– Отец Дионисий, расскажите, как Православие проникло в Японию?
– Православие в Японии начало свой путь с момента начала служения там в 1861 году в церкви при консульстве в городе Хакодате святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Тогда он еще был иеромонахом Николаем (Касаткиным).
Когда он учился в Духовной академии Санкт-Петербурга, то однажды, проходя по академическим комнатам, увидел на столе инспектора бумагу из Синода – приглашался иеромонах на приход при консульстве. Предложение заинтересовало его, но не настолько, чтобы сразу же решиться ехать в такую далекую варварскую страну. Однако вечером, стоя в церкви на всенощной, он услышал голос, повелевший ему стать монахом и ехать миссионером в Японию. Так совершилось его призвание.
Не один год жизни в Японии ушел на то, чтобы выучить язык, хорошо узнать страну. Как говорил сам святитель Николай: «Сначала полюби того, к кому ты обращаешься, потом вызови любовь к себе, и только потом что-то ему говори о Боге и Христе». В это время он пишет несколько работ по истории Японии, ее религии, мифологии. В России святитель Николай был практически первым японистом. И так с момента его приезда до обращения первого японца к Православию прошло целых восемь лет!
Но на конец жизни святителя Николая к 1912 году была создана живая Церковь с епископом, десятками священников, диаконов, с семинарией, иконописной и певческой школами. Действовали десятки приходов в разных концах страны, было около 35 тысяч христиан. И это настоящее чудо.
– А каково сегодня число православных японцев? Что собой представляет их жизнь?
– Число православных людей в современной Японии невелико. По официальной статистике, в Японии насчитывается 67 православных приходов и 30 тысяч православных христиан. Но что замечательно: живут они необыкновенно дружно, у них очень развита приходская жизнь, все прихожане друг друга знают по имени, обязательно ведется социальная деятельность. Много внимания уделяется детям, работают воскресные школы, различные детские лагеря.
Богослужения у них проводятся не ежедневно, как в наших храмах, а только по субботам и воскресеньям. Это легко объяснимо – японцы много работают. Удивительно, что в их храмах нет оплачиваемых певчих. Верующие люди приходят на службу, и половина их них сразу встает на клирос. Еще одна характерная особенность – за богослужением практически все люди, присутствующие в храме, исповедуются и причащаются.
– Современные православные японцы – потомки тех людей, которых обратил к вере святитель Николай Японский, или среди них много пришедших к православной вере сегодня?
– Да, действительно, среди прихожан православных храмов в Японии очень много потомков тех японцев, которые пришли в Православие при святителе Николае Японском. Но, конечно, есть и люди, которые приходят в Церковь сегодня. Причем у нас в России приход в Церковь можно как-то логически объяснить. Например, человек увлекался классической литературой или церковной музыкой, живописью, и через это он постепенно приблизился к Православию. Там же свои достаточно богатые традиции, о русской культуре знают единицы людей. И, несмотря на это, в современной Японии люди каким-то чудом приходят в Православную Церковь.
– Каков возраст прихожан православных храмов в Японии?
– Мне показалось, что в храмах много людей самых разных возрастов. И явного перекоса в сторону пожилых людей или молодых нет. Скорее подавляющее число прихожан зрелого возраста.
– Что вас поразило больше всего в японском Православии?
– Меня поразило в японцах их отношение к жизни, окружающему миру и друг к другу, что влияет и на их отношение к вере. Конечно, очень бросается в глаза их привычка к идеальной чистоте, аккуратность, предельная вежливость. Все в жизни у них очень продумано и всегда заранее спланировано. Их серьезный подход к жизни проявляется и в храме. У нас на клиросе нередко можно увидеть, что кто-то переговаривается в паузах между пением. Там я ни разу не видел, чтобы кто-то отвлекся за богослужением. Они стоят плечом к плечу как единое целое и возносят свою молитву. Видно, что люди отдают себя всецело. На меня это произвело очень сильное впечатление. У нас увидеть такое сосредоточение всех присутствующих на богослужении удается редко. И в этом отношении нам есть чему у них поучиться.
– У вас не сложилось впечатления, что люди, для которых Православие не является частью их традиционной культуры, относятся к обретенной ими вере с большим трепетом и особенно дорожат ею?
– С одной стороны, наверное, вы правы. Но, с другой, те люди, с которыми мы познакомились в Японии, укоренены гораздо глубже в православной традиции, чем мы, зачастую являющиеся православными в первом поколении. Для японцев, которые воспитывались в православных семьях, вера настолько органична, что не перестаешь удивляться. И они дорожат своей верой не только потому, что в ней истина, но еще и потому, что это вера их родителей.
А те, кто приходит в Православную Церковь, делая свой личный выбор уже в сознательном возрасте, действительно очень дорожат тем, что они обрели. Ведь любой человек на пути к Богу проходит этап внутренней борьбы. А то, что дается дорогой ценой, всегда особенно значимо.
В России мы немного избалованны. Кто-то выбирает храм, где есть древняя чудотворная икона, кто-то – где знаменное пение. Это характерно для Москвы, например. А когда у тебя один храм за 200 км от дома, то уже не до выбора. Поэтому они относятся к своей вере со всей душой, очень целостно.
