Вопрос Архиерею. Новые ответы

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин

Новости Москвы 
0
173
Время на чтение 12 минут

В гражданском обществе взаимоотношения начальства и подчиненных регламентируются Трудовым кодексом, в случае конфликта можно обратиться в суд. А как быть священнослужителям? У меня сын священник (не в Вашей епархии), и не всегда действия епархиального начальства бывают справедливыми и обоснованными, с моей точки зрения. Я изучила церковный Устав, но нигде там не нашла раздела о правах рядовых церковнослужителей. Получается, что их судьба и судьбы их жен и детей полностью зависят от воли владыки. Имею ли я право высказать свои соображения по поводу улучшения внутрицерковных отношений? Если да, то куда можно обращаться? С уважением, р.Б. Татьяна.

Уважаемая Татьяна! Жизнь Православной Церкви строится на основе Священного Писания и канонов, которые выработаны Вселенскими и Поместными Соборами за ее двухтысячелетнюю историю. Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй церковной жизни и управление Церковью, и каждый человек, избирающий для себя путь служения Богу в священном сане или принимающий монашество, должен знать и принимать это.

Действия священноначалия, в том числе правящих архиереев епархий, определяются церковной целесообразностью. Одним из наиболее «болезненных» моментов внутрицерковной жизни бывают переводы священнослужителей из одного храма в другой. Часто они становятся предметом недовольства как священников, так и прихожан, и рассматриваются как некое «наказание» или попытка архиерея проявить свою власть. Но давайте попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Церковь - это живой организм. Сейчас, в период возрождения после гонений ХХ в., церковная жизнь развивается, строятся храмы, увеличивается количество приходов, нужны люди, готовые на этих новых приходах служить. На место настоятеля храма нельзя поставить только что рукоположенного священника, вчерашнего семинариста. Поэтому естественно, что на настоятельскую должность архиерей старается определить человека, уже получившего хоть какой-то опыт церковного служения, послужившего некоторое время вторым или третьим священником в городском храме. Однако когда такой священник «вдруг», как может показаться со стороны, получает назначение в райцентр или в село, начинаются разговоры: «На батюшку начались гонения, батюшка кому-то не угодил...». На самом-то деле правящему архиерею просто нужно найти человека, который сможет выполнять обязанности настоятеля, а на его место в городском храме будет назначен, скажем, сегодняшний выпускник семинарии, которому нужно набраться опыта - с тем, чтобы со временем и ему можно было доверить нечто большее, чем служение штатного священника многоклирного городского храма.

Понятно, конечно, что штатный священник городского храма на практике зарабатывает гораздо больше настоятеля сельского прихода, особенно нового, только что открытого, а трудностей и обязанностей у сельского батюшки гораздо больше. Но ведь мы, выбирая свой путь, желали именно послужить Богу, а не найти для себя легкую и денежную профессию. Священнику, имеющему семью, нужно, конечно, содержать ее, но надо относиться к этому соответствующим образом: не считать зарабатывание денег главным делом в своей жизни. Если же священник считает, что приоритетом для него является возможность жить в комфортабельных городских условиях и зарабатывать большие деньги, то он просто «ошибся дверью», и чем быстрее он оставит священнослужение, тем будет лучше и для него, и для Церкви.

Я хотел бы напомнить, что архиерей тоже может быть переведен на другую кафедру, опять же из соображений церковной целесообразности. И поверьте, ему не намного легче переезжать с места на место, чем священнику или диакону. Но ведь в начале своего служения, перед рукоположением мы давали присягу - «во всяком деле служения моего иметь в мыслях моих не свою честь и выгоды, но славу Божию, благо Святыя Православныя Церкви и спасение ближних»; давали «твердое и осмысленное обещание смиренно нести свой крест и всю полноту ответственности», а монашествующие - приносили монашеские обеты целомудрия, послушания и нестяжания. Военнослужащие тоже дают присягу, и им не приходит в голову возмущаться, писать жалобы, когда они получают приказ о переводе, ведь в армии людей тоже перебрасывают с места на место, исходя из принципа целесообразности и по необходимости: сегодня человек служит в Москве, завтра может оказаться на Дальнем Востоке, потом где-нибудь на таджикско-афганской границе... В армии это штатная ситуация. Такой же она должна быть и в Церкви, не зря ведь Церковь называет себя «воинствующей», и сравнение Церкви с армией вполне уместно в данном случае. По крайней мере, понимание дисциплины служения у духовенства и военных должно быть схожим.

