itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"ЕГЭ только расплодил взяточников!"

Новости Москвы 
0
276
Время на чтение 7 минут

Закончился учебный год, и, как рапортует Рособрнадзор, свыше 967 тысяч российских выпускников приняли участие в Едином государственном экзамене. По словам министра образования и науки РФ Андрея ФУРСЕНКО, экзаменационная кампания прошла хорошо, а сама процедура ЕГЭ «стала прозрачнее».

На фоне позитивных отчетов чиновников становится непонятным, почему все чаще звучат голоса за отмену госэкзамена. Академики и профессора пишут президенту с просьбой прекратить эксперимент над детьми, родители учеников пытаются через суд добиться разрешения не сдавать ЕГЭ, вузы борются за право проводить собственные вступительные экзамены и набирать студентов независимо от результатов школьного тестирования.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы обратились к экс-министру труда и социального развития РФ, депутату Госдумы Оксане ДМИТРИЕВОЙ.

- Оксана Генриховна, помнится, когда только вводили Единый госэкзамен, авторы проекта заверяли, что это даст шанс ученикам из регионов на поступление в столичные вузы. А также ликвидирует коррупцию в сфере образования. Но на деле мы ежегодно сталкиваемся с подтасовкой результатов. А коррупция, по вашим же словам, выросла в три раза. Скажите, это мы с нашим российским менталитетом загубили хорошую идею или она изначально была неверна?

- Идея ЕГЭ концептуально неправильная и была обречена на неудачу. Неэффективность тестов уже доказана в тех странах, где их использовали в качестве аттестации школьников. На сегодня только в трех процентах стран существует исключительно тестовая система.

- К примеру в США?

- Соединенные Штаты хотят от этой формы отказаться. К тому же их система несколько иная, чем в России. В США к баллам прикладывается портфолио - обширный материал на ученика, где есть тесты, результаты олимпиад, спортивных соревнований, говорится даже о хобби. Плюс оценивается, из какой школы пришел абитуриент. Там не оперируют исключительно результатами теста. Другой пример - Германия, где в университет ты можешь поступить только из гимназии по результатам оценок. Но в этой стране гимназии примерно одинаковые по уровню. Там нет такой пропасти между школами, как в России. И эта пропасть осталась - ЕГЭ не стер границы. Отсюда и случаи подтасовки результатов тестирования в регионах. В провинции больше возможностей злоупотреблять - и не обязательно за взятку. Преподаватели и руководители хотят повысить конкурентоспособность своих детей. Это организованный процесс. К примеру, по делу в Морозовске, где учителя попались на подделке тестов, все подводится под деньги, но часть педагогов работала за идею. Было указание, чтобы дети из этого поселка могли поехать учиться в Санкт-Петербург, Москву.

- Тем не менее для ряда лиц подтасовка ЕГЭ стала неплохим источником дохода.

- Те, кто сегодня берет взятки за ЕГЭ, действуют либо на уровне обработки, либо на уровне передачи информации. Это уже организованная преступная группа, имеющая сеть по стране и, безусловно, связь с теми, кто разрабатывает контрольно-измерительные материалы (КИМы). Или, если нет доступа к КИМам, способная спланировать заполнение анкет учителями. К сожалению, эта система не имеет никаких естественных ограничителей для коррупции.

- Но взятки были и до введения госэкзамена - блатное поступление в престижный вуз стоило десятки тысяч долларов.

- Оставался и объективный интерес каждого вуза - принять как можно больше сильных студентов. Иначе снижался престиж учебного заведения. Существовал саморегулируемый процесс, естественные границы для коррупции. Сегодня те, кто берет взятки, ни за что не отвечают и ограничений для них нет. В результате выпускники получают незаслуженно высокие баллы, а вузы обязали набирать абитуриентов, ориентируясь на результаты тестирования.

- Некоторые высшие учебные заведения все равно проводят собственные вступительные экзамены.

- Такое право получили 11 лучших университетов страны плюс Московский и Петербургский. К примеру, на всех факультетах МГУ есть вступительные испытания по профильному предмету. Плюс, конечно, результаты ЕГЭ - абитуриент зачисляется на основании общей суммы баллов. Как ни парадоксально, среди подобных учебных заведений - Высшая школа экономики, которая больше всех ратовала за введение Единого госэкзамена. Вузы, не попавшие в список, тоже пытаются добиться права вступительных испытаний...

Задания для ЕГЭ доставляют в школы в запечатанных конвертах

- ...то есть, вернуться к тому, что было до реформы?
- Да. С введением госэкзамена преподаватели институтов не в состоянии составить четкую картину поступающих абитуриентов. Выпускник может подать документы в пять вузов одновременно. Его зачисляют в один, потом он забирает заявление и уходит в другой. На место выбывшего приходится брать ребят с более низкими баллами: те, кого отсеяли в первую волну, тоже куда-то уже поступили, а места надо заполнить. Такая идет чехарда, что вы можете протащить в институт практически любого. Никто не способен сказать, каков реальный проходной балл. Список все время плывет.

Кавказские «вундеркинды»

- Оксана Генриховна, но хоть какие-то положительные моменты от введения ЕГЭ есть? Говорили, это станет независимой оценкой труда учителей.

- Мы вообще ее не имеем. У нас нет данных для анализа ни по регионам, ни по школам. Результаты госэкзамена централизованно стекаются, но дальше - это конфиденциальная информация, которая не подлежит разглашению, не анализируется и не используется для поощрения педагогов. Потому что если ее обнародовать, возникнет законный вопрос: а почему в такой-то южной республике все выпускники написали работу на 100 баллов? Остальные тоже начнут повышать результаты, используя свои инструменты.

- Но это совершенно дискредитирует идею реформы.


- Тем не менее так уже и делают. Все регионы включились в эту гонку. Почему Москва с Санкт-Петербургом должны подставлять своих детей лишь оттого, что здесь люди честнее? Зачем нам ухудшать конкурентоспособность своих выпускников по сравнению с Дагестаном?

- Выходит, ЕГЭ вообще не дает реальной оценки знаний выпускников?

- Объективная оценка была в первый эксперимент в 2008 году, когда вышло 25 процентов двоек по русскому и 28 - по математике. Но реальную картину сразу стали затушевывать, занижать планку: мы же не можем четверти выпускников не дать аттестаты! Хотя выводы должны были быть другие: четверть ребят не могут освоить школьную программу, и нужно думать о каких-то иных способах обучения. В других странах есть гимназии, профессиональные школы. Далеко не из каждого заведения ученики могут идти в университет, зато они получают профессию. А у нас получается ни среднего образования, ни профессии. Мы, как страусы, спрятали головы в песок и просто понижаем уровень тестов.

- Учителя сами признают абсурдность некоторых заданий. К примеру, в изложении нужно точно угадать число абзацев, иначе результат не засчитают. Знаю случаи, когда, жалея детей, педагоги на пальцах показывали ребятам, где начинать новый абзац.

- А сочинение в объеме от 90 до 130 слов! На тему «Роль запятой в тексте». Силы детей тратятся на ерунду, подавляются творческие способности, то, что подразумевается под словом «инновация». Чем плохо было наше традиционное сочинение, когда русский шел без отрыва от литературы? Выпускники писали на тему «Печорин и Онегин - лишние люди» и хотя бы знали, что есть «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин». Сегодня и так компьютер подрывает склонность к чтению, а введение ЕГЭ просто ставит крест на литературе. Раньше был многофункциональный подход: ты мыслишь, умеешь формулировать, знаешь литературу и пользуешься своим словарным запасом. Единый госэкзамен по русскому - явно шаг назад. Что касается гуманитарных предметов - их, конечно, нужно сдавать устно. И как выпускные экзамены они тоже нужны: помимо умения писать, нужно учиться говорить. Что касается ЕГЭ по математике - там тоже подавляются творческие способности, потому что даже задания уровня С достаточно легкие и рассчитаны не на сильных учеников - это не их номинация, а на середнячков, которые даже методом случайного тыка могут оказаться в дамках. К примеру, вот вам показатели по Санкт-Петербургу: никто из победителей международных, всероссийских и городских олимпиад не набрал на экзамене по математике 100 баллов! Зато их получили дети каких-то чиновников. И где тут объективная оценка знаний?

