Опыт монастырской обороны

0
163
Время на чтение 4 минуты
  Правительство Ирака приняло решение обнести христианские храмы трехметровыми стенами и установить пропускной режим для защиты от нападений террористов. Как защищали храмы и монастыри в прежние времена, и нуждаются ли они в такой защите?

В Нагорной Проповеди Иисус говорил: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф 5:14-15). Первые христиане выходили на проповедь, часто перед агрессивно настроенными слушателями, не скрываясь. Первая христианская церковь, Сионская Горница, где происходила Тайная Вечеря и самим Христом было установлено таинство евхаристии, находилась в обычном иерусалимском доме. Но уже в первые века христианства появляются специальные места для богослужений, которые по причине гонений со стороны римской власти основывались в скрытых местах. Первыми храмами стали подземные катакомбы и горные пещеры.

После победы Константина и прекращения гонений христианам Римской Империи, казалось бы, больше не надо было скрываться от внешнего мира. Однако уже в IV веке зарождается массовое монашеское движение - уход многих глубоко верующих людей от соблазнов мира в труднодоступные местности, пустыни, горы. Лучшей защитой монастырей была их удаленность от мирских поселений, но иногда монахи специально затрудняли доступ к своим жилищам. Например, монастырь святой Екатерины на Синае не имел ворот, монахи поднимались и спускались по веревке. Подобное уединение было важно и для соблюдения монашеских обетов, и для защиты от возможных недоброжелателей. Можно также вспомнить знаменитые пещерные обители Каппадокии, вырубленные в отвесных склонах гор, или греческие монастыри в Метеорах, построенные на вершинах скал. Первые монашеские обители Руси также были основаны в пещерах приднепровских холмов, где сейчас находится Киево-Печерская Лавра.

Но если первые отшельники искали прежде всего уединения от суеты внешнего мира, то в последующие века насущным стал вопрос обороны от врагов. Храмы и монастыри накапливали богатства, которые привлекали разбойников. Так, под ударами викингов постепенно исчезли многочисленные обители Ирландии, из которых на заре Средневековья выходили проповедники Благой Вести, крестившие половину Западной Европы. Сначала на Западе, а потом и на Востоке монастыри начинают напоминать крепости, а стены храмов становятся выше и толще.

На Руси храмы часто были единственными каменными зданиями в деревянных городах, и во время нашествий врагов становились последним прибежищем жителей. В 1240 году при взятии монголами Киева люди спасались в Десятинной церкви, которая, по преданию, рухнула под весом набившегося в неё народа. В Смутное время монастыри-крепости стали центром сопротивления польско-литовским интервентам, как, например, выдержавшая полуторагодовую осаду Троице-Сергиева Лавра, или менее знаменитый, но не менее героический Кирилло-Белозерский монастырь.

Как видим, стены часто защищали верующих, хотя и не всегда. Церкви становились убежищем для христиан, иногда - очагами сопротивления, но не теряли своей главной функции - места богослужения и источника распространения веры. Священники и монахи, не стремились скрыться за каменной толщей, но сами выходили к людям со своим словом, в соответствии с заветом Христа.

В мирные времена величественные строения храмов и монастырей напоминали об истории и символизировали прочность и незыблемость позиций Церкви. Во времена новых гонений, уже не со стороны внешних врагов, но со стороны собственных правительств, средневековые стены, конечно, не могли стать защитой от современного оружия. Расхожий сюжет о "попе с пулеметом", расстреливающем с колокольни монастыря рабочую демонстрацию - один из пропагандистских мифов времен российской гражданской войны. 66-е апостольское правило запрещает священнослужителю убийство, но, безусловно, стены монастырей и колокольни храмов использовались как огневые точки различными сторонами различных конфликтов.

Когда побеждали враги Церкви, храмы и монастыри меняли свое назначение. В революционной Франции на месте уцелевших католических соборов какое-то время пытались строить культовые сооружения в честь Разума или Верховного Существа. В России "исторически значимые" храмы и монастыри становились музеями, менее значимые использовались в хозяйственных целях и совсем немногие оставались домами Бога. Немецкие нацисты, относительно лояльно относившиеся к христианам на оккупированной территории СССР, в Греции и Югославии также устраивали гонения, закрывали церкви там, где они могли стать очагом сопротивления. Уже упомянутые скалы Метеор планировалось освободить от монахов и использовать для демонстрации символики Рейха.

В современных мусульманских странах мы видим обратное явление. Относящиеся к христианству без особых симпатий власти сами строят стены вокруг святынь. Например, в Стамбуле за глухими стенами с колючей проволокой стоят почти все оставшиеся православные церкви, а также целый квартал Фанар, резиденция Константинопольского Патриарха. Безусловно, стены могут защитить храм от поругания мусульманскими фанатиками, но не является ли такая забота попыткой спрятать в своеобразном гетто представителей неугодной веры?

http://www.pravda.ru/faith/faithculture/05-01-2011/1062340-walls-0/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59