- Как начиналось восстановление монастыря?
- К началу XXI века Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь пребывал в «мерзости запустения». Объем разрушений был большим - обитель была запущена и заброшена. Еще в 1997 году было принято решение Священного Синода о возобновлении там монашеской жизни, но для этого, прежде всего, требовалось восстановить обитель, вернуть ей прежний архитектурный облик. В 2001 году нынешний министр промышленности и торговли Виктор Борисович Христенко (в то время вице-премьер Правительства России) Промыслом Божиим оказался в Старице. Знакомство с монастырем и его девятисотлетней историей показало явное несоответствие между ролью обители в истории страны и тем положением, в котором она пребывала. Для содействия восстановлению святыни и был создан Фонд возрождения монастыря, который и возглавил В.Б. Христенко. В число учредителей, помимо самого Виктора Борисовича, вошли его друзья, коллеги и единомышленники. Был разработан проект восстановления монастыря с учетом всех архивных документов. За девять лет, к своему девятисотлетию, архитектурный облик практически полностью возвращен обители.
- Какое значение монастырь имеет для города?
- Первое упоминание о городе Старице датируется 1297 годом: он появился позже, чем был основан монастырь. В силу того, что монастырь являлся «градообразующим», его значение как для истории, так и для сегодняшнего дня Старицы, безусловно, велико. Несмотря на то, что до революции в Старицком районе располагалось шесть монастырей, из них - два в самой Старице, обитель была самой значимой. Да и в масштабах Русской Православной Церкви обитель была далеко не заштатным монастырем. В безбожные годы монастырь испытал на себе соответствующее тому времени отношение, несмотря на то что был не только религиозным, но и культурным памятником. Находящаяся на его территории Введенская церковь, построенная по заказу царя Ивана Грозного, сохранилась в том числе и потому, что в ней располагался краеведческий музей. Сегодня многие жители города - прихожане монастыря. Также в обитель приезжает помолиться и поучаствовать в мероприятиях, организуемых Фондом, большое количество паломников из Твери и соседних областей. Благотворительные программы фонда ориентированы в основном на жителей Старицы, в первую очередь - на детей.
- Как возникла идея создания программы «Дети Старицы»?
- Идея родилась во время одной из традиционных поездок руководителей Фонда на престольный праздник обители - Успение Пресвятой Богородицы. Несколько лет назад город находился далеко не в таком состоянии и виде, как сейчас: он производил впечатление типичного райцентра в двухстах километрах от Москвы, где дети предоставлены сами себе. Конечно, там была некая инфраструктура: Дом детского творчества и Школа искусств. Но самое главное - внешкольное воспитание детей было оторвано от православной традиции, что сильно чувствовалось. Нам казалось несправедливым, что старицкая земля - исконно русская, колыбель и обитель первого Патриарха - обделена в этом плане: много детей Старицы толком ничего не знали ни о монастыре, ни о Патриархе Иове. Нам хотелось сделать что-то, чтобы изменить эту ситуацию, чтобы жители города и их дети ощущали монастырь не как нечто отстраненное от их жизни, хоть и стоящее в центре города, а относились бы к нему, как к своей родной обители, врата которой всегда для них открыты, где они могут обрести радость и получить утешение; чтобы они испытывали гордость за эту землю.
- Вам удалось своей программой охватить всех детей в восьмитысячной Старице, где всего две школы?
- Когда мы проводим мероприятия внутри монастыря - это, как правило, рождественский и пасхальный праздники, фестиваль искусств «Успение» и конференция с поисковой игрой накануне дня памяти Патриарха Иова - собирается около тысячи детей: школьников и дошкольников. Это при том, что все население Старицкого района составляет порядка двадцати пяти тысяч человек. Получается, что в наших мероприятиях участвуют почти все школьники города и района. Когда мы проводим наши праздники, то обязательно стараемся, чтобы в них участвовали не только городские дети, но и дети из района, причем из самых дальних сел и деревень. Для этих детей праздники имеют особое значение - это яркое событие в их жизни.
- Как проходят праздники?
- Все праздники проходят на территории монастыря. Традицию детских мероприятий мы заложили в 2008 году с празднования Рождества. Дети участвуют в Божественной литургии, потом проходит концерт, выступления ребят. На День славянской письменности проходит литературный конкурс, посвященный памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. В сочинениях, которые дети пишут в рамках этого конкурса, обязательно присутствует тема монастыря. Лучшие работы мы публикуем в нашем ежегодном издании - «Альманахе».
Для реализации программы «Дети Старицы» при монастыре создан центр духовного развития «Образ». Мы придерживаемся следующего принципа: праздники бывают пять-шесть раз в году, но работа с детьми и собственно творческая жизнь детей, их работа над собой должна вестись ежедневно.
В центре действует несколько направлений. В школе юных экскурсоводов ребята разрабатывают и защищают свои экскурсионные программы, а потом самостоятельно проводят экскурсии. Школа юных звонарей «Малиновый звон» дает возможность ребятам научиться правильно звонить на всех тридцати трех колоколах на трех звонницах обители. Также работают школа хорового пения и школа изобразительных искусств. Почти год назад вышел первый номер газеты «Образ», зародившейся на базе детского православного лагеря «Яблочный Спас».
- Кто работает в центре?
- Возглавляет центр профессиональный педагог, преподающая в нем также и пение. Остальные сотрудники - это приглашенные нами старицкие педагоги. В последнее время мы очень плотно работаем с отделом образования и отделом культуры Старицкого района. Руководят программой нашего фонда «Дети Старицы», в рамках которой ведется работа центра, профессиональные артисты с большим опытом постановочной работы и реализации детских проектов, заслуженные артисты России.
- Сколько детей занимается в центре «Образ»?
- Активных участников различных направлений центра - порядка ста человек. Естественно, что эта цифра постоянно меняется: кто-то приходит, а кто-то уходит. Но никто не уходит насовсем.
У нас нет формального выпуска, поскольку центр не является сертифицированным учебным заведением, поэтому мы выдаем дипломы собственного образца.
Две наши выпускницы поступили на исторический факультет Тверского университета. Они получают именные стипендии Фонда в рамках соответствующей программы. Обе эти девушки продолжают принимать активное участие и в работе центра, и в жизни монастыря.
- Что собой представляет детский лагерь?
- Лагерь «Яблочный Спас» проходит ежегодно с 7 по 28 августа. Участники лагеря - старицкие дети, преимущество отдаем выходцам из неполных и неблагополучных семей. К сожалению, таких достаточно много, и желающих всегда больше, чем возможностей. Вначале мы хотели отдавать предпочтение также одаренным и талантливым ребятам, но на поверку оказалось, что почти все дети таковыми и являются. Ребенок, кажущийся на первый взгляд обычным и непримечательным, при проявлении к нему любви и помещении его в атмосферу творчества, внимания, когда он посещает храм, может раскрыться как яркая личность. В лагере у детей есть возможность бывать на богослужениях, участвовать в различных играх. Вот эта уникальная атмосфера единения до этого незнакомых детей позволяет им особенно сильно проявить себя и обрести новых друзей.
- Детский центр существует как альтернатива воскресной школе или дополняет ее?
Мы изначально хотели пойти по пути создания воскресной школы. Но потом решили сразу перейти на более высокий уровень, поскольку у воскресной школы существуют определенные рамки и ограничения. Наш центр развивается по целому спектру направлений, и функционал его более широкий, нежели у воскресной школы.
- Накопленный вами опыт в плане создания и функционирования детского духовного центра как-то востребован?
- О центре знают уже достаточно много. В марте этого года на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным и архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, посвященной предстоящему 900-летию обители, было отмечено, что в монастыре действует детский духовный центр, где накоплен значительный опыт работы с детьми, представляющий несомненный интерес. Мы провели предварительные консультации с епархией и администрацией области по возможности выпуска методического издания, чтобы нашим опытом могли воспользоваться заинтересованные люди. У нас собраны готовые сценарии и необходимые тексты для проведения детских православных праздников. При этом речь идет не только о традиционных пасхальных и рождественских праздниках. Есть и много других мероприятий.
