Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Об устроении катехизации. Часть 2

Священник  Георгий  Максимов, Православие и современность

22.07.2010


Продолжительность, форма и содержание оглашения …

Часть 1 

Желающие принять крещение в сознательном возрасте должны лично пройти оглашение, что же касается записываемых на крещение младенцев, то, поскольку в настоящее время участие восприемников в воспитании крестников крайне незначительно, более важной представляется катехизическая работа с родителями. Поэтому предпочтительно, чтобы хотя бы один из родителей прошел оглашение. Исключение (крещение младенца без оглашения родных) можно сделать только в том случае, если оба родителя являются воцерковлёнными людьми.

Современный опыт катехизации подсказывает, что оглашение оптимально проводить в виде бесед числом от 3 до 5, с тем, чтобы подготовка заняла не менее месяца, чтобы человек смог глубже осознать и прочувствовать свой выбор. Лучше всего проводить встречи раз в неделю.

При первой встрече следует кратко ознакомить слушателей с содержанием всех бесед, временем их проведения и продолжительностью.

Оглашение должен проводить подготовленный человек - священник либо мирянин-катехизатор. В любом случае надлежит, чтобы именно священник провел одну из встреч, а после огласительных бесед - исповедально-доверительную беседу о своей жизни и пути к вере.

В первой беседе с записавшимся на крещение стоит узнать о мотивах обращения за Таинством, в случае необходимости попросить человека отложить крещение (например, при крещении ради сохранения здоровья).

Всякий катехизатор обязан передавать оглашаемым не свои идеи и предпочтения, а основы православной христианской веры и нравственности - то, чему, по слову св. Викентия Лиринского, «следовали всегда, все и всюду». Недопустимо замещение или смешение учения Христова с какими-либо человеческими идеологиями, частными мнениями, «новыми веяниями», местными традициями, политическими, культурными и др. взглядами. Проповедовать нужно именно Христа, а не свои вкусы и предпочтения, так, чтобы катехизатор мог бы сказать, как и апостол: от Господа принял то, что и вам передал (1 Кор. 11, 23), памятуя, что «христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков» (прп. Викентий).

При оглашении нужно уделять внимание главному и не увлекаться изложением второстепенных вопросов, частностей и, в особенности, мнений, которые не имеют единогласного и явного свидетельства у древних святых отцов и являются спорными, по слову апостольскому: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (Рим. 14, 1).

При оглашении стоит учитывать возрастные особенности, социальный статус, уровень образования, психологические особенности, а также нравственное и культурное развитие человека. Истины веры будут доступны слушателям, если излагаются простым языком, не перегруженным специальной лексикой, снабжены примерами из жизни.

Важно вести беседу в форме диалога, это способствует лучшему усвоению слушателями материала, а катехизатору помогает понять, чему больше уделить внимания при общении с конкретными людьми, как помочь им соотнести их жизненный опыт с библейскими понятиями.

В беседах раскрываются следующие темы:

1. Вера и неверие, правильное понимание Бога. Смысл жизни человека в свете веры.

2. Грех и покаяние.

3. Христос - Спаситель. Промысел Божий.

4. Заповеди и молитва.

5. Церковь и Таинства.

Человек, прошедший катехизацию и желающий приступить к Таинствам Церкви, должен как минимум:

1. Иметь живую веру в Бога, знать основные православные догматы (в объеме Символа веры) и принимать их как истину. Понимать, каковы главные источники веры (Писание и Предание).

2. Знать основные заповеди Божии и иметь твердое намерение жить в соответствии с ними. Хотя бы в общих чертах понимать, что такое грех, страсти, как с ними бороться, что такое святость и добродетели, как их стяжать.

3. Регулярно молиться, знать основные молитвы (хотя бы «Отче наш», «Трисвятое», «Царю Небесный» и «Достойно есть», их смысл). Иметь понимание о Церкви как о Теле Христовом и о своем месте в ней.

4. Прочитать хотя бы одно Евангелие и стремиться осмыслять свою жизнь в его свете. Узнать житие святого, который после крещения станет его небесным покровителем.

5. Понимать духовный смысл Таинства Крещения (как сочетания со Христом и вверения своей воли в руки Божии), заранее познакомиться с его чинопоследованием. Иметь представление об основных богослужениях и Таинствах Церкви.

Практические рекомендации по совершению катехизации

Введение огласительной системы пройдет успешнее, если будет сопровождаться максимальной доступностью информации о необходимой подготовке. Для этого, во-первых, еще при входе в храм следует разместить описание порядка прохождения оглашения перед крещением, его обязательность и смысл.

Во-вторых, у храмового дежурного/продавца церковной лавки должна быть подробная инструкция с описанием того, как направить и записать человека на огласительные беседы. Время проведения огласительных бесед должно быть фиксировано и неизменяемо. Будет полезно, если дежурный сможет раздавать записывающимся на оглашение людям визитки с указанием места и времени проведения огласительных бесед.

Все желающие принять крещение записываются в специальном журнале (с Ф.И.О. и контактными телефонами самих оглашаемых, если взрослые, и родителей, если младенцы). В этом же журнале отмечается прохождение огласительных бесед и дата совершенного крещения (либо причина отказа в крещении).

Представляется целесообразным либо выдавать оглашаемым специальные свидетельства о прохождении катехизации (и, соответственно, допуска к Таинствам), либо вставить строку о прохождении оглашения в стандартный бланк свидетельства о крещении - при этом удостоверять своей подписью оглашение должен именно тот, кто его проводил.

Тем людям, которые искренне желают крещения, но объективно не имеют возможности посещать огласительные беседы в установленное время, следует обеспечить индивидуальные собеседования в удобное для них время. Эти собеседования имеют тот же план и содержание, что и общие беседы. В исключительных случаях допустимо предоставить человеку возможность изучить основы веры заочно, выбрав катехизическую брошюру или книгу, по результатам чтения которой провести с ним экзамен на предмет усвоения содержания.

Помимо бесед катехизация должна включать и «домашние задания». Кроме чтения Евангелия (хотя бы одного) за период оглашения человеку необходимо прикоснуться к святоотеческому наследию через чтение кратких отрывков из творений святых отцов. Такого рода хрестоматии должны быть подготовлены централизованно в рамках всей Русской Православной Церкви.

Для того чтобы, с одной стороны, помочь катехизаторам, а с другой стороны, обезопасить оглашаемых от указанных выше подмен в проповеди веры, необходима разработка общецерковных катехизических программ, пособий и методических рекомендаций, кратких брошюр и хрестоматий для оглашаемых, создание их аудиоверсий и коротких фильмов катехизического содержания.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10175&Itemid=3




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме