Сначала они наводняют несчастную расчлененную страну (верней, возникшие в результате новообразования) всяческими сектами, а также вредящими психическому здоровью граждан культами, затем в нужный им момент включают как тумблером эти смещенные сознания, выводят людей на майданы для совместных оранжевых камланий, а потом, когда им пеняют на необходимость прекращения деятельности сект, на голубом глазу говорят: "у нас поликонфессиональный состав общества".
Именно так, по сообщению агентства Новый регион, на пресс-конференции в Киеве заявил на днях глава Госкомнацрелигий Украины Юрий Решетников. Ох, уж эти «поликонфессиональная равноудаленность» и пресловутая «многовекторность», за которыми скрывается явное желание известных сил ослабить влияние канонического Православия - на Украине ли, на всей ли Руси.
Меж тем проблема с сектами на Украине уже перезрела.
Из личных наблюдений скажу, что в Харькове, по дороге к ближайшему православному храму, я натыкаюсь на три-четыре активных «патруля» свидетелей Иеговы (в том числе почти у самого подъезда моей многоэтажки), а также прохожу мимо их молельного дома, возникшего как из-под земли несколько лет назад.
Украинская общественность внимательно следит за развитием уголовного дела, связанного с деятельностью старшего пастора церкви «Посольство Божье» Сандея Аделаджи, который обвиняется в мошенничестве в особо крупных размерах. Напомним, что этот «посол» черной Африки в оранжевый период чувствовал себя в Киеве весьма вольготно. Во многом и потому, что его адептом стал нынешний мэр Киева Леонид Черновецкий - персона, как бы это мягко сказать, склонная к некоторым девиантным странностям.
Сект нынче не Украине - десятки, остроумы назвали Украину в этой связи «полигоном сектантства» (наличие такого «полигона» - дико для традиционно православной страны!).
Уже как минимум полтора десятилетия процветает на Украине и секта сайентологов, проповедующая так называемое учение Рона Хаббарда о «дианетике». К слову сказать, у двоих моих знакомых финансовые средства их бизнеса были втянуты в «сайентологическую» воронку, и канули в ней бесследно. В сущности, это и есть подлинная цель любой секты: уловление колеблющейся, растерявшейся и ищущей души с целью ее полного подчинения и управления ею, и высасывания вслед за подчинением и материальной собственности.
По верному наблюдению аналитика Виктора Чернышева, «в последние годы особым вниманием деструктивных сил была оделена именно Украина, где, как и во всем мире, на первый план вышли провозвестники «новой культуры». Наиболее опасное в этом процессе - объединение разнородных сектантских образований и последующий союз структур государственного управления или их представителей с членами этого конгломерата деструктивных сил. Что, по объективным данным, и происходит...
Поскольку сектантство паразитирует на религиозном миропонимании, предполагающем переход человеческих исканий в сферу сакрального (где и проявляются лучшие чаяния или, наоборот, предельно пагубные заблуждения), то и последствия искажений религиозного сознания непредсказуемы. Специалисты, изучающие проблему сект, хорошо знакомы с людьми - даже с целыми сообществами, - о какой бы то ни было духовной или психологической реабилитации которых даже не приходится говорить (хотя попытки реабилитации продолжаются), настолько глубоко поражена в таких случаях человеческая личность».
В этой связи представляется чрезвычайно актуальным открытое письмо клирика Днепропетровской епархии УПЦ протоиерея Евгения Максименко, в конце июня направленное Президенту Украины В. Януковичу - с весьма дельными, на мой взгляд, и конструктивными предложениями по умиротворению религиозной жизни страны.
Письмо было перепечатано многими православными ресурсами, я же буду цитировать его по первоисточнику - официальному сайту храма Рождества Христова в Днепропетровске.
Отец Евгений, резонно апеллируя именно к В. Януковичу, зарекомендовавшему себя как последовательный деятель в лоне канонического Православия, начинает открытое письмо с убедительной констатирующей части, где рассказывает о том, что после ликвидации СССР было несколько этапов изменения духовной жизни граждан Украины. В первые годы независимости был высочайший духовный подъем, который стал неугоден некоторым политическим кругам, и на Украину хлынула волна всевозможных религиозных организаций, именующих себя церквами, но на самом деле, не только с духовным, но и с историческим понятием церкви, как таковой, ничего общего не имеющих. Несколько позже, при государственной поддержке украинских радикально-националистических политиков, получила возможность влияния на души людей религиозная организация под названием «УПЦ Киевского патриархата». В 1993 г. Генеральной Прокуратурой Украины было принято решение о незаконности регистрации «киевского патриархата» в Минюсте Украины, но, по причине осознанного покровительства раскольничьей организации со стороны высших государственных чиновников тогдашней власти (не забудем, что Президентом Украины в 1991- 1994 гг. был Леонид Кравчук, под чьим прямым патронатом и начал действовать «киевский патриархат» - авт.), это решение не получило своего развития.
Отец Евгений далее подчеркивает, что в период оранжевого безвременья ситуация ухудшилась: участились захваты храмов сторонниками политизированной «УПЦ КП» в разных епархиях Украины, открытые угрозы физической расправы и прямое избиение священников и мирян канонической УПЦ.
