В Нагорной Проповеди Иисус говорил: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф 5:14-15). Первые христиане выходили на проповедь, часто перед агрессивно настроенными слушателями, не скрываясь. Первая христианская церковь, Сионская Горница, где происходила Тайная Вечеря и самим Христом было установлено таинство евхаристии, находилась в обычном иерусалимском доме. Но уже в первые века христианства появляются специальные места для богослужений, которые по причине гонений со стороны римской власти основывались в скрытых местах. Первыми храмами стали подземные катакомбы и горные пещеры.
После победы Константина и прекращения гонений христианам Римской Империи, казалось бы, больше не надо было скрываться от внешнего мира. Однако уже в IV веке зарождается массовое монашеское движение - уход многих глубоко верующих людей от соблазнов мира в труднодоступные местности, пустыни, горы. Лучшей защитой монастырей была их удаленность от мирских поселений, но иногда монахи специально затрудняли доступ к своим жилищам. Например, монастырь святой Екатерины на Синае не имел ворот, монахи поднимались и спускались по веревке. Подобное уединение было важно и для соблюдения монашеских обетов, и для защиты от возможных недоброжелателей. Можно также вспомнить знаменитые пещерные обители Каппадокии, вырубленные в отвесных склонах гор, или греческие монастыри в Метеорах, построенные на вершинах скал. Первые монашеские обители Руси также были основаны в пещерах приднепровских холмов, где сейчас находится Киево-Печерская Лавра.
Но если первые отшельники искали прежде всего уединения от суеты внешнего мира, то в последующие века насущным стал вопрос обороны от врагов. Храмы и монастыри накапливали богатства, которые привлекали разбойников. Так, под ударами викингов постепенно исчезли многочисленные обители Ирландии, из которых на заре Средневековья выходили проповедники Благой Вести, крестившие половину Западной Европы. Сначала на Западе, а потом и на Востоке монастыри начинают напоминать крепости, а стены храмов становятся выше и толще.
На Руси храмы часто были единственными каменными зданиями в деревянных городах, и во время нашествий врагов становились последним прибежищем жителей. В 1240 году при взятии монголами Киева люди спасались в Десятинной церкви, которая, по преданию, рухнула под весом набившегося в неё народа. В Смутное время монастыри-крепости стали центром сопротивления польско-литовским интервентам, как, например, выдержавшая полуторагодовую осаду Троице-Сергиева Лавра, или менее знаменитый, но не менее героический Кирилло-Белозерский монастырь.
Как видим, стены часто защищали верующих, хотя и не всегда. Церкви становились убежищем для христиан, иногда - очагами сопротивления, но не теряли своей главной функции - места богослужения и источника распространения веры. Священники и монахи, не стремились скрыться за каменной толщей, но сами выходили к людям со своим словом, в соответствии с заветом Христа.
В мирные времена величественные строения храмов и монастырей напоминали об истории и символизировали прочность и незыблемость позиций Церкви. Во времена новых гонений, уже не со стороны внешних врагов, но со стороны собственных правительств, средневековые стены, конечно, не могли стать защитой от современного оружия. Расхожий сюжет о "попе с пулеметом", расстреливающем с колокольни монастыря рабочую демонстрацию - один из пропагандистских мифов времен российской гражданской войны. 66-е апостольское правило запрещает священнослужителю убийство, но, безусловно, стены монастырей и колокольни храмов использовались как огневые точки различными сторонами различных конфликтов.
Когда побеждали враги Церкви, храмы и монастыри меняли свое назначение. В революционной Франции на месте уцелевших католических соборов какое-то время пытались строить культовые сооружения в честь Разума или Верховного Существа. В России "исторически значимые" храмы и монастыри становились музеями, менее значимые использовались в хозяйственных целях и совсем немногие оставались домами Бога. Немецкие нацисты, относительно лояльно относившиеся к христианам на оккупированной территории СССР, в Греции и Югославии также устраивали гонения, закрывали церкви там, где они могли стать очагом сопротивления. Уже упомянутые скалы Метеор планировалось освободить от монахов и использовать для демонстрации символики Рейха.
В современных мусульманских странах мы видим обратное явление. Относящиеся к христианству без особых симпатий власти сами строят стены вокруг святынь. Например, в Стамбуле за глухими стенами с колючей проволокой стоят почти все оставшиеся православные церкви, а также целый квартал Фанар, резиденция Константинопольского Патриарха. Безусловно, стены могут защитить храм от поругания мусульманскими фанатиками, но не является ли такая забота попыткой спрятать в своеобразном гетто представителей неугодной веры?
http://www.pravda.ru/faith/faithculture/05-01-2011/1062340-walls-0/