Исконная практика и каноны Церкви предполагают, что крещение должно свершаться только над уверовавшими во Христа и доверяющими Церкви людьми после изучения ими основ православной веры (78-е правило Трулльского Собора: «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам»). Совершение крещения взрослых людей без минимально необходимой подготовки должно стать, со временем, исключением, например, при серьезной болезни. Но и тогда, в случае выздоровления, крещёный должен всё равно пройти оглашение (47-е правило Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру»).
В силу объективных обстоятельств в советское время и в годы возрождения Русской Церкви почти все крещения совершались без оглашения и должной подготовки. В результате значительная часть новокрещёных так и не воцерковилась, а некоторые, к сожалению, отпали от веры и Церкви. Другим результатом является религиозное невежество прихожан.
В последние несколько лет ситуация изменилась. Практика оглашения перед крещением была введена во многих отдельных приходах, есть примеры, когда это координированно происходило сразу в рамках целой епархии. В тех местах, где катехизация проводится более-менее систематически, она уже показала свои благие плоды.
На данный момент накоплен некоторый положительный опыт и стали понятны трудности и недостатки приходского оглашения. В числе таковых можно указать бессистемность, несогласованность, отсутствие (за редкими исключениями) повсеместности катехизической подготовки, что дает возможность нежелающим готовиться находить храмы, где нет практики оглашения.
Для коренного улучшения ситуации необходимо распространение практики оглашения на все приходы Русской Православной Церкви, производимое централизованно и систематически. Подготовка необходима не только перед Таинством Крещения, но и Таинством Венчания, а также во время Великого водоосвящения на Богоявление, поскольку ради всего упомянутого в храм приходит множество невоцерковлённых людей. Разумеется, в каждом из упомянутых случаев имеется своя специфика, которую необходимо учитывать при выработке рекомендаций по оглашению.
На этом пути прежде всего следует четко определить критерии, по которым человек может быть допущен к Таинству, закрепить продолжительность, форму и содержание оглашения, предложить практические рекомендации по совершению катехизации, указать порядок контроля за исполнением.
Крещение: критерии
Первым необходимым условием для допуска ко крещению является вера во Христа. На это указывал Сам Господь (ср. Мк. 16, 16), это подразумевается и чином крещения, в котором крещаемый исповедует свою веру Ему «яко Царю и Богу».
Отсюда следует, что ко крещению не могут быть допущены неверующие люди, а также желающие совершить крещение «по традиции», или ради суеверных причин. В особенности это касается тех, кто увлекается оккультизмом.
Каноническое право знает прецеденты, когда крещение, совершенное по суеверным побуждениям, признавалось Церковью недействительным (Константинопольский Собор 1162 года, см. «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря).
Вера во Христа подразумевает принятие Священного Писания как Слова Божия, как живого свидетельства о воле Божьей и Его заповедях. Православная вера обязывает христианина доверять догматическим определениям Церкви и каноническому строю церковной жизни. Поэтому не может быть допущен ко крещению тот, кто сознательно отвергает те или иные догматы Церкви или исповедует противоречащие Православию идеи (реинкарнации, кармы и т.д.).
Христианская вера подразумевает также личное отношение к Богу, выражающееся в молитве. Поэтому представляется, что ко крещению не может быть допущен и человек, который, даже соглашаясь с основами православной веры, не молится и не желает молиться регулярно (хотя бы кратко и хотя бы своими словами), говоря шире - который декларирует, что после крещения не собирается вести церковную жизнь.
Вторым необходимым условием для допуска ко крещению является покаяние, то есть оставление смертных грехов и искреннее желание отказаться от совершения всего противного воле Божией, выраженной в Священном Писании. На это указывает призыв апостола Петра: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян. 2, 38)), а также чинопоследование крещения, в котором крещаемый отрекается «от сатаны и всех дел его».
Следовательно, ко крещению не могут быть допущены люди, не желающие изменять свою жизнь в соответствии с Евангелием и противостоять греху. Человеку, который сознательно противится исправлению жизни и приведению ее в соответствие с христианскими нормами, нужно рекомендовать отложить крещение и обдумать серьезность этого шага. С древности в Церкви был обычай, что если приходящий ко крещению имел работу или занятия, несовместимые с христианской верой, то он должен был оставить их за время оглашения.
Стоит добавить, что в соответствии с древней практикой Церкви, закрепленной 8-м правилом VII Вселенского Собора, человек, обращающийся из другой веры, должен прежде крещения засвидетельствовать искреннее оставление прежних взглядов, противоречащих Православию. Для этого еще с IX века были установлены особые чины для переходящих из иудаизма и ислама. Они находятся доныне в богослужебных книгах Церкви (см. дополнительную часть требника), но используются далеко не всегда. Представляется, однако, целесообразным, чтобы даже в тех случаях, когда сами эти чины не используются или когда речь идет о религии, для которой не составлено чина,- обратившийся засвидетельствовал бы в беседе со священником, что осознает отличие Православия от своих прежних убеждений и несовместимость того и другого, что он сознательно и добровольно сделал выбор в пользу веры Христовой по любви к истине.
Это же следует соблюдать и в отношении крещёных, но отпавших в секты и лжеучения людей, которые желают присоединиться к Церкви. Необходимо, чтобы они, приходя в Церковь, отрекались от прежних заблуждений и приносили покаяние.
Того, кто отказывается проходить оглашение, не должно крестить.
Поскольку восприемник берет на себя ответственность за христианское воспитание крещаемых младенцев и в знак этого от имени ребенка произносит обеты и исповедание веры, то всё сказанное выше относится и к требованиям, относимым к восприемникам.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=10168&Itemid=3