Эпоха Обамы сулит значительное переформатирование всей внешней политики США. В настоящее время единственная в мире сверхдержава готова отказаться от своей мировой гегемонии с тем, чтобы сохранить столь важное, для нее, лидерство. Ради этого Штаты готовы признать многополярность мира
Россия и КНР поддержали США в вопросе о санкциях в отношениях Ирана. И, в то же самое время, американский президент внес для рассмотрения в конгрессе новую стратегию национальной безопасности. Многим ее содержание представляется революционным – творение обамово предполагает отказ США от статуса сверхдержавы. В 52-х страничном тексте содержится утверждение о том, что Америка готова к широкому диалогу – в первую очередь, с Россией, КНР и Индией.
Как говаривал другой президент – «вот такая, понимаешь загогулина». Сразу же возникает вопрос – а как же ЕС? Как быть с т. н. «евроатлантическим сообществом», которое является для США чем-то вроде «соцлагеря» для СССР? Что кроется за великим поворотом на восток?
Судя по всему, разногласия между США и ЕС обострились до крайности. Речь, конечно же, не идет о каких-либо противоречиях в мировоззренческой сфере. Вообще, нынешний мир (за редким исключением – типа КНДР, ныне стоящей перед угрозой оккупации) – удивительно однороден в плане идеологии. И США, и ЕС стоят на платформе рыночного фундаментализма, свято придерживаясь «ценностей» капитализма. Как и РФ, КНР, Индия и другие страны. Различия наблюдаются в области государственно-политических институтов, но они давно уже рассматриваются серьезными элитами как «надстройка», призванная обеспечить эффективное функционирование базиса. При этом ведущей тенденцией базисного развития является пресловутая глобализация. Капиталы давно уже интернационализируются, а сегодня этот процесс уже почти подошел к логическому концу. Глобальной экономике требуется глобальная «надстройка», которую принято именовать «мировым правительством».
Ныне основные разногласия сводятся к вопросу о том – каким должно быть это правительство, и кто получит заказ на его создание. И понятно, что США, как мировой лидер, очень хотели бы стать ядром «нового мирового порядка». Прежде, Вашингтон пытался достичь этого статуса по ковбойски – путем наращивания своей гегемонии. И здесь применялись самые разные методы – от бархатных революций до бомбардировок.
Со временем, однако, выяснилось, что этот ковбойский подход обеспечивает американскую гегемонию, но мало продвигает мир к транснациональной интеграции. Более того, штатовское великодержавие слишком уж сильно напоминало старый-добрый империализм, присущий эпохе «национальных государств». А вот это транснациональному капиталу не подходит, ему необходимо реальное продвижение к мировому правительству. К тому же, у многих продвинутых глобалистов стали возникать опасения – не выйдет ли «американский империализм» из-под контроля.
В США поняли, что старый курс не сулит новых выгод, и решили сделать «перезагрузку». Этой перезагрузкой, как очевидно, и станет обамовский поворот к востоку.
В чем его назначение? Во-первых, США необходимо показать, что они отказываются от прямого имперского владычества во имя некоей многополярности. Сама многополярность – это, на самом деле, типично глобалистская разводка, призванная оправдать создание (в ближайшем будущем) пресловутого «мирового правительства». Действительно, если есть несколько полюсов, то должен же кто-то осуществлять координацию между ними. Когда данную функцию берет один из «полюсов» (как в случае с США), то это уже «империализм», который «не вписывается в формат». Другое дело, если возникнет некая надстройка над самими полюсами. При этом, возможно наличие некоего полюса, который бы обеспечивал нормальное функционирование этой самой надстройки. И, судя по всему, США как раз и желает стать таким вот опорным полюсом. В то же самое время там явно надеются сбросить многие обременительные функции мирового руководства, распределив их между другими странами. Новый мировой порядок в понимании «Обамы» — это транснациональный союз нескольких более-менее крупных центров – при ведущей роли США.
Во-вторых, США необходимо заручиться поддержкой крупных восточных стран для того, чтобы оказать мощное геополитическое давление на своего главного конкурента в деле глобализации – то есть, на Европейский Союз. ЕС – это некая альтернативная площадка для строительства «нового мирового порядка». Именно здесь отрабатываются технологии по сливу крупных, мелких и средних национальных государств в один космополитический «коктейль», обильно сдобренный концептами политкорректности и социального гуманизма. Более того, важнейшим «ингиридиентом» этого самого коктейля являются потоки миграции из стран Афро-Азии, которые придают данной смеси особый, неповторимый вкус. Опыт ЕС, в деле ликвидации национально-государственных различий, бесценен, но именно поэтому он и является главным конкурентом США. Транснациональные элиты, давно уже потерявшие свои корни, могут в любой момент предпочесть Америке Европу, тем более, что «политкорректность» последней полностью вписывается в формат глобализма. Транснационалам очень важно ликвидировать различия между религиями, национальными культурами и идеологиями. А вот у США, с их фундаментализмом и национализмом, здесь всё не очень-то ладно. Здесь Вашингтонскому обкому еще предстоит многому поучиться у обкома Брюссельского. Вот Обама и решил поучиться, взяв на вооружение политкорректнейшую концепцию многополярного мира.
Но американцы не были бы американцами, если бы не захотели использовать рычаги геополитического давления. Поэтому-то и была выдвинута концепция создания нового союза – «евразийско-атлантического». В его рамках России, КНР и Индии отведена роль центров, которые будут использоваться Америкой для давления на ЕС. Не согласятся там в чем-то важном с США – и Вашингтон будет апеллировать к новым союзникам. Конечно, Штаты никогда не откажутся от «евро-атлантизма» и старый союз (НАТО и т. д.) никто распускать не собирается. Речь идет о более гибкой модели геополитического доминирования. Вообще, горбатого «могила исправит». США уже никогда не избавятся от комплекса мирового жандарма – разве что возьмут курс на изоляционизм (в рамках доктрины Монро). Только их новое жандармство будет помягче, погибче, менее вызывающим. Планетарный жандарм желает разгрузиться от множества бытовых проблем, вот он и ищет новых «жен», с которыми можно и посоветоваться, и доверить кое-что важное – по-работе.
Хитро, ничего не скажешь. Но одобрят ли эти планы «серьезные люди» из мирового ЦК — вот в чем вопрос.