«Страшное дело - примкнуть к толпе»

Памяти архимандрита Алипия (Воронова) /1914-1975/

Новости Москвы 
0
170
Время на чтение 9 минут
На вопрос, как он пришел к вере в Бога, отец Алипий отвечал: «Представьте себе: идет жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая все на своем пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал... молиться Богу. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, которого он еще вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придет».

Духовный писатель Евгений Поселянин отмечал: «Кроме общепризнанных церковью православною святых, сияющих в венцах святости, русский народ имеет много заступников, которых призывает он на помощь свою и которые ещё не причислены к лику святых». Эти слова в полной мере можно отнести и к известному наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Алипию (Воронову), который был достойным последователем самого выдающегося её управителя преподобного Корнилия. Как и этот святой, он был также строителем, иконописцем, энергичной, деятельной, разносторонней личностью. Архимандрит Алипий сумел восстановить практически из руин стены, ограждающие монастырь, произвел многие другие восстановительные и реставрационные работы, поддержал иконописную традицию обители.

* * *

«Сразу с первого дня, как только мы познакомились, я увидел его удивительные глаза, полные доброты: доброты не слащавой, а доброты человека, прошедшего войну, познавшего что такое ужасы войны, - вспоминал один из авторов замечательной книги «Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен», ныне покойный Савва Васильевич Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России. - Потом он нам много рассказывал о своей военной жизни. А однажды я спросил его, почему он, такой красивый, молодой, очень способный художник сразу после войны ушел в монастырь. Но он мне сказал: «Савва, там было так страшно! Я видел столько смертей, столько крови, что я дал слово - если выживу, я буду оставшуюся часть жизни служить Богу и уйду в монастырь». Когда окончилась война, он устроил в Москве, в Колонном зале Дома союзов выставку своих военных работ. Она пользовалась популярностью. Устроил выставку, и сразу же ушел насельником в Троице-Сергиеву Лавру. Надо отметить особую деталь - отец Алипий не кончал ни духовной семинарии, ни Академии, он пошел туда с послушанием по своей основной профессии - по профессии художника, и стал реставратором. Его очень тепло принял священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры - Святейший Патриарх Алексий и поручил ему вести реставрационные работы в Лавре».

По словам С.В. Ямщикова, он «видел, что архимандрит Алипий многим людям заново открыл глаза на мир».

* * *

Будущий известный пастырь нашей Церкви родился 15/28 июля 1914 года, в день святого равноапостольного князя Владимира, в деревне Тарчиха (Торчиха) Московской губернии Бронницкого уезда Лобановской волости в семье бедных крестьян Михаила Ястребова и Александры Вороновой. С юных лет Иван имел глубокую веру.

В 1927 году переехал в Москву, где окончил в 1931 году среднюю школу, но часто возвращался в деревню, помогая своей больной матери.

С 1933 года трудился рабочим на строительстве Московского метро и одновременно учился в художественной студии при Московском союзе художников. Затем, после службы в армии, закончил в 1941 году художественную студию при ВЦСПС.

21 февраля 1942 года Иван Михайлович Воронов был призван по мобилизации на действительную военную службу Ростокинским военкоматом города Москва. Он взял в руки не только винтовку, но и этюдник с карандашами. Редкие минуты передышки между боями и марш-бросками посвящались творчеству.. На пейзажах Воронова - разрушенные фашистами города и деревни...

Иван Михайлович Воронов прошел путь от Москвы до Берлина в составе Четвертой танковой армии. Получил ряд наград.

Спустя годы после Великой Отечественной войны архимандрит Алипий написал строки, пронизанные болью и страданием.

Под окном моим маки ты вырвала;
Вероятно, тебе они не любы, родная.
Это же капли крови друзей-воинов
На полях моей Родины пролиты.
Погляжу я на них, ярко-красные,
Вспоминаю дни юности прошлые,
И слеза из очей моих катится
За могилы забытые, в поле брошенные.
На полях, где могилы оставил я,
В изобилье росли маки красные,
Вопли страшные, стоны дикие,
Раны жгучие и ужасные.
Очи крупные, устремленные вдаль,
Никогда ни за что не забыть.
Просьбу милых друзей должен выполнить -
О душах их в молитвах Царицу просить.
Птицей быстрою, перелетною
Улетели те дни - юность ясная,
И осталось одно вспоминание мне:
Кровь горячая цвета красного.
Растревожила ты раны прежние,
Уничтожила зря память юности,
Посадила мне в грудь злую грусть-тоску,
И хожу я теперь, в сердце раненный...

В годы войны Бог хранил Воронова. Несмотря на участие во многих боях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах он не получил ни одного ранения или контузии.

Проходя по освобожденным землям, Иван Михайлович принимал деятельное участие в религиозной приходской жизни. Он помогал в реставрации разрушенных храмов, которые в большом количестве открывались в годы войны, реставрировал местным жителям сохранившиеся иконы.

27 февраля 1950 года Иван Воронов поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 15 августа того же года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (впоследствии митрополит Псковский и Порховский) с наречением имени Алипий, в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. 12 сентября 1950 года Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона, а 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, - во иеромонаха с назначением ризничим Троице-Сергиевой Лавры. В 1952 году отец Алипий был награжден наперсным крестом, а к празднику Пасхи 1953 года возведен в сан игумена. Вместе с несением послушания ризничего ему поручено было руководить художниками и мастерами, проводившими восстановительные работы в Лавре. Затем до 1959 года он принимал участие в восстановлении и украшении ряда московских храмов.

Указом Святейшего Патриарха Алексия от 15 (28 июля) 1959 года игумен Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. В 1961 году игумен Алипий был возведен в сан архимандрита.

* * *

«Архимандрит Алипий, - вспоминал архимандрит Сергий (Булатников), - необыкновенный человек, он юродствовал немного, мог при случае пошутить, ввернуть крепкое словцо. Стоит, к примеру, он у себя на балконе (дом этот сохранился), видит - старушка идёт. «Что пришла?» - говорит. «Батюшка, корова у меня пропала... Как жить?» Батюшка в карман полезет, кинет ей: «На тебе на корову». Уж не помню, сколько тогда корова стоила, но дорого. Приходят к нему: «Батюшка, крыша потекла!» «Вот вам на крышу». Он всем деньги раздавал, помогал всем. Иконы дивные писал...»

Иван Михайлович Воронов - под таким именем был известен тонкий художник, коллекционер русского и западноевропейского искусства, передавший в дар Русскому музею, Псковскому музею-заповеднику, Печорскому краеведческому музею свою коллекцию.

Верующая Россия хорошо знала архимандрита Алипия - замечательный иконописец, ценитель и знаток древнерусского искусства, церковного пения, блестящий проповедник и защитник Псково-Печерского монастыря от посягательств безбожной власти, автор статей по истории обители, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии».

Это был один человек, но совместить эти две биографии в одну не давало советское атеистическое время. Поразительно как в нём соединились высочайшая светская и высочайшая духовная культура.

Память о нём, о его добрых делах, живет не только на Псковщине, но и по всей России. «Алипий - звезда Божественной любви» - так назвал свои воспоминания о нем его келейник Владимир Городник. Так об отце Алипии говорят самые разные люди.

Сегодня уже никто не сомневается, что именно благодаря авторитету отца наместника среди представителей творческой интеллигенции как в России, так и на Западе, властями Западной Германии в 1973 году были возвращены монастырю сокровища ризницы, вывезенные немцами в 1944 году.

Отец Алипий, что было немаловажно для наместника монастыря в годы богоборчества, отличался особой решимостью и силой духа. Яркой оценкой характера архимандрита служат его же собственные слова:

- Побеждает тот, кто переходит в наступление. Обороняться мало, надо переходить в наступление!

Он сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах у опешивших посланцев властей, повернулся к ним и сказал: - Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою!

И монастырь не был закрыт!

Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику:

- Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

Пришедшие обратились в бегство.

Когда не разрешали посещать пещеры, отец Алипий благословил ежедневно утром, в 7 часов, служить в пещерах панихиду, чтобы верующие люди имели возможность посетить пещеры и помянуть своих родных и близких, особенно погибших в Великую Отечественную войну.

Был прислан указ, чтобы панихиды в пещерах не служили. Благословением отца Алипия панихиды продолжали служить. Представителю властей, поинтересовавшемуся у отца Алипия, получил ли он указ, он спокойно ответил, что получил.

- Почему же не выполняете? - последовал вопрос.

Отец Алипий ответил:

- Этот указ написан под давлением по слабости духа, я слабых духом не слушаю, я слушаю только сильных духом.

И служение панихид в пещерах не было прервано.

Отец Алипий был приветлив и общителен, с любовию принимал посетителей, давал мудрые ответы.

Когда его спросили, как живут монахи, то он обратил их внимание на Богослужение, которое совершалось в Успенском храме.

- Слышите? - спросил он.

Посетители ответили:

- Слышим!

- Что слышите?

- Монахи поют.

- Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы...

Верующие регулярно разбивали в монастыре клумбочки. Власти спросили архимандрита:

- Кто у вас работает и на каком основании?

Отец Алипий ответил:

- Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле...

И вопросов больше не последовало.

Он имел дар слова. В своих поучениях поддерживал унывающих, утешал малодушных:

- Братья и сестры, вы слышали призывы об усилении антирелигиозной пропаганды, вы головы не вешайте, не унывайте, это значит - им туго стало.

Страшное дело - примкнуть к толпе. Сегодня она кричит: «Осанна!». Через 4 дня: «Возьми, возьми, распни Его!». Поэтому там, где неправда, «ура» не кричи, в ладоши не хлопай.

А если спросят: «Почему?» - Отвечай: «Потому что у вас неправда». - «А почему?» - «Потому что моя совесть подсказывает». «Как узнать Иуду?» - «Омочивый руку в солило, тот Меня предаст», - сказал Спаситель на Тайной Вечери. Ученик дерзкий, который хочет сравняться с учителем, с начальником, занять первое место, первым взяться за графин. Старшие еще не завтракали, а малыш уже облизывается, уже наелся. Растет будущий Иуда. На 12 - один Иуда. Если старшие не сели за стол, и ты не садись. Сели старшие, садись по молитве и ты. Старшие не взяли ложку, не бери и ты. Старшие взяли ложку, тогда возьми и ты. Старшие начали кушать, тогда начинай и ты.

Так поучал отец Алипий.

В своих проповедях он особенно часто говорил о любви. Любовь должна быть без ненависти, без грязи, без предательства.

- Любовь есть высшая молитва, - говорил батюшка. - Если молитва - царица добродетелей, то христианская любовь - их Бог, ибо Бог - есть Любовь... Смотрите на мир только сквозь призму духа любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке - икону, в земной красоте - тень райской жизни. Вы возразите, что любить невозможно. Но вспомните, что Иисус Христос сказал нам: «Все, что сделали вы людям, то сделали Мне». Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день. Тогда раздражаться постепенно перестанете, ибо кто раздражается на Бога?

- Страдавший на Кресте Христос, - проповедовал отец Алипий, - заповедовал нам: «Любите друг друга!». И потому, чтобы избавиться от зла, нужно только одно: исполнять эту последнюю заповедь Господню.

* * *

В начале 1975 года у отца Алипия был третий инфаркт. Память смертную он имел заранее. Заранее был изготовлен ему гроб по его благословению и стоял у него в коридоре. И когда его спрашивали:

- Где твоя келья? - он показывал на гроб и говорил:

- Вот моя келья.

В последние дни его жизни при нём находился иеромонах отец Феодорит, он ежедневно причащал отца Алипия и, как фельдшер, оказывал ему медицинскую помощь.

12 марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал:

- Матерь Божия пришла, какая Она красивая, дайте краски, рисовать буду...

Ему подали краски, карандаши. И он начал делать набросок. Руки его уже не слушались.

В 4 часа утра 12 марта 1975 года архимандрит Алипий скончался с карандашом в руке, пытаясь запечатлеть момент явления ему Богородицы.

Скончался мирно и тихо, испросив у всех прощения и всех простив. Он послужил Господу в монашеском чине (со дня поступления послушником в Троице-Сергиеву Лавру) ровно 25 лет

Игумен Агафангел в надгробном слове отметил:

«Широкий кругозор и высота взглядов отца Алипия давали ему возможность устанавливать контакты с различными слоями русского народа: простецами, интеллигентами, крестьянами и известными деятелями культуры. Это давало возможность сочетать ему свою православную убежденность с взглядами на искусство многих мирских и светских людей, любивших, как и он, красоту земную, но не всегда находивший в ней гармонию вечности и гармонию Творца. И это общение с отцом Алипием открывало им окно правды Божией, за что они ему бесконечно признательны».

http://www.stoletie.ru/sozidateli/strashnoje_delo__primknut_k_tolpe_2010-07-16.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Головкин
Памяти Людмилы Глазовской, 1946—2025
«Свет свершённых дел…»
05.01.2025
«О, Боже, помоги молиться, страну сберечь…»
Избранные стихотворения к 70-летнему юбилею
05.11.2024
Новые стихи: «Пришли воспоминания»
Рубаи: «Остановилось Время в той стране...»
13.09.2024
Все статьи Николай Алексеевич Головкин
Новости Москвы
Дары библейских волхвов
Из записной книжки паломника
10.01.2025
Прощай, наш дорогой Дом Кино…
Зачем необходимо было начать ломать такое фундаментальное, советское и историческое здание нашей великой отечественной культуры?
31.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Неужели и в России нужно вмешательство Маска?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
11.01.2025 21:53
Сверхимперия зла
Новый комментарий от Калужанин
11.01.2025 21:43
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от Агафон
11.01.2025 21:26
«Русские общины» и опасность русского национализма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
11.01.2025 21:12
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Владимир С.М.
11.01.2025 20:35