Что касается других аспектов нашего служения. Да, не всегда мы, священнослужители, можем сказать, что так же защищены Уставом Церкви и канонами, как сотрудники светских организаций - Трудовым кодексом и профсоюзами. Но в Церкви складываются совершенно особые отношения между служащими, и многое в них может быть совершенно непонятным с точки зрения современного человека и не подлежит регулированию с помощью светского законодательства. Допустим, у священника ушла жена или сам он выступил инициатором развода. По канонам, архиерей обязан запретить его в священнослужении. Можно ли рассматривать эту ситуацию с точки зрения Трудового кодекса? - Немыслимо. А ведь с точки зрения канонов, исходя из опыта Церкви, прещения оправданны, они имеют основание, потому что семейная жизнь священника должна быть образцом для пасомых, это оселок, на котором проверяется его способность руководить Церковью. Если он может управить «малую Церковь» - семью, тогда ему можно доверить и Церковь «большую», если нет - то нет.

Или, например, проблемы нравственного характера. Сегодня в обществе практически утрачено понятие о нравственности, и никому из работодателей не придет в голову интересоваться моральным обликом своих работников. А священноначалие обязано этим заниматься, потому что если облик священнослужителя не соответствует требованиям христианства, он не имеет права продолжать свое служение. И таких ситуаций, не совпадающих со светскими представлениями о трудовых отношениях, в церковной жизни много.

Так что к Церкви нельзя подходить как к одной из структур этого мира - она живет по своим законам, и те, кто вступает в клир, должны отдавать себе отчет о том, что они в своем служении накладывают на себя добровольно, ради Бога, определенные ограничения.

Кто назначает тарифы на церковные услуги? Я считаю, что у нас цены для нашего небольшого города очень высокие, например, отпевание усопшего - 700 рублей. И это еще не всё - в обязательном порядке батюшке нужно собрать сумку с продуктами. Наталия Николаевна, г. Ртищево.

Я многократно говорил, отвечая на вопросы на этом сайте и при личных встречах с людьми: в Церкви нет и не может быть «установленной цены» за совершение треб и таинств. Фиксированная цена может быть установлена на какие-то предметы религиозного назначения - свечи, книги и т. д., просто потому, что это - результат человеческого труда, а всякий труд должен быть оплачен. Люди, которые изготавливают эти предметы, как и все прочие работники, должны получать зарплату, чтобы содержать семью, покупать продукты, платить за квартиру. Те деньги, которые можно назвать аналогом торговой наценки, идут на содержание храма - его ремонт, благоустройство, работу воскресной школы, зарплату сотрудникам. То есть, покупая в храме свечи, иконы, книги, вы тем самым вносите свою лепту для того, чтобы Церковь осуществляла свое служение. То же самое - с добровольными пожертвованиями за совершение таинств и треб. Потому что, подчеркиваю, даже если в храме указаны какие-то цифры: «Записка на литургию, молебен, панихиду; венчание, крещение....» - цифры эти ценами не являются, а могут рассматриваться только как рекомендованный размер пожертвования. В идеале, конечно, хотелось бы обходиться без них, но в нашей стране у Церкви нет иных финансовых источников осуществления ее деятельности, кроме пожертвований; нет установленных законодательством сборов на содержание общины (церковного налога), как во всем мире. Практика показывает также, что в нашей стране не сформировалась, если так можно выразиться, «культура пожертвования». Когда человек приходит в храм для того, чтобы заказать требы, и ему говорят: «Пожалуйста, пожертвуйте на содержание храма, сколько Вам не жалко» - он ищет в этом какой-то подвох и старается все же уточнить: «А сколько именно?». Думаю, любой священник сталкивался с этим множество раз, поэтому во всех храмах эта условная сумма пожертвования все же обозначена.

Но если у человека нет денег, и он просит совершить таинство бесплатно или говорит, что не может пожертвовать ту сумму, которая указана,- никто в храме не имеет права отказать ему.

К сожалению, бывают разные случаи, в том числе - и такие, которые можно назвать вымогательством со стороны духовенства. Я наказывал и буду наказывать впредь тех священников, которые в этом виноваты, и прошу сообщать мне о подобных случаях, указывая имя священнослужителя, время и место. И надеюсь, что эти мои слова услышат не только прихожане наших храмов, но и все священнослужители нашей епархии.

Вопрос о будущем нашей Покровской православной гимназии - когда у нее появится свое здание?

