Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Чарующая музыка России

Виктория  Карпова, Русский дом

27.07.2010

...В звучании названый старинных русских городов он слышал чарующую музыку, будь то Росчатъ, Великий Устюг, Осташков, Хмелита или Верея

Книга Андрея Борисова «Очарование российских топонимов» стала объяснением в любви российской глубинке, которую он знал и любил, объездив на протяжении 30-ти лет с блокнотом (затем диктофоном) и фотоаппаратом. Труд-нодоступность какого-нибудь маленького городка, необходимость ехать на перекладных, ночевать в совсем некомфортабельной заштатной гостинице его не пугали. Старинные провинциальные города для него - олицетворение России, русского м!ра с его неповторимой историей, укладом быта, архитектурными памятниками; м!ра, сохранившего вопреки бурному и драматичному XX веку своё своеобразие.

Андрей Борисов признаётся: «Много лет интересуюсь я маленькими и древними русскими городками, выкапываю из разных изданий крупицы их богатой истории. Люблю бродить по тихим улочкам этих городков, любоваться наличниками и дверными щеколдами, слушать неторопливый и уважительный говор живущих здесь старушек, дышать каким-то особенным, пьянящим, на старине настоянным воздухом, лазить по городищам и обветшалым остовам церквей. Здесь не только очарование старины. Здесь всё и история, и дух народный, и язык, и быт, ещё живущий в этих райцентрах. Это та самая "экологическая среда", в которой выросла вся наша культура».

К сожалению, сегодня эти маленькие старинные города, бывшие свидетелями многих славных дел, живут трудно в бытовом плане, а исторические памятники и архитектурные ансамбли носят следы запустения или вовсе разрушаются. Размышляя о причинах этого варварского небрежения, Андрей Борисов пишет: «Предвижу возражения: жизнь-то идёт вперед, своего требует индустриализация, урбанизация... Не сохранять же каждый древний городок, дом как некий музейный раритет... Может, они и правы, мои оппоненты - жизнь действительно идёт вперед, и заводы нам нужны, и гидростанции, и многоэтажки, и автомобили. Но всё это нужно... для тела. А ведь существует же в человеке, помимо видимого и осязаемого тела, и некая невидимая и неосязаемая субстанция - то, что предки наши душой называли. То, что помогало им в смертельных битвах с Мамаем, Наполеоном, Гитлером. Для меня, например, это слово - первое звено в такой цепочке: душа - русский дух - Родина».

Не единожды побывав в последние годы жизни во многих европейских странах, Андрей Борисов своей любви и привязанности к российской провинции не изменил. Путь к возрождению и процветанию столь милых сердцу автора малых старинных городков Андрей Борисов видел в бережном сохранении их самобытности, истории и культуры, присущего им духа патриархальности, в развитии туристической сферы.

Открывается книга размышлением об исторической судьбе и сегодняшнем дне одного из самых живописных и уютных городков Подмосковья - Вереи.

«Всего пять букв в названии города, а отразили они и историческую судьбу, и его предназначение, - замечает автор. В наименовании города улавливается созвучность слову "вера" - в Россию, в народ русский. Но правильней довериться знаменитому словарю Владимира Даля, который приводит толкование слова "верея" как "столб, на который навешивают половинки ворот"», - заключает Андрей Борисов, ибо Верея была «западными воротами Московской Руси, первой встречала удары завоевателей-иноземцев». Героическая страница в истории города связана с периодом наполеоновского нашествия. Французы превратили город в сильно укреплённую крепость, а генерал-майор Дорохов, получив приказ от Кутузова, быстро выбил врага и освободил город. При этом, хотя неприятель понёс значительные потери, урон русской армии не превышал 30 человек. В преклонные годы в память о своём военном подвиге Иван Семёнович Дорохов обратился к жителям Вереи с просьбой предать его тело земле именно здесь. Благодарные горожане выполнили его волю, захоронив героя в подклети городского собора. А к 100-летию начала Отечественной войны -в 1912-м - соорудили бравому генерал-майору памятник, который установили на видном месте на вершине холма.

