Вектор политики ведущих западных мировых центров силы - США, ЕС, НАТО - неуклонно смещается на восток. Под первыми номерами в повестке дня заседаний архитекторов «нового мирового порядка» на проходящей 28 мая – 2 июня Парламентской Ассамблеи НАТО и открывающейся 4 июня встречи Бильдербергской группы значатся Закавказье, Иран, Афганистан, энергобезопасность.
Данная стратегия требует от западных столиц не только активной разработки и реализации новой линии в отношении России, но и превентивного урегулирования существующих проблем, способных затруднить «Дранг нах Остен». И если экономический кризис на южном фланге НАТО и Евросоюза развивается во многом по своим собственным законам, то обстановка на Балканах – этом «мягком подбрюшье Европы» - нуждается в скорейшей санации. Основными ее направлениями должны стать ликвидация сопротивления Сербии и косовских сербов в отношении независимости Косово, упразднение боснийской Республики Сербия и надежная «привязка» всех государств региона к евроинтеграционным моделям, предусматривающим отказ от государственного суверенитета в области военного строительства и внешней политики. Достижение данных целей позволит Западу, не связывая себя конкретными обязательствами на предмет приема Албании и государств бывшей Югославии в ЕС и НАТО, полностью переключиться на проблемы Закавказья, Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, используя в своих интересах – или же, при необходимости, спокойно игнорируя - балканские прецеденты, параллели и аналогии.
Имеющаяся информация позволяет утверждать, что, по крайней мере, на настоящий момент благодаря жесткой позиции, занятой косовскими сербами, и определенной политико-дипломатической поддержке, оказанной им Сербией и Россией, а также неоднозначной ситуации, сложившейся вокруг вердикта по Косово Международного суда ООН в Гааге, - удалось избежать реализации на севере Косово силового албанского сценария. Косвенным свидетельством этого может служить молчаливое согласие албанских властей Приштины с проведением 30 мая в городах Косовска-Митровица и Ново-Брдо сербских муниципальных выборов. Они прошли в соответствии с решениями, принятыми правительством Сербии 24 декабря 2009 года. И хотя албанские радикалы призывали косовские власти всеми силами воспрепятствовать голосованию как угрожающему «суверенитету и территориальной целостности Косово», дальше громких заявлений и митингов протеста дело не пошло. Косовское правительство Хашима Тачи заявило, что проигнорирует выборы в Косовской-Митровице и Ново-Брдо, однако не хочет своим противодействием «вызывать напряженность и дестабилизировать ситуацию». Спецпредставитель Европейского союза в Косово Питер Фейт также лишь подтвердил, что ЕС не признает результаты голосования – что, впрочем, было ясно заранее.
Потерпев определенную неудачу в Косово, западные центры силы теперь намерены ужесточить свою политику в отношении Боснии и Герцеговины и конкретно боснийской Республики Сербской. Именно вопросам ликвидации этого сербского государственного образования будет посвящен открывающийся 2 июня в Сараево саммит ЕС - Балканы. Кроме того, пропагандистским обеспечением антисербской кампании в Боснии и Герцеговине намечено сделать отмечаемую 11 июля 15-ю годовщину трагедии в Сребренице – которую на Западе уже голословно объявили «геноцидом боснийских мусульман». Юбилейные торжества на костях жертв мнимого геноцида – неплохое сопровождение для ускоренной ликвидации Республики Сербской!
Готовы ли Сербия, сербство и Россия противостоять боснийскому сценарию хотя бы в той же мере, в какой они держат оборону по Косово? К сожалению, на этот счет имеются серьезные сомнения. Россия с 1995 года является членом Руководящего комитета Совета по выполнению Дейтонского мирного соглашения. Это, с одной стороны, предоставляет ей определенную международную трибуну для отстаивания своей позиции. Однако отсутствие у Москвы в данном Совете права вето вкупе с необходимостью согласовывать свои действия с другими его участниками в лице стран-членов НАТО, ЕС и Организации Исламская Конференция объективно снижают способности России проводить самостоятельную и активную политику поддержки Республики Сербской. Отсутствие российских представителей на международных консультациях по конституционной реформе в Боснии и Герцеговине в октябре 2009 года на натовской авиабазе «Бутмир» под Сараево это наглядно продемонстрировало. Да и основной тезис российской дипломатии применительно к урегулированию ситуации в этой бывшей югославской республике – о необходимости скорейшего сворачивания канцелярии Высокого представителя международного сообщества – носит противоречивый характер. Не будучи подкрепленным жестким требованием гарантий существования сербского энтитета, он на деле предполагает скорейший переход всей власти в Боснии и Герцеговине в руки мусульманских властей Сараево – со всеми вытекающими отсюда для боснийских сербов (да и отчасти хорватов) печальными последствиями.