В наших планах - проведение в Старице совместно с отделом катехизации епархии совещания для представителей благочиний, ответственных за работу с детьми и преподавание ОПК в школе. Мы готовы на месте показать свою работу, наших ребят, чтобы все могли увидеть, что совершенно обычные дети могут раскрыться самым чудесным образом.
- В школах Старицы ведут курс «Основы православной культуры»?
- Поскольку Тверская область входит в число 19 российских регионов, участвующих в эксперименте по преподаванию основ религий и светской этики, то преподают не только ОПК, но и в обязательном порядке основы Православия. Братия Старицкого монастыря также помогает в проведении школьных уроков, посвященных Православию.
- Как деятельность центра отразилась на жизни города?
- Мы изначально трактовали задачу возрождения монастыря широко. Помимо восстановления архитектурного облика монастыря, мы ставили себе целью содействие возрождению монашеской жизни, потому что монастырь - это, прежде всего, место для молитвы, а не туристическая достопримечательность. И третья важная составляющая - это возвращение монастырю его прежней роли духовного центра, того светильника духовности, чьи врата открыты для радости, утешения и вдохновления всякого, туда входящего. Для реализации этой задачи в Фонде стали инициировать благотворительные программы, в том числе и детскую.
Вполне возможно, что когда мы начинали нашу деятельность, у горожан могло сложиться некоторое настороженное или предвзятое отношение оттого, что на их глазах возрождается вот эта красота. Наверняка люди задавались вопросом, сколько денег на все это тратится, и могли подумать, что лучше было бы все это поделить и раздать - но это мы уже в нашей истории проходили. Поэтому могла изначально присутствовать некая отчужденность. Теперь люди увидели, что свои благотворительные проекты мы начали с детей - никакой корысти здесь нет, никто из руководителей фонда на фоне детей не проявляет пиар-активности. Это никому не нужно, и это не в русле нашей деятельности и философии.
Взрослые увидели, что дети потянулись в монастырь: они стали посещать храмы, присутствуют на службе, участвуют в благоустройстве обители, собираются на чаепитиях. Отрадно, что за детьми пошли и некоторые взрослые. Конечно, это не носит массового характера, но видны ростки и проявление стремления к вере. На всех наших праздниках, помимо большого количества детей, присутствует много взрослых. Это не только родители, но и все те, кто просто хочет прийти приобщиться и ощутить тепло общения, услышать колокольный звон, полюбоваться красотой возрожденной святыни и радостью детей, которую невозможно отрепетировать и срежиссировать. В этом залог того, что город с древней историей остается молодым по духу.
- Сегодня некоторые горячие головы, вдохновленные опытом объявления Великого Устюга родиной Деда Мороза и соответствующими дивидендами, пытаются навесить на Старицу ярлык «Родина Кощея и Змея Горыныча». Насколько уместно стирать из памяти россиян Старицу как родину первого Патриарха и внедрять в их сознание отождествление этого места с обитанием сказочного зла?
- Я слышал про идею сделать Старицу «штаб-квартирой» Кощея Бессмертного. Действительно, опыт Великого Устюга кому-то кажется успешным проектом. Такая мысль лежит на поверхности логики: вокруг Старицы большое количество пещер. Это бывшие каменоломни, где добывался знаменитый старицкий камень, который в свое время называли старицким мрамором. Из него выполнены основные постройки монастыря, а также много зданий в Москве и Верхнем Поволжье. И эти пещеры, вероятно, хорошо подходят для места жительства виртуального Змея Горыныча: недалеко от монастыря есть бетонный бункер, который предполагалось использовать как место для привлечения туристов.
Но есть ведь и другой взгляд на город Старицу: это место, где находится жемчужина не только города, но и Православия всей Верхней Волги - Свято-Успенский мужской монастырь, обитель первого Патриарха Всероссийского, место, которое посещали русские государи и великие князья. Поэтому Старица, в первую очередь, - святое место, заслуживающее того, чтобы его посещали. Сейчас сюда приезжает много паломников. Думаю, что после официальных торжеств, посвященных 900-летнему юбилею, их будет еще больше. Каждый здесь может обнаружить что-то настоящее для себя. И для этого вовсе не обязательно создавать мифы и легенды.