Верее посвящено трогательное лирическое отступление автора: о житье-бытье у бабушки Тани в детские годы, совместных походах на речку Протву за водой, о луговом приволье, на котором прошло его детство.

Много примечательного открываешь в книге, читая о волжских городах - Костроме, Рыбинске, Кинешме, о затопленной Мологе, которой выпала участь стать русской Атлантидой. А вот город Юрьевец, основанный в 1225 году, этой печальной доли избежал лишь благодаря безстрашию и упорству его жителей, не убоявшихся гнева властей и добившихся, чтобы город уцелел.

Вот какой портрет его рисует Андрей Борисов: «Живописно расположен он на высоких холмах волжского правобережья. Карабкаются в горы его заросшие зеленью улочки, весной радует глаз буйное цветенье фруктовых садов, голубое небо и водная гладь, летом влажный ветер с Волги перемешивается с густым запахом перегретой на солнце сосновой смолы. А осенью и зимой примиряет с ненастьем тепло и гостеприимство маленьких, бревенчатых, обжитых домиков, как ласточкины гнёзда прилепившихся на склонах окрестных холмов. А всё это очарование подчёркивает стремительная вертикаль отреставрированной колокольни». Краеведческим справочникам с самыми подробными данными не передать так зримо дух, характер Юрьевца.

Настоящим наглядным пособием по истории отечественного зодчества называет Андрей Борисов город Кимры. К сожалению, по сохранности исторических строений он разделил судьбу многих городов глубинки. «Витые колонки, круглые окна, оригинальные наличники, керамическая облицовка фасадов, богатая лепнина, башенки, балконы - если бы всё это привести в порядок, спасти от гибели, по городу можно было бы водить экскурсии студентов архитектурных вузов», - с грустью замечает он.

Книга Андрея Борисова - портрет России, российской глубинки, где каждый штрих, каждый мазок - рассказ о каком-либо городке. Причём, создаёт он этот портрет не только словом, но и выстраивая визуальный образ с помощью художественной фотографии. Обладая и острым глазом, и вкусом, умением строить кадр, с фотокамерой Борисов не расставался с юности. В молодые годы, странствуя по провинции в тряском автобусе, позже - в вагоне поезда, когда направлялся в командировки от транспортной газеты, где работал последние 14 лет.

Органично сочетается слово и образ, например, в материале о Новой Ладоге - её часто сравнивают с Венецией. На фото старинные домики живописно отражаются в глади каналов; снимки отмечают основные вехи биографии города, о которых рассказывается в тексте - Обводной канал, соединяющий Волхов с Невой (Пётр I, начиная строительство канала в обход бурного Ладожского озера, где погибло немало судов, сам вывозил тачки с землёй); старинные церкви - Климентовская и Рождества Богородицы - свидетели того, как Новая Ладога росла и развивалась, став процветающим уездным купеческим городом. Ещё один снимок - на вечной стоянке на набережной застыло небольшое судно 40-х годов. Ведь в годы Великой Отечественной именно из Новой Ладоги начиналась знаменитая «Дорога жизни»: в блокадный Ленинград отправляли продовольствие, а обратно везли эвакуированных.

Органично сочетаются слово и изображение, когда автор ведёт речь о Соловецких островах. Вот в зеркале воды отражается Соловецкий кремль: над крепостными стенами, сложенными из огромных валунов, поднимаются маковки храмов, и, видя это гармоничное чудо, понимаешь, что не зря его называли столицей Беломо-рья. Об уникальной природе архипелага дают представления пейзажные снимки Борисова. Перелистывая летопись Соловков, Андрей Борисов делает акцент на основных вехах. Более подробно рассказывает о времени каменного строительства и расцвета монастыря после правления игумена Филиппа Колычева, когда стали прокладывать дороги, озёра Большого Соловецкого острова соединили каналами, велась активная хозяйственная деятельность, построили даже собственный монастырский флот... В начале XX века на островах 19 церквей, 30 часовен, два училища - богословское и для детей поморов; собственные гидроэлектростанция и радиостанция, типография, биостанция и замечательный Ботанический сад с оранжереями, в которых зрели дыни, арбузы, персики - всего в 165 километрах от Полярного круга!