Далее священник по пунктам предлагает перечень действий, которые должна совершить власть для умиротворения и благополучия жизни граждан Украины.
Создание Консультативного Совета по взаимодействию с традиционными конфессиями при Президенте Украины с обязательной ликвидацией Госкомитета по делам религий.
Кроме упразднения штатной структуры в Кабинете Министров Украины, занимающейся вопросами религий Украины и экономии расходов на эту структуру, протоиерей Евгений Максименко отмечает, что в Совет должны войти Президент и руководители традиционных конфессий, а не чиновники-«посредники», не несущие, как внутригосударственной, так и геополитической ответственности. Учитывая, что на территории нынешней Украины исторически сосуществовали четыре религии, то и в Совет не должны входить представители религиозных организаций, разделяющих страну, а только православные, католики, мусульмане и иудеи, по квотному принципу, в соответствии с процентом численности верующих по Украине.
Создание Официальной резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре.
С целью укрепления духовных взаимоотношений единого народа Святой Руси, ныне территориально разделенного на государства, крайне необходимо обустроить в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре Официальную Резиденцию Патриарха Московского и всея Руси, а также поддержать Консультативным Советом при Президенте Украины изменение именования титула Патриарха на «Святейший Патриарх Киевский, Московский и всея Руси».
Тут нужно иметь в виду, что собственно в Киеве никогда не было Патриарха, однако новый контекст позволяет внимательно обдумать и принять к сведению предложение днепропетровского клирика, ведь речь идет о единой Церкви.
Повторное, с учетом материалов 1992 г., рассмотрение Генеральной Прокуратурой Украины решения о незаконности регистрации религиозной организации «УПЦ Киевского патриархата».
Клирик приводит в качестве позитивного примера ликвидатора церковного раскола болгарского царя Симеона Второго, который в 2001 г., став Премьер-министром Болгарии, вернул канонической Болгарской Церкви храмы, которые передал тамошним раскольникам «оранжевый» «союз демократических сил».
«Украина имеет больше прав на подобные действия по отношению того же Филарета (Денисенко), - пишет отец Евгений, - хотя бы исходя из того, что лично Денисенко «благословлял» граждан Украины на участие в боевых действиях на стороне международного террориста Басаева и ему подобных бандитов, сторонники Денисенко захватывали и продолжают это делать сегодня насильственным путем с физическим уничтожением православных верующих и священников. Кроме того, необходимо возбуждение уголовных дел по каждому факту захвата храмов, избиения священников и мирян, а также провести повторное, с учетом материалов 1992 г., рассмотрение Генеральной Прокуратурой Украины решения о незаконности регистрации религиозной организации «УПЦ Киевского патриархата».
Определение традиционных религиозных конфессий Украины. К ним следует отнести, по мнению протоиерея, православие, мусульманство, католицизм и иудаизм.
Далее клирик предлагает провести до 2012 г. реституцию имущества, принадлежавшего ранее традиционным конфессиям Украины, то есть полный учет и возврат религиозных сооружений (церквей, мечетей, синагог, костелов), независимо от их нынешней принадлежности, атакже провести исследование и предложения по запрету опасных для здоровья граждан религиозных сект, опирающихся на исторически сложившиеся религии мира.
Также пастырь призывает ограничить деятельность религиозных организаций, не подпадающих под определение религиозной секты, но не относящихся к традиционным конфессиям. Для чего запретить публикацию их материалов в светских и общественно-политических СМИ, изготовление и тиражирование видео и аудио продукции, а также трансляцию теле- и радиопрограмм. Вся деятельность подобных религиозных организаций должна быть ограничена, по мнению пастыря, пределами полученных ими в аренду или принадлежащих им на правах собственности помещений, с запрещением внешнего рекламирования их деятельности для общественного ознакомления, равно, как и посещение учреждений общественного назначения (больниц, школ, дошкольных учебных заведений, воинских частей, подразделений правоохранительных органов).
Отец Евгений Маскименко призывает также организовать в общеобразовательных школах курс «Основы духовной этики» - с целью воспитания подрастающего поколения граждан Украины в духе уважения своих сограждан, собственной культуры и духовности, патриотизма, недопущения физического насилия друг к другу, уважения родителей и снижения малолетней преступности. В изучение предмета «Основы духовной этики» необходимо включить знания о всех, исторически сложившихся в Киевской Руси, религиях. По результатам проведения местных референдумов, учесть региональное желание большинства на получение более углубленных знаний, присущих данному региону, вероисповеданию, но с обязательным курсом основ Православия, как государствообразующего вероучения.
Тут следует добавить, что в некоторых регионах страны уже пытаются преподавать в школах основы Православия. Думается, делать это нужно весьма деликатно, учитывая прошедшие десятилетия воинствующего безбожия. Однако неотменимым остается факт, с одной стороны, взаимокомплиментарной многоконфессиональности Украины (тут в веротерпимости следует взять пример с Харькова и Одессы), а с другой, понимать, что православная Украина была и остается неотъемлемой частью единого православного Русского мира, и таковой будет всегда.