Недавно прошла межрегиональная акция «Россия — за жизнь! Россия — без абортов!». В Москве, помимо других мероприятий, участниками акции был организован автопробег, маршрут которого проходил через центр города: Садовое кольцо, Воробьевы горы,набережные вдоль Кремля. О том, почему внимание к проблеме решили привлечь таким образом, нам рассказал директор Института демографических исследований Игорь Белобородов.
* * *
– Почему для привлечения внимания к такой серьезной теме была выбрана именно такая форма акции как автопробег?
– Тема защиты жизни действительно очень серьезна. Именно поэтому мы решили отойти от устаревших шаблонов противоабортных акций. Эта проблема слишком масштабна – она касается почти всех и каждого. Ответ на этот страшный вызов должен быть адекватным масштабу и значению проблемы. Даже в самом названии нашей акции ("Автопробег против абортов") звучит динамика. А динамичности как раз и не хватает сегодня в борьбе с детоубийством. Любые противоабортные стояния, как бы мы их не называли (митинг, пикет, сход и т. д.), – это статичные явления. Мы же убедились в успешности более современных форм работы. В плане борьбы с абортами мне гораздо ближе автопробег, молодежный концерт или крестный ход, который на днях прошел во Владивостоке. Такими действиями мы не просто декларируем проблему, но и привлекаем людей, даем им возможность стать соучастниками и единомышленниками. Практика показала, что лучшая профилактика абортов и любого негатива – это не запугивание, не обвинение людей с использованием всяких страшилок, а предоставление позитивной альтернативы и открытость для всех единомышленников.
– Как вы оцениваете последнюю всероссийскую акцию "Россия за жизнь! Россия без абортов!"? Чем эффективны такие мероприятия, насколько они способны заострить внимание на проблеме и повлиять на нее?
– Молодежный концерт, прошедший в рамках данной акции, – как раз то, что надо. Остальные мероприятия, думаю, тоже были полезны. Эффективность подобных мероприятий зависит от географии акции и информационного освещения. К сожалению, светские СМИ не спешат бороться с проблемой абортов, а православные СМИ пока не настолько влиятельны, чтобы охватить большую часть населения.
– Какие первоочередные меры необходимо принять для уменьшения числа абортов и изменения отношения к нему, как к способу решения проблем?
– Самым глубоким заблуждением является мысль о том, что немедленный правовой запрет абортов изменит ситуацию. Безусловно, абортов быть не должно. Но это в идеале. Путь к такому идеалу лежит через принятие целой системы мер и осознание большинством населения пагубности аборта. К сожалению, плоды советской эпохи, прочно вбившей в головы нескольких поколений нормальность детоубийства, не исчезнут с принятием одного, пускай даже очень правильного, закона.
На мой взгляд, напрашивается комплекс более продуманных мер.
Первой необходимостью является признание на правовом уровне начала жизни с момента зачатия. Все остальное уже производное от этого. Но поверьте, такого признания будет труднее всего достичь, хотя звучит все очень логично и научно (с точки зрения современной эмбриологии).
Впрочем, в решении этой страшной проблемы нельзя обойтись без ограничений. Так, необходим полный запрет на производство абортов в частных клиниках. Все мы знаем, какой беспредел там творится. Эти заведения себя давно дискредитировали – они калечат женщин, убивают детей на любом сроке и постоянно нарушают законы.
Очень важно вывести аборты из системы родовспоможения: нельзя, чтобы в одном и том же месте боролись за жизнь новорожденных и там же в соседнем помещении убивали детей. До тех пор, пока аборты разрешены, они должны быть вынесены в отдельные учреждения. Желательно где-нибудь на окраинах, неподалеку с мусорными свалками или кладбищами. Восприятие этой процедуры должно оставлять определенный отпечаток. Тогда, по крайней мере, удастся снизить количество повторных абортов.
Но самое главное – это информационное противодействие абортам. Нужна позитивная социальная реклама, продвигающая ценности материнства и отцовства. Необходимо профессионально (без глупых страшилок и доходчиво) объяснять суть аборта и его последствия. Фильмы, передачи, жизненные истории, привлечение лидеров мнений – все это даст намного больше, чем правовые инструменты.
Сюда же относится образовательный аспект: вся система образования от детского сада до университета должна быть семейно ориентированной. Воспитание детей и молодежи в духе традиций – залог демографического роста. И наоборот, навязывание западных моделей по типу планирования семьи и обучения "безопасному сексу" – гарантия скорого вымирания.
Кроме того, считаю недопустимым финансирование абортов из государственного кармана (за деньги налогоплательщиков). Я лично не хочу оплачивать убийство детей. Если кто-то, не важно по каким причинам, хочет сделать аборт, то пусть рассчитывает только на свои финансы. А то получается, что мы убиваем миллионы неповинных малышей и при этом тратим на аборты около 6 миллиардов рублей в год.
В качестве первого шага напрашивается снижение конечного срока для прерывания беременности. 12 недель, которые мы имеем сегодня, – это антирепродуктивный советский пережиток. Из стран, где разрешен аборт, не так уж много тех, где этот срок превышает 8-10 недель. Думаю, в России уже давно пора снизить его хотя бы до 8 недель.
Немаловажно и дать возможность одуматься. Между желанием сделать аборт и принятием окончательного решения должен быть продолжительный срок (хотя бы неделя), чтобы решение не было эмоциональным. В течение срока раздумия женщина должна обязательно получить психологическую помощь. Причем в задачу психолога должно входить сохранение беременности как наилучший сценарий для психического здоровья пациента.
– Какими аргументами следует убеждать молодежь отказываться от абортов и рожать детей?
– Аргумент для отказа от аборта: какими бы не были обстоятельства, вынуждающие пойти на эту необратимую трагедию, они ничтожны (и, кстати, временны) по сравнению с ценностью жизни Вашего родного ребенка.
Аргумент для деторождения: Основа брака – это дети. При отказе от деторождения из эгоистических побуждений человек морально деградирует и лишается отмеренной ему доли счастья. Взамен получает бедствия и страдания. Ценность детей самоочевидна.