- Почему же нельзя просто отменить ЕГЭ, если недостатки очевидны?

- Эта инерционная махина уже двинулась и пошла по плохим рельсам. Задействованы люди и колоссальные средства. Система очень дорогая, она требует большого контроля. Нужно ежегодно разрабатывать контрольно-измерительные материалы, подключать систему проверки, наблюдательные советы и наблюдателей за наблюдательными советами. Только изначально на реформу образования были взяты займы порядка 200 миллионов долларов. И после этого признать, что эксперимент не удался? Взять на себя политическую ответственность? Вы становитесь заложником совершенных ошибок. Очевидно, что за два года неудачной реформы никакая из заявленных целей не достигнута. Независимых оценок из школ нет, коррупция выросла втрое, мобильность, может, и улучшилась, но ухудшилось качество: что хорошего, если абитуриенты из регионов поступают в столичные университеты, но откровенно не тянут? Но отказываться от ЕГЭ никто не возьмется - придется назвать виноватых. Призывают усовершенствовать то, что имеем. Это судьба всех неудачных реформ. В результате мы придем к более запутанной, сложной и худшей системе, но похожей на ту, которая была раньше.

- И нет никакой возможности это прекратить?

- Мы неоднократно предлагали на рассмотрение законопроекты о том, чтобы сделать сдачу ЕГЭ добровольной. Чтобы вузы сами могли определить форму вступительных испытаний. Но они проваливались. Было мое политическое заявление о необходимости объективно проанализировать результаты реформы. Сейчас собираемся делать депутатский запрос с просьбой предоставить информацию. Ну а в дальнейшем... Не знаю. Прогнозы пока неутешительные.

Виктор Садовничий, ректор МГУ: «Уровень школьного образования падает уже несколько лет, и мы бьем тревогу по этому поводу. В этом учебном году университет вместе с другими российскими вузами обязали набирать первокурсников по объявлениям об успешной сдаче ЕГЭ. На журфаке, скрепя сердце, отменили творческий конкурс. Не было и сочинения».

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ: «В работах первокурсников вместо слово «советских» мы видим «софетских», а также «ликведированна», «счетаться», «поциент». Результаты повергли в ужас не только преподавателей, но и общественность».

По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в 2010 году среднестатистический результат ЕГЭ превышен в нескольких регионах, в том числе в Карачаево-Черкесии, Башкирии, Калмыкии, а также в Липецкой и Мурманской областях. Самые громкие скандалы с фальсификацией экзамена возникли в Воронежской и Ростовской областях. В настоящий момент ведется следствие по делу 30 учителей из школы в поселке Морозовск Ростовской области, которые якобы писали госэкзамен по русскому языку за учеников. Подобный случай зафиксирован в Володарском районе Астраханской области. В Воронежской области во время сдачи ЕГЭ по математике была задержана представительница государственной экзаменационной комиссии, предлагавшая выпускникам за 25 тысяч рублей решенные варианты.

Только цифра

В 2010 году провалили ЕГЭ, а значит, не получат аттестата о среднем образовании, 8251 выпускник. Это составляет 1,1 процента от сдававших экзамен.

Только факт

Ключевой идеолог ЕГЭ, бывший директор Федерального центра тестирования Владимир Хлебников, находится под следствием по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и растрате 60 млн. рублей.

Анна НАДЕЖДИНА

http://www.eg.ru/daily/melochi/20141/print/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Дмитриева
На что рассчитывают поляки?
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает, что вместо разговоров о выплате материальной компенсации жертвам катынской трагедии, следует решить проблему правового статуса репрессированных российских граждан
13.04.2011
Оксана Дмитриева: «Это постановление необходимо немедленно отменить»
Депутат Госдумы возмущена правительственным постановлением, допускающим регистрацию посторонних лиц в квартирах граждан без их согласия
01.04.2011
Все статьи Оксана Дмитриева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59