Что же касается руководства Сербии, то мы, к сожалению, в настоящее время являемся свидетелями фактической сдачи Белградом позиций по всем ключевым балканским проблемами (за исключением Косово) под лозунгами евроинтеграции и общерегионального «примирения». Это процесс явственно проявился в ходе встречи 29 мая в Сараево лидеров стран так называемой Игманской инициативы, созданной 10 лет назад в целях «дальнейшего укрепления доверия между народами». Заявления, сделанные президентом Сербии Борисом Тадичем в присутствии своих коллег из Хорватии (Иво Йосипович), Черногории (Филип Вуянович) и Боснии и Герцеговины (действующий председатель коллективного Президиума Харис Силайджич) носят крайне двусмысленный – если не сказать капитулянтский характер.
Ключевым тезисом сербского лидера стали слова о том, что Сербия «уважает территориальную целостность» Боснии и Герцеговины, Хорватии и Черногории. Подобную приверженность нормам международного права можно было бы только приветствовать, если бы Загреб и Подгорица ранее уже не признали независимость Косово – что является грубейшим покушением на территориальную целостность Сербии. Что же касается Боснии и Герцеговины, то эта бывшая югославская республика давно бы сделала аналогичный шаг, если бы не право вето, сохраняемое боснийскими сербами. Во всяком случае, в Сараево трудно найти большего адвоката албанских экстремистов, нежели Харис Силайджич. Клятвы Тадича в верности территориальной целостности Боснии и Герцеговины и Хорватии выглядят сомнительными и с точки зрения искреннего намерения боснийских сербов углублять отношения с «матерью-Сербией», а также кровавой истории подавления Республики Сербская Краина в Хорватии в 1995 году. Заявление Бориса Тадича выглядело бы оправданным, если бы он одновременно поднял на саммите данные вопросы и хотя бы потребовал от своих коллег реальных гарантий защиты интересов сербов. Но эти моменты в его выступлении внятно не прозвучали.
Зато там прозвучала еще одна излюбленная тема Запада – о Сребренице. Борис Тадич пообещал, что его страна «с максимальной решимостью» продолжит сотрудничество с Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии, судящим сербов за мнимый геноцид. «Тем самым мы демонстрируем приверженность европейским ценностям и вносим вклад в политику примирения в регионе», - заявил сербский лидер. Он пообещал лично прибыть в июле в Сребреницу, несмотря на то что по-прежнему отсутствуют надежные свидетельства и документальные материалы о том, что в действительности происходило там 15 лет назад. Не приходится сомневаться, что Борис Тадич уже сорвал аплодисменты Хариса Силайджича, одного из военных лидеров боснийских мусульман периода войны 1992-1995 годов, позднее прославившегося заявлениями с высоких международных трибун о том, что боснийская Республика Сербская не имеет права на существование как продукт «этнических чисток».
Вряд ли Борис Тадич не отдает себе отчет в том, что его слова льют воду на мельницу наиболее оголтелых антисербских сил. Остается предположить, что подобная позиция является частью более широкого сценария, призванного – как полагает сербское руководство - облегчить Белграду евроинтеграционные процессы и заодно снять накал с ситуации вокруг Косово. Однако проблема в том, что мировая геополитика всегда отводила балканским странам и их лидерам роль в лучшем случае пешек. Умиротворение же агрессоров и подлинных вдохновителей и организаторов геноцида, «этнических чисток» и военных преступлений лишь прокладывает дорогу к новым преступлениям. А боснийские сербы уже явно определены на заклание.
________________
Петр Ахмедович ИСКЕНДЕРОВ - старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель газеты «Время новостей» и радиостанции «Голос России».