К сожалению, уже много лет Саратовская епархия Русской Православной Церкви ведет битву за выделение нам одного из сохранившихся церковно-приходских зданий под православную гимназию. И представители епархии, и родители неоднократно обращались во все инстанции и ничего, кроме отписок, не получили, поэтому я не могу ответить на этот вопрос. Остается только констатировать, что властям судьба единственной в нашем городе православной гимназии абсолютно безразлична.

Уважение к себе - допустимое для христианина чувство или нет?

Да, безусловно, уважение к себе - не только допустимое, но и естественное чувство. Только надо стараться, чтобы оно не смешивалось с тщеславием, гордыней и превозношением над другими людьми. Надо всегда помнить, что каждый человек есть образ и подобие Божие. Если это христианское понимание всегда будет в основе нашего мироощущения, наших отношений с людьми, то все будет правильно. Но если мы начнем самоутверждаться путем сравнения себя с другими людьми, то придем к фарисейству, как в известной евангельской притче: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди... (Лк. 18, 11). Вот этого допускать ни в коем случае нельзя.

Уважаемый Владыка, я живу в небольшом селе на левом берегу Волги. Ждановка наша находится на пересечении двух дорог, село красивое, ухоженное. В центре есть замечательное место (бывший парк), которое сейчас по вечерам стало местом встречи местной молодежи. Но занимаются они не тем, чем хотелось бы. По утрам проходящие через парк спотыкаются о горы пустых бутылок и прочего хлама. Видится мне место это в другом свете: чтобы звенел над нашим селом колокольный звон местного храма. Не одна я «больна» такой мечтой. Есть инициативная группа, ведется сбор подписей в поддержку строительства нового храма. В нем участвуют жители близлежащих сел. Для справки: в Ждановке около 1000 жителей, рядом несколько примерно таких по численности сел. Дорогой Владыка, подскажите, что необходимо делать дальше, просим Вашего благословения и поддержки. С уважением, от жителей с. Ждановка Краснокутского района, Надежда.

Уважаемая Надежда! Сегодня все больше храмов строится на нашей Саратовской земле, в том числе сельских. Но для того, чтобы появился храм, должны быть люди, которым он действительно очень нужен, которые были бы готовы приложить свои усилия, потрудиться ради его создания.

Первоначально, может быть, стоит позаботиться не столько о новом строительстве, сколько о том, чтобы в селе возникла община и началась молитвенная жизнь. Обычно инициативная группа просит администрацию выделить ей какое-то подходящее помещение, которое можно достаточно быстро, без больших затрат переоборудовать в молитвенный дом или небольшую церковь, для того, чтобы совершать там Божественную литургию. Во многих селах сохранились еще небольшие старинные здания, которые легко можно перестроить под храм, и в нашей области есть примеры, где это сделано замечательно: в Питерке, Мироновке, многих других райцентрах и селах храмы находятся именно в приспособленных помещениях.

Поэтому я советую Вам, если у вас есть инициативная группа, обсудить этот вопрос с местными властями и обратиться к благочинному вашего округа - протоиерею Александру Писларю, который служит в Троицком храме Красного Кута. Изучив ситуацию на месте, он доложит мне об этом, и мы обсудим, как можно решить проблему в Ждановке.

Единственное, что еще я хотел бы сказать. Появление храма в Ждановке, конечно же, будет благим делом, и я надеюсь, что жители села со временем начнут приходить к Богу. Но думать, что с появлением храма в селе сразу же, «автоматически» прекратятся все негативные явления, о которых Вы пишете, было бы слишком легкомысленно. На протяжении девяти веков Русская Православная Церковь несла огромный труд по воспитанию нашего народа, однако семьдесят лет советской власти, которая как асфальтовым катком старалась уничтожить доброе христианское начало в человеческой душе, не прошли бесследно. Возникшая в душе человека пустота заполняется алкоголем, наркотиками, прочими безнравственными вещами - отсюда всё то, что мы видим вокруг себя. Воспитание людей в христианском духе, взращивание подлинных христианских отношений между ними потребуют многих усилий, поэтому открытие храма не решит всех проблем сразу, но станет началом долгого и большого пути к этому.

В 33 года я тяжело заболела (онкология) и с того времени исповедуюсь, причащаюсь, читаю молитвы, Евангелие, живу с Богом. Как позже выяснилось, меня не долечили. В этом я вижу не упущение врачей, а Божий промысел. Болезнь не излечена, значит, есть грех. Как мне понять, какой, чтобы выздороветь? Татьяна.

