В пригороде Черкасс, в селе Хуторы двенадцать лет идёт строительство храма в честь Рождества Иоанна Крестителя и Всех Святых в земле Черкасской просиявших. Храм двупрестольный. 7 июля на праздник Рождества Иоанна Крестителя в Хуторы съехалось и сошлось множество народа. Настоятель храма протоиерей отец Олег Капитонов приготовился к празднику...
Всякого, кто впервые видит этот храм, привлекает (чтобы не сказать - поражает) его внешний вид. Архитектура - необыкновенна: напоминает некоторые сооружения Московского Кремля - главным образом общей устремлённостью ввысь и присутствием зубцов - в форме «ласточкиного хвоста». Желающим «подняться» (а высота колокольни 40 метров) отказа нет. После службы снарядят сопровождающего. Узкая винтовая лестница, местами устроенная внутри храма, местами внутри стены, а частью - снаружи, так что у кого-то от страха и коленки гнутся, - выведет вас на два уровня обзорных площадок. Увидите вы и бескрайние поля, и гигантское химическое предприятие, десятки лет отравляющее Черкассы, увидите близкую тюрьму, в пятистах метрах от храма, и огромную птицефабрику (источник мух - бедствие для Хуторов). Но увидите вдалеке и сверкание девяти куполов кафедрального собора Архистратига Божия Михаила, центр Черкасс. И собор, и храм в Хуторах строятся по благословению митрополита Черкасского и Каневского Софрония. Общее у этих храмов ещё и то, что к строительству обоих приложил руку Сергей Григорьевич Подольный. Теперь он главный строитель храма в Хуторах. Во всём - его расчёт, вдохновение, пост и молитва. Это он придумал сооружение в храме - тайных ходов и скрытых келий, пригодных и для монашеского затвора, и для ночлега паломников.
Конечно, и Сергей Подольный, и отец Олег Капитонов в один голос скажут, что Главный Строитель храма - Господь Бог. С этим, понятно, всякий согласится. Протоиерей отец Олег Капитонов рассказывает: «Строим не спеша. С молитвой и покаянием. Иначе - всё будет впустую. Можно ведь возвести прекрасное каменное строение, вызолотить купола, но это окажется не нужным - фарисейством. Так бывает - соблюдается лишь внешняя обрядовость: человек ходит в храм, даже причащается. А нет внутреннего исправления - человек как курил, так и курит, как подвержен был страстям, так от них и не избавился, нарушал какие-то заповеди, так и нарушает - и тогда всё впустую. Смысл строительства - созидание внутреннего храма для Царства Небесного. Каменный храм туда не возьмёшь. Должна быть любовь, покаяние и исправление...
Наш храм единственный, где постоянно поминаются Новомученики Черкасские. Их помощь ощутима...» Такое количество святых!..
В своё время по благословению правящего владыки Софрония в архивах области исследовательской работой занималась Эмилия Петровна Ладыженская. Благодаря трудам, её по праву можно называть историком Церкви. Ею изучены, а часто детально законспектированы многие и многие десятки «Дел» времён гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке, на основании которых составлены все Жития святых Новомучеников Черкасских. Она поясняет, почему на Черкасщине просияло такое количество мучеников.
