Ни один христианский народ не имеет в своей истории того,что имеет народ сербский - не имеет Косова. Через шестьдесят с небольшим летпосле Косовской битвы пал Царьград - столица восточного христианства. Был убитхристианский царь Константин, серб по крови и происхождению по одному изродителей. Можно было бы сказать: это похоже на Косово. И потом добавить: этособытие значительнее Косова. Боже сохрани! В Косове христианские войска шлинавстречу смерти, а в Царьграде армия стояла за городскими стенами, надеясь допоследней минуты, что смерть как-нибудь обойдет ее стороной. Но когда городскиестены были пробиты пушечными ядрами (из первых в истории пушек), всеми завладелужас, и в армии, и среди гражданского населения воцарилась паника. Все храмыбыли наполнены плачем и молитвами к Богу о спасении города, т.е. о спасениитела, о спасении государства и царства земного. Поэтому падение Царьградаотмечено у греков как ночь, а не как день, как гибель, а не как победа. Правда,и здесь была битва Креста и полумесяца, но без эпического содержания и безвоодушевления для будущих поколений. Ибо поражение, понятое как поражение, несможет никого воодушевить. Ведь и сама Голгофа без Воскресения никого не смоглабы ни вдохновить, ни укрепить.
На сербском Косове было все наоборот. Как смертник одеваетсяв новое богатое платье, так и армия сербская была одета в самые лучшие одежды.Блистательные сияющие процессии торопились со всех границ в центр чести и славы- на Косово поле. Осененные знаменами с крестами и иконамисвятителей-заступников, с песнями и радостью войска спешили в Косово - к своейпогибели. Разве это не напоминает нам первых христиан, которые с такой жеготовностью шли под меч, или в огонь, или в пасть хищнику? Не известно ниодного христианского мученика, чтобы он молил Бога спасти его от близкойсмерти, а известны тысячи и тысячи таких, что молили, чтобы их не миноваламученическая смерть. И крестоносное войско Лазаря не молило о спасении отсмерти. Напротив, все исповедались и причастились - для смерти. Единыйвооруженный народ как некий христианский мученик, покорный промыслительной волеВсевидящего, принял горечь смерти, и то не как горечь, но как животворноелекарство. И разве Косово до сегодняшнего дня не служило десяткам поколенийживотворным лекарством? В истории христианских народов нет известного случая,чтобы целое войско, целый вооруженный народ, будучи вдохновлен желанием смерти,пошел бы на смерть за веру свою. Не на самоубийство, но на смерть геройскую.Косово - это уникум в двадцативековой истории христианского мира.
Ошибаются те, кто говорит: Косово поставило точку в нашейистории. Оно задержало наше развитие, но, если бы не было Косова, мы бы сейчасне были великим народом!
Именно Косово сделало нас великим народом. Оно есть нетолько наша народная Голгофа, но и, в то же время, наше народное воскресение,духовное и моральное. Оно приостановило моральный распад сербского народа. Далонам целую галерею витязей веры, < чести и самоотверженности, которая, « безсомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданныхв мирные времена народами, которые не имели своего Косова.
Ошибаются те, кто считает Косово поражением. Если кто ипотерпел поражение, то это великий господин Вук Бранкович, а не князь Лазарь.Погибший Лазарь - приобрел, а оставшийся в живых Вук - потерял. Кто жертвуетсвоей жизнью в борьбе за истину и правду Божью, тот жертвует всем, что имеет иможет, - и побеждает. И хотя битва технически была проиграна, он осталсяпобедителем. И благодаря тому, что вся сербская армия пала на Косовом поле - подоброй воле - за истину и правду Божию, то она и победила. Она принесла вжертву Богу все, что имела и могла - поэтому и победила. Потеряла тело, носпасла душу. Но и тело Лазарево не потеряно. Тела изменников, как и их, души.,пропали после битвы. Никто не знает ни могилы Бука, ни Алтомановича.
Святые мощи Лазаря, как будто напоенные небесной силой, ещеи сегодня нетленны и исцеляют все недуги человеческие. Не потеряны и останкидругих витязей креста, оставшихся на поле боя. От их святых душ стали святыми иих тела, а от святых тел освящена и вся Косовская земля. Поэтому Косово сталосвятым полем. Вот почему сербы и сербки из разных стран даже и из Америки -приезжают сюда взять со святого поля горсть святой земли, чтобы как святынюхранить ее в своих храмах и домах. Как землю из гробницы святого ДимитрияСолунского или с могил других христианских мучеников. Косово — это величайшаягробница христианских мучеников, погибших в один день. Ни одной такой гробницынигде нет. И как человек, празднующий «славу» в день смерти своего святогозаступника, так и весь сербский народ празднует и прославляет Видовдан. Ктопрославляет святых мучеников: например, архидиакона Стефана, или Георгия, илиДимитрия, Феодора, или Трифона, или святую Петку (Параскеву), или святыхапостолов Петра и Павла, - тот прославляет не побежденного, но победителя, ипрославляет не мертвого, но живого. Так и все мы, прославляя великую армадукосовских мучеников, прославляем не побежденных, но победителей, не мертвых, ноживых.
Видовдан - это самый большой праздник «славы» сербскогонарода. Он есть день, а не ночь, и даже - День. Он напоминает нам о победе и оВоскресении. Семена Царства Небесного, посеянные святым Саввой, взошли буйно ивозросли высоко. Богатые плоды тех семян собраны на Косовом поле. Это неединственная жатва Христа и Саввы в нашем прошлом, но она единственна в своемроде и величественна.
Те, кто хмурится, вспоминая о Косове; те, кто умаляет его значение,осуждает, ненавидит или считает несчастьем и гибелью, те смотрят глазами, а недухом, и оценивают технически, а не морально. Они или не истинные сербы, иливсе еще находятся под проклятием честного князя из-за того, что предки их непришли воевать на Косово поле, или пришли, но были в таборе господина Вука подГолеш-горой.
А истинные сербы - что в косовском смысле означает истинныехристиане - пусть благодарят Господа Бога за то, что Он дал им Косово, гордостьи утешение, и неиссякаемый источник самого возвышенного вдохновения, чистилищесовести всех поколений до конца времен.
Пусть они снимут шапки в святой день Видовдан и на святойкосовской земле пусть поклонятся святым душам своих крестоносных предков. И вгармонии со всем народом, который есть самый большой толкователь Косова,воскликнут из глубины сердца и совести:
«Все было свято и благородно И приближало к Богу!»