– Православная японская Церковь сегодня живет и развивается или в большей степени старается сохранить себя в чуждой культуре?
– Конечно, там есть свои проблемы, не все благополучно. Православие в России поражает и числом людей, которые приходят в храмы, и богатством убранства; там все значительно скромнее. Но, глядя на Православную японскую Церковь, вспоминаешь слова Христа о малом стаде. И количество людей не всегда является главным критерием жизнеспособности. Как Христос говорит: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». И видно, что Христос посреди этих людей. И пока так будет, Церковь в Японии будет существовать, несмотря ни на что.
– Сейчас кто-то продолжает дело, начатое святителем Николаем? Есть в Японии люди, которые занимаются проповедью православного христианства?
– При святителе Николае Церковь вся была миссионерской, ее деятельность направлялась на распространение Православия. В силу различных драматических событий, которыми был так богат XX век, миссионерский импульс, конечно, сошел на нет. Нужно было хотя бы сохраниться. Сейчас у японцев есть неподдельный интерес к России, нашей культуре. Но на бытовом уровне миссия там затруднена. Любой из верующих людей в России может на работе что-то рассказать, подарить книгу или иконочку своим коллегам. В Японии это сделать сложно. Если человек на рабочем месте занимается чем-то помимо его обязанностей, могут возникнуть проблемы. Но сейчас есть призывы среди священноначалия Православной японской Церкви к возрождению миссионерского служения.
– Быть православным христианином в Японии труднее, чем в России?
– Я думаю, что все же да. Быть православным в Японии непросто, потому что весь строй жизни, весь ее уклад буквально призывают совсем к другому.
– В Саратове скоро начнется строительство храма во имя святителя Николая Японского. Почему было принято решение посвятить храм именно ему?
– Так получилось, что в один и тот же период времени несколько людей открыли для себя святого Николая Японского, родилась особая любовь к нему, желание о нем больше узнать. Оканчивая семинарию, я писал дипломную работу о деятельности этого святого просветителя Японии. И игумен Нектарий (Морозов), который курирует строительство нашего храма, предложил Владыке Лонгину посвятить храм святителю Николаю Японскому. Владыка сказал тогда, что действительно это было бы хорошим напоминанием всем нам о том, как надо нести людям Слово Божие. Ведь что привлекало к отцу Николаю людей? Именно его отношение к своим ближним. Потому что, если верующий человек не проповедует, значит, он не любит тех, кто его окружает. Если он сам познал истину, то как он может спокойно смотреть на то, что находящиеся рядом с ним люди ее не знают? Образ святителя Николая является для нас в этом смысле примером. И можно сказать, что поэтому храм было решено посвятить именно ему.
Что еще очень важно, из Японии мы привезли две частицы мощей святителя Николая Японского. Одна из них будет находиться в нашем храме, другая в храме во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на 3-й Дачной.
– Где стоит обязательно побывать в Японии православному человеку?
– Конечно же, в храме Воскресения Христова в Токио. Это так называемый храм Николай До (т.е. храм Николая), в котором в свое время служил святитель Николай Японский. В результате землетрясения в 1923 году храм был разрушен. После восстановления он несколько изменил свой вид, но в основе своей это тот храм, который строил Николай Японский. И там все, буквально каждая вещь, напоминает о нем. У нас в России святынь много, и мы обычно хотим поехать в какое-то особое место. А там я понял и почувствовал, что храм и есть главная святыня. Тем более что конкретно этот храм в Токио связан еще и с именем Николая Японского.
Обязательно нужно посетить город Хакодате, в котором начинал служение святитель Николай. Церковь того времени не сохранилась, но есть храм, построенный уже после смерти великого миссионера. Этот храм является национальным достоянием, государство выделяет деньги на его ремонт. И что самое поразительное, он является символом города Хакодате. Мы видели его везде – на обложках буклетов, сувенирах и даже на упаковках печенья.
На самом деле любые места, где есть православный приход, будут интересны, потому что крайне интересны там еще и люди, жизнь их общин. Мы побывали в разных местах – Сендай, Киото, Нагоя. И у каждого прихода есть свой дух, свое лицо.
– Храмы в Японии имеют какое-то влияние японской архитектуры?
– В токийском храме есть небольшие элементы японской архитектуры, но в целом он смотрится очень органично. Все остальные храмы, которые мы видели, практически не отличаются от наших русских.
– А у саратовцев есть возможность побывать с паломнической поездкой в Японии?
– До последнего времени организацией паломнических поездок в Японию никто не занимался. Но буквально сейчас работа в этом направлении ведется. И если у кого-то из читателей «Взгляда» появится желание побывать в Японии, можно обращаться в паломническую службу храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» «Восхождение». Уверяю, знакомство с православной Японией не оставит никого равнодушным.
[1] Храм во имя святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского, начнет строиться в Заводском районе г. Саратова в ближайшее время.
Юлия Семенова, "Взгляд-инфо"
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9767&Itemid=90