деформацией и попранием русского языка.

Псевдо-демократизация языка в период советской истории, особенно в 20-30-е годы прошлого века, связанное с этим разрушение классических норм подвели русский язык к опасной черте попрания и уничтожения символических слов и образных понятий, укорененных в национальной ментальности. Соборность заменили коллективом, совесть - сознательностью, честь - престижем. А сегодня, и это еще страшнее, любовь заменена сексом. В речевой обиход входят американизмы, отсутствующие даже в современных отечественных словарях.

В русский язык варварски вторгся поток иноязычных заимствований, жаргон и площадная брань. Русский язык заражен ныне вирусом разрушения и коммерциализации. Вследствие этого снизился общий уровень владения языком, особенно среди молодежи. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается ее духовность, речь опошляется и, как следствие, опошляются мышление и поведение людей. Яд матерщины отравляет души людей, калечит их нравственность. Вальпургиева ночь в средствах масс-медиа - порождение мировой глобализации - вызывает девальвацию национального самосознания, чревата катастрофой для языка. Оруэлловский новояз, обрушивая смертоносный «девятый вал» с телеэкранов, оттесняет на периферию язык Державина и Пушкина, Достоевского и Льва Толстого, Чехова и Бунина, Шолохова и Леонида Леонова.

Мы глубоко встревожены и обеспокоены этим.

Сквернословие было важным элементом присутствия нечистой силы в магическом ритуале языческих радений и игрищ, матерщина является очевидной чертой бесовского поведения. В поучении против сквернословия святитель Иоанн Златоуст назидает, что «матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, «третья мать» - мать-земля... Со сквернословием на Руси последовательно и успешно боролась Православная Церковь. Уже в «Повести временных лет» сурово осуждается языческое «срамословие». Бесовские песни были осуждены Стоглавым собором (1551), затем указами царя Алексея Михайловича (1648). В поучениях святителей и пастырей того времени говорится, что с человеком, который матерится, не следует «ни ясти, ни пити, ни молитися».

Естественно, что русская литература во все времена избегала непристойной лексики. Но сейчас в опасности не только чистота русского языка, загрязняемого мутными заимствованиями и сквернословием, в опасности сам язык, так как в опасности само существование русского народа.

И как тут не вспомнить И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаянье при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Великий русский язык продолжает оставаться опорой для каждого мыслящего гражданина. Однако сегодня в защите нуждается не только земная среда обитания, не только сама природа, но и наш родной великорусский язык, носитель народной совести и духовности, вобравший в себя светоносную силу языка церковнославянского, восходящий своими корнями к братской славянской общности. Об этом языке с гордостью сказано поэтом: «...свободе лишь послушный, не гнется гордый наш язык» (М.Ю. Лермонтов).

Сегодня, увы, русский язык пытаются согнуть в три погибели! Пора во весь голос сказать о настоятельной необходимости экологии языка, экологии слова. Именно слово аккумулирует в себе энергию человеческого духа. От Бога - Слово (ср.: Ин. 1: 1). Господу и слава, возносимая в церковных молитвах и песнопениях. «Несмотря на долгие века, - писал А.С. Хомяков, - которые он [язык] уже прожил, и на те исторические случайности, которые его отчасти исказили или обеднили, он и теперь еще для мысли - тело органическое, вполне покорное Духу». Понятия «духовность», «человек», «слово» образуют нерасторжимое триединство.

Ратуя за гуманизм, Андрей Платонов писал о трагедии преодоления «собственной убогости». Трагизм этого процесса в том, что он необычайно медленен, духовность человека не поспевает за развитием техники: «Сам человек меняется медленнее, чем он меняет мир. Именно здесь центр трагедии». Мы не связываем разрешение этой трагедии с каким-либо социально-общественным или даже с эстетическим идеалом. Мы связываем его с защитой языка, с сохранением его чистоты и духовности. Язык - это средство связи поколений. Кризис языка нарушает эту связь, ведет к историческому беспамятству.

Нам очевидно, что русскому языку необходима самая высокая защита на государственном уровне. Мы призваны защитить русский язык как надежное средство межнационального общения на всей территории России и в странах СНГ. Сохранение великого русского языка, его чистоты и словарного богатства является непременным условием нашего национального и общественного здоровья.

Участники XIII Международных литературно-образовательных чтений в Гданьске:

Альберт Лиханов, академик РАО, сопредседатель Союза писателей России,
председатель Российского детского фонда;

Валентин Никитин, член Союза писателей России, доктор философии, академик РАЕН;

Владислав Бахревский, член Союза писателей России, лауреат всероссийских премий;

Лола Звонарева, секретарь Союза писателей Москвы, доктор исторических наук,
академик РАЕН

и еще 16 подписей

Опубликовано на сайте Православие.Ru

http://www.pravoslavie.ru/smi/43937.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В Ватикане начался судьбоносный процесс
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.06.2024 11:05
Демарш терроризма в Дагестане
Новый комментарий от Советский недобиток
26.06.2024 10:47
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
26.06.2024 10:07
«С НАТО у нас идет откровенная прокси-война»
Новый комментарий от Павел К
26.06.2024 09:16
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от С. Югов
26.06.2024 08:15
Сатанисты-глобалисты торопятся
Новый комментарий от С. Югов
26.06.2024 07:58