Эмилия Ладыженская: «В разгар коллективизации, в 1929-1930-х годах многих священников сослали в отдалённые области на 5-7-10 лет. После ссылки возвращаться на родину им не разрешали. Киев, Харьков, другие крупные города были закрыты. А Черкасский регион стал на Украине для священнослужителей своеобразными гетто. Сюда же ссылали на жительство и монахов из киевских монастырей и скитов, из Киевской Лавры. Попадали священнослужители (лишенцы) из западных приграничных областей как неблагонадежные... Есть документы, которые отображают такую картину тридцатых годов: монахи и священники, бывшие церковные регенты и семинаристы бродят по улицам и рынкам Черкасс. Порой ходили толпами. Они, лишённые крова своих монастырей и жилищ, нищенствовали... Конституция, принятая 5 декабря 1936 г. гарантировала в СССР свободу совести, равенство прав всех граждан, всеобщие, равные и прямые выборы при тайном голосовании... Люди поверили, воспрянули духом. В январе 1937 года власти провели перепись населения, которая выявила, что 2/3 населения СССР - верующие. В селах число верующих было больше. На Пасху в 37-м, которая совпала с Первомайскими праздниками, люди массово шли в храмы, а не в клубы... Власти были буквально в шоке: после революции прошло 20 лет, ими проведена огромная адова работа по уничтожению Церкви, в гигантской стране осталось столько храмов, сколько было в одной небольшой губернии, а люди - веруют! За свою работу гонители получали ордена и премии, это видно по документам. И вдруг 75% верующих! И вот 20 мая 1937 года Маленков подал Сталину Записку, которая начиналась словами: «Известно, что в последнее время серьезно оживилась враждебная деятельность церковников...» Этот аналитический материал послужил идеологической основой для проведения репрессий 1937-1938 годов. По приказу Ежова страну разбили на оперативные секторы, к которым были прикомандированы те или иные войсковые и милицейские подразделения. Но Черкассы в этом не нуждались, здесь стояла 58-я стрелковая дивизия НКВД. По стране тогда было арестовано 136 тысяч 900 православных священнослужителей, из них 85 тысяч 300 человек расстреляны. В черкасском регионе с планом справиться не могли. До конца 1937-го было проведено (по крайней мере) 138 заседаний Судебных Троек НКВД. Документально зафиксировано, что 31 декабря выносились расстрельные приговоры людям, которых еще даже не арестовали... Это документально доказано... В 1938-м в стране арестовали еще более 28 тысяч православных священнослужителей и расстреляли 21 тысячу 500... О судьбе многих, после того как они были приговорены к отбыванию наказания в исправительно-трудовых лагерях, нам ничего не известно... Нам известен лишь единственный случай возвращения священнослужителя из лагерей на Черкасщину. Сейчас он уже прославлен в лике святых исповедников -схиархимандрит Аввакум (Старов, крещён Димитрием), последний старец земли Черкасской. У него во всём мире были духовные чада...»
Чтя память новомучеников, мы примеряем и на себя то время: как бы повёл себя в столь чудовищных испытаниях? Их опыт - нам урок. Вот, например. Жил на свете такой человек Иосиф Бонь (в нынешнем 2010 году 110 лет со дня его рождения), жил он в селе Шабельники Золотоношского уезда. Был он наделен необыкновенным песенным даром: с малых лет его голос украшал церковный хор. В 20-м году Иосиф стал пономарем и какое-то время учился регентскому искусству в Свято-Успенском Красногорском монастыре. Потом в родном селе возглавил церковный хор. Воскресные и праздничные службы притягивали в Шабельники верующих из окружающих сел и даже из райцентра. Начальству это не нравилось. В 1929-м храм закрыли. Председатель сельсовета пригласил Иосифа к себе в кабинет и в присутствии председателя колхоза предложил ему возглавить работу клуба с оплатой на уровне председателя колхоза. У 20-летнего Иосифа было четверо малолетних детей. Иосиф отказался: сребреники Иуды его не прельщали. Власть отомстила безжалостно: отцовскую хату и корову отобрали. Свою мазанку отапливать было нечем. Потом был голод 1933 года. Мученический венец Иосиф принял 2 апреля 1938 года в черкасской тюрьме...
Нынешние сидельцы, которых также, как и прочих жителей Хуторов, окормляет отец Олег (на известной «хуторской зоне» строится храм во славу Анастасии Узорешительницы), после освобождения не редки в этом храме. Порой получают здесь различную необходимую помощь, случалось, в виде работы, денег, одежды.
Протоиерей отец Олег Капитонов: «Да, строим не спеша. Постоянно появляются новые работы. Многие незаметны. А из тех, что заметны... У нас уже есть металл для устройства купола - 200 м кв. - листы нитрита титана - «под золото». Но видимо, купол будем сооружать в следующем году. А вот металла для кровли нет. Кровлю храма решили делать из качественной латуни, её изготовляют в Запорожье, нужно 600 м кв. Но этот вопрос не решается. Значит, в нас пока нет той любви к Богу, которой мы должны гореть...»
После чтения акафиста Иоанну Крестителю, после Божественной литургии в Хуторах был устроен крестный ход. И радость наполняла храм души. И звонили колокола...