Действительно, болезни имеют духовную причину и являются, как правило, следствием греха. Но нельзя ни в коем случае свести такое понимание к неким схемам: так, вот за этот грех я сломала руку, а за этот получила гастрит, а исповедуюсь - вылечусь... Вообще, крайне неправильно воспринимать участие в таинствах как способ достижения какого-то земного благополучия и телесного здоровья.

«Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин»,- такое рассуждение привел в одном из своих писем святитель Феофан Затворник.

Поэтому лечитесь, делайте всё, что рекомендуют Вам врачи-специалисты, но постарайтесь получше познакомиться с учением Церкви, святых отцов относительно болезни и здоровья,- возможно, это поможет Вам понять, что с Вами происходит. В любом случае, надо помнить, что болезни попускаются Господом всегда ко благу человека, и стараться переносить их с терпением.

Мой отец болеет психическим заболеванием уже около 19 лет. Он некрещеный. Как поступить, ведь говорят, что эта болезнь посылается за большие грехи? Юлия.

Вам, его дочери, нужно молиться о родном Вам человеке самой, в домашней молитве (подавать записки в храме за некрещеного человека нельзя), предавая его жизнь в руки Божии. Крестить больного силой или обманом нельзя. Надо доверять Богу. Действительно, бывает, что Господь посещает человека болезнями, в том числе и душевными вплоть до сумасшествия. Не всегда возможно объяснить, почему, тем более, не зная обстоятельств жизни человека. Да и не нужно во что бы то ни стало искать причину, надо просто принять болезнь как волю Божию. Одно можно сказать: очень часто именно благодаря болезни, своей или близких, люди обращаются к Богу, к Церкви и стараются изменить свою жизнь, устроить ее по христианским заповедям - и это правильно.

Как Вы считаете, нужно ли больному депрессией каяться в унынии, отчаянии, мыслях о самоубийстве, ведь все это является следствием психической болезни. На мой взгляд, это все равно, что недвижимому больному каяться в непосещении храма Божия...

Сама по себе депрессия, которая так часто бывает у современных людей,- это не болезнь. Я согласился бы с Вашим утверждением в случае, если человек действительно страдает серьезным заболеванием (например, шизофренией или депрессивно-маниакальным психозом), при котором происходит распад личности. Но депрессия, как правило, это все-таки тяжелое душевное состояние, более или менее продолжительное, из которого возможно выйти.

Если человек верит в Бога, пытается серьезно разобраться с собой, осознает свое уныние как грех, пытается с ним бороться, то как раз исповедь - это средство, которое наиболее действенным образом может ему помочь в этой борьбе.

Я хочу уйти в монастырь, так как устал в буквальном смысле от мирской жизни, мне всего 20 лет. Что можете посоветовать? Виктор.

Уважаемый Виктор! В монастырь уходят не от усталости, не от неразделенной любви и не от каких-то иных «отрицательных» чувств. В монастырь уходят только по одной причине - потому что любят Бога всей душой, всем сердцем, любят настолько, что ради Бога готовы оставить весь этот замечательный мир, родителей, близких, отказаться от возможности иметь семью и многого другого. Только тогда стоит задаваться подобным вопросом. У Вас, как я могу понять по Вашему краткому письму, всё не так, скорее всего, Вы и в храм-то не ходите. Поэтому просто постарайтесь приложить какие-то усилия к тому, чтобы наладить свою жизнь.

Был в секте. Благодаря другу пришел в церковь. Священник, который меня окормлял вначале и к которому было полное доверие, не очень хорошо поступил со мною. Много священства, с которым уважительные отношения, но в храмах не задерживаюсь, не могу понять, что не так. В семье мира нет, виноват я в какой-то мере, в основном ссоры из-за того, что хожу в церковь. И это уже около 20 лет. Что бы ни делал - как в стену головой, невыносимо тяжело. Стараюсь терпеть, но руки порой опускаются. Что посоветуете, Ваше Преосвященство?

Трудно отвечать на подобные вопросы, не зная человека и его жизненной ситуации. Но если Вы понимаете, что сами виноваты в каких-то конфликтах в семье, Вам как христианину надо постараться сделать всё, чтобы свести их к минимуму. Может быть, научиться идти на компромиссы и больше времени уделять своим близким, которым не хватает Вашего внимания.

Вообще, у верующего человека нет иного пути, кроме как внимательно следить за собой и стараться исправлять все недостатки своего характера, все греховные привычки. И, действительно, на это могут понадобиться десятилетия, вся человеческая жизнь. Постарайтесь не унывать, помощи Божией Вам.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9821&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59