В среду правительство внесло в Госдуму законопроект "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собст венности".
Долго дискутировавшийся и вызвавший много переживаний культурного сообщества вопрос приближается к своему законному разрешению.
Коллективные письма известных музейных работников (а среди противников законопроекта оказались директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левон Нерсесян, директор "Центра современного искусства", коллекционер и публицист Марат Гельман) с просьбами сохранить от "реституции" культурные фонды были учтены, и в законе речь пойдет лишь о передаче зданий церквей, мечетей и синагог. Опасения музейных работников, что передача имущества религиозным организациям приведет к утрате культурных памятников, заставили разработчиков пойти на уступки в финальном варианте законопроекта. Музейные предметы и коллекции, входящие в состав Музейного фонда РФ, документы, входящие в состав Архивного фонда РФ или Национального библиотечного фонда, не относятся к предмету регулирования законопроекта.
В Русской православной церкви, всегда подчеркивающей открытость к обсуждению проблем передачи религиозного имущества, по-прежнему готовы учитывать все претензии музейного сообщества по поводу сохранности религиозных памятников, являющихся при этом памятниками культурными.
- Но сама по себе декларация, что "нужно все сохранить для будущих поколений", может привести к тому, что ни одно из будущих поколений так и не увидит пропадающие в запасниках и порою ни разу не выставляемые шедевры культурного наследия, являющиеся при этом и религиозной ценностью, - пояснял председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, с карандашом в руках прорабатывая с журналистами, юристами и представителями минэкономики законопроект.
Сегодня он подчеркивает, что "Церковь с полным пониманием относится к комплексу проблем, но предлагает их решать вместе".
Возможно, что многие из спорных вопросов будут утрясены.
Например, на случай притязаний разных религиозных организаций на один и тот же объект предполагается обсуждение проблемы в Росимуществе, а если согласие не будет достигнуто, то на межведомственной комиссии или в суде (хотя последнее - крайний случай).
Учреждениям культуры, расположенным в тех объектах недвижимости, которые будут переданы религиозным организациям, по внесенному закону должны будут предоставляться "равноценные здания (помещения)". Правда, похоже, что музеи и Церковь поддерживают этот пункт с большим энтузиазмом, чем Росимущество.
И хотя предметы и коллекции, входящие в состав Музейного фонда РФ, не относятся к предмету регулирования законопроекта, который внесен вчера в Госдуму, религиозные организации старались и тут дать гарантии культурной сохранности и доступности религиозных реликвий.
Икона в православном храме или любой памятник культуры не будут отсечены от светского внимания к нему как культурному шедевру ни представителей других религий, ни атеистов, пояснял на встрече с журналистами председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, подчеркивая, что "для тех, кто по каким-то каноническим запретам не может входить в православный храм, мы будем устраивать специальные выставки".
Законопроект поддерживают все традиционные религиозные организации России.
http://www.rg.ru/printable/2010/06/17/imuschestvo.html