Есть и мрачные страницы в жизни монастырской обители. В 1667-1676 гг., став центром старообрядчества и не приняв реформ Никона, монастырская братия подверглась гонениям и истреблению. Вторая трагическая дата - 20-е годы XX века, когда богатства монастыря грабят, монахов выселяют, а Соловецкие острова становятся лагерем особого азначения. Сейчас, с 1988 года, Спа-со-Преображенский мужской монастырь вновь действует, но большая часть уникального исторического и культурного достояния Соловков всё ещё ждёт реставрации. Касается это и Филипповско-го скита - в 20-е годы на располагавшейся здесь биостанции работал о. Павел Флоренский. Совершенно правомерно Андрей Борисов замечает, что здесь должен был бы открыться музей великого православного мыслителя.

К сожалению, книга вышла уже после неожиданной кончины автора. Своё признание в любви к российской провинции Андрей Борисов писал всю жизнь. Вначале он ездил в глубинку между съёмками на телевидении, где работал. Затем, уже будучи парламентским обозревателем и корреспондентом транспортной газеты, уезжал в свои выходные. Его статьи и эссе о малых городах печатались под рубрикой «Отечество». Но со вступлением в должность нового редактора от всего, не отвечающего профилю издания, решено было отказаться. Со страниц газеты рубрика «Отечество» исчезла. Это стало для Андрея ударом и невосполнимой потерей. Он умер по дороге из редакции, в метро...

Заслуга в издании «Очарования российских топонимов» принадлежит жене автора Вере Николаевне Борисовой. Она проделала огромную работу, чтобы собрать по черновикам и отдельным прижизненным публикациям, свести воедино, выстроить имевшийся материал в виде книги. К счастью, Андрей Борисов успел составить подробный план, которым она воспользовалась.

Увы, мы никогда не узнаем, такими ли вышли бы из-под пера Андрея две другие книги - «Имена. Дела. Таланты» и «Почтовый №674»: Вера Николаевна собрала их практически из того, что нашла в архиве Андрея.

«Имена. Дела. Таланты» сложилась из эссе, критических заметок, рецензий на книги, которые Андрей Борисов писал в разные годы. Заслуживает поддержки основная идея книги - напомнить об одарённых писателях, живописцах, музыкантах, известных и любимых при жизни, но с течением времени отошедших в тень, ставших лишь фоном для своих великих современников. Такая участь постигла, например, Евдокию Растопчину, которую называли продолжателем пушкинских традиций в поэзии. Мало кто сейчас помнит и «русского Дюма», как называли современники очень популярного в 50-е годы XIX века Василия Вонлярлярского за занимательность сюжета его романов и повестей. Литературная судьба беллетриста причудлива: все свои произведения он создал в течение всего трёх лет и умер молодым - в 38.

Украшением третьей книги «Почтовый №674» с подзаголовком «Лирические хроники и этюды» стал рассказ Андрея Борисова «У пяти ракит». Рассказ пронзительный. В нём и боль за судьбу неперспективной, брошенной людьми деревеньки, где из жителей осталась одна старуха бабка Настя, - сколько таких в российском Нечерноземье! И гордость за то, как разумно и ладно был устроен когда-то нашими предками деревенский быт. Рассказ этот по языку, строю мысли продолжает традиции лирической прозы Юрия Казакова, Владимира Солоухина, и, конечно же, Константина Паустовского - любимого писателя Андрея Борисова.

«Мы любим родные места за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны... На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, до боли в сердце начинаешь любить эту обыкновенную землю», - писал Паустовский.

http://www.russdom.ru/node/3046




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме