Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Стяги стоят в Путивле»

Роман  Олечко, Одна Родина

02.07.2010

Благодаря художественному слову, точнее говоря, знаменитому эпическому источнику древнерусской литературы ХІІ века «Слово о полку Игореве», в историческую память русского человека вошел неразделимый этот образ: с одной стороны, древний город Путивль, с другой - княжна Ярославна, дочь Ярослава Осмомысла, ожидающая из военного похода (из «полка») своего возлюбленного, князя Игоря. Мы помним, как она плакала о взятом в полон муже: «Полечу зегзицею (чайкою) по Дунаю, омочу бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Опера композитора Бородина, члена знаменитой «могучей кучки», «Князь Игорь» упрочила эту связь в нашем сознании.

В «Слове о полку Игореве» Путивль упоминается четыре раза: в начале («Стяги стоят в Путивле») и трижды в «Плаче Ярославны». Город действительно связан с событиями и героями поэмы: он стал центром сборов в поход русских дружин; здесь княжил и старший сын Игоря Святославича - Владимир.

Так мы и вспоминаем теперь Путивль. Органичная связь главных героев и событий «Слова» с Путивлем была и остается предметом гордости его жителей, которых сегодня насчитывается более 17 тысяч. В городском парке в 1980-е был установлен памятник Ярославне.

Но что знаем мы о Путивле, ныне районном центре Сумской области Украины? (Напомним также, что в Российской империи город был центром Путивльского уезда Белгородской (1727 - 1779 гг.), а затем Курской (1779 - 1924 гг.) губерний.

От основанья

Датой основания Путивля считается 989 г., хотя первое упоминание о Путивле встречается в Ипатьевской летописи в 1146 г. - в качестве ключевой крепости Киевской Руси - в связи с войной новгород-северских князей Святослава и Игоря Олеговичей с черниговскими князьями Владимиром и Изяславом Давидовичами. Наиболее известное сообщение о городе сделано позже, в 1185 г., когда новгород-северский князь Игорь Святославович выступил против половцев, был разбит и пленен вместе со своим братом. Именно эти события подробно описаны в «Слове о Полку Игоревом».

Верно подмечено: имя города возвышенно и сказочно помнится нами откуда-то из детства, словно из былин; стоит оно рядом с такими названиями, как Углич, Великий Новгород, Тверь, Торжок, Псков, Ярославль, Киев - древними русскими городами, в которых жили могучие витязи и прекрасные княжны, грозные князья и воеводы, строгие монахи.

Справочник лаконично указывает: город Путивль находится на нескольких холмах на правом берегу реки Сейм. На расстоянии до 1,5 км от него расположены села Минаково, Сыромятниково, Толчениково, Бобино, Чорнобровкино, Селезневка и Пруды. На противоположном берегу реки - села Корольки и Скуносово. Река в этом месте извилистая, образует лиманы, старицы (Любка) и заболоченные озера. В оврагах между холмами некогда текли многочисленные ручьи и речушки - Путивлька, Крынка и их безымянные «сестрички». В старину город был окружен непроходимыми лесами.

В 1239 г. Путивль, как и множество городов Древней Руси, был разорен монголо-татарами; сейчас в парке на месте бывшего Городка установлен памятник защитникам города от татар.

Лишь через столетие город опять возродился, но вновь стал добычей иноземных захватчиков: в 1356 г. его насильно присоединил к своим владениям литовский князь Гедимин.

Под литовской властью Путивль находился 150 лет, до того момента, пока князь Рыльский и Новгород-Северский из династии Рюриковичей Василий Шемяка в 1500 г. не подал челобитную великому князю московскому Ивану III о переходе на русскую службу с вотчинами в связи с принуждением его к принятию католицизма со стороны Литовского князя.

Шемяка участвовал в крупных антилитовских акциях царя Василия III. В 1501 и 1502 годах он ходил на Литву вместе с московскими воеводами. Осенью 1507 вновь ходил в поход на Литву. Москва одержала победу. Курские земли, куда входил и Путивль были отвоеваны у Литвы. В 1523 г. Путивль окончательно вошел в состав Руси. С того времени пограничный город приобрел стратегическое значение для Московии, став одним из западных форпостов. Здесь строятся новые укрепления и палаты, воеводы путивльские наделяются неограниченной властью; в документах того времени сохранилось множество тайных писем и доносов, отправленных московскому царю, содержащих информацию о поведении и высказываниях многочисленных гостей из союзных государств и иностранных купцов.

В смуту

В начале XVII в. Путивль стал одним из важнейших городов на восточно-европейской политической арене. Во время Великой смуты город был одним из центров восстания Ивана Болотникова и на короткое время базой войска Лжедмитрия I. Во время похода на Москву Лжедмитрия I, вставшего во главе польского войска, Путивль неожиданно сдался самозванцу. Возможно, причиной тому стала непопулярность среди черни царя Бориса Годунова, да и многие бояре подвергали сомнениям легитимность его прав на престол: всех терзали слухи о страшной кончине юного царевича Дмитрия в Угличе. Имели значение и ошибки сторонников Годунова: они расправлялись с приспешниками самозванца с удивительной жестокостью, не жалея ни женщин, ни детей в отвоеванных селениях; не миновала чаша сия и многострадальный Путивль.

Поэтому русские селения, особенно в Северской земле, с восторгом встречали войска Лжедмитрия, искренне веря, что он - чудесным образом спасшийся законный наследник престола. Самозванец занял Путивль и устроил здесь под охраной казаков и местного воеводы Василия Михайловича Рубца-Масальского свою временную резиденцию: принимал послов, организовывал крестные ходы, сюда приезжали бояре, послы, священники, простой люд, дававшие «царю» присягу. Во время «Путивльского сидения» самозванца активно поддержали запорожские и донские казаки, не давшие ему отказаться от своих планов и бежать в Польшу. В Путивле самозванец провел зиму и весну 1605 г.

Позже примеру путивлян последовали жители Рыльска, Курска, Севска и Кром, дали присягу и 12 000 донских казаков. Из Путивля Лжедмитрий I отправился победным маршем в Севск, а потом в сторону Москвы. После сокрушительного поражения войск Лжедмитрия под Добрыничами, где вся пехота самозванца была уничтожена царской артиллерий, «царевич» вернулся в Путивль. Удивительно, но с этим поражением его дело не только не погибло, но и получило новый успешный виток. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове»: «Он побежден, Какая польза в том? / Мы тщетною победой увенчались / Он вновь собрал рассеянное войско / И нам со стен Путивля угрожает!»

К слову, «трон» Лжедмитрия, который при Самозванце был установлен в так называемой «боевой камере» над алтарем собора Молчанского монастыря, там и хранился долгое время. Сейчас его можно увидеть в Путивльском краеведческом музее вместе с копией иконы Жировицкой Богоматери явно католического письма и деревянной скульптурой «Христос в Темнице» того же времени.

В мае 1605 г. «сидение» закончилось - в Москве скончался царь Борис. Чернь подняла бунт, громя терема сторонников и родственников Годунова. Царица Мария Годунова и царевич Федор Годунов отравились (или были отравлены), Москва с почестями встретила нового «царя». Самозванец был коронован, женился на дочери своего польского покровителя Марине Мнишек (процарствовала полька, правда, всего неделю). В 1606 г. Лжедмитрий I был убит во время боярского заговора, а cмута продолжилась до 1613 г. - до воцарения Михаила Федоровича Романова, родственника Рюриковичей по женской линии.

Против турок

После поражения Лжедмитрия Первого и последующих самозванцев Путивль не утратил своего стратегического значения: на границе Московии и Речи Посполитой по прежнему было не спокойно, велика была угроза и со стороны Турции. Здесь содержали хорошо вооруженный гарнизон, воевода исполнял роль царского наместника с поистине царскими полномочиями. Судя по отзывам гостей города, Путивль процветал, жители его пребывали в достатке.

Вот как писал в середине XVII века Павел Аллепский о городе, посещенном во время его путешествия с антиохийским патриархом Макарием: «Знай, что этот Путивль город обширный, расположен на высоком месте и поднимается над окрестностями; близ него протекает река...

Крепость (Путивля) большая и великолепная, неодолима и крепка в высшей степени, высока и прочно устроена на высоком основании; вся наполнена домами и жителями. Она расположена на отдельной круглой горе и заключает внутри водоем, в который вода скрытно накачивается колесами из реки. Внутри ее есть другая крепость, еще сильнее и неодолимее, с башнями, стенами, рвами, снабженная множеством пушек больших и малых, кои расположены одни над другими в несколько рядов.

В крепости четыре церкви: во имя славного Воскресения, Успения Владычицы, Божественного Преображения и новая, во имя святителя Николая. По причине неприступности и твердости этой крепости и вследствие того, что ее так сильно укрепляли, ляхи, приходившие в прежнее время в числе сорока тысяч и осаждавшие ее в течение четырнадцати месяцев, употребляя всевозможные ухищрения, были совершенно не в состоянии ее взять и вернулись разбитые. О, как велико их сокрушение об ней!

Число церквей в городе двадцать четыре и четыре монастыря на углах его».

Интересно и такое наблюдение Павла Аллепского: «Также, когда кто смотрит - избави Боже! - на пушку или крепость, того немедленно отправляют в заточение, говоря: «ты шпион из турецкой страны». Словом сказать, московиты крепко охраняют свою страну и свои владения».

Характерно, что писатель называет жителей Путивля московитами.

После воссоединения Украины с Россией Путивль потерял свое оборонное значение. К концу XVII в. часть бастионов крепости уже была разобрана, остались только две башни, которые постепенно ветшали, осыпались и до наших дней не сохранились. Теперь местами в Путивле, в районе Городок, где некогда стояла крепость, можно увидеть лишь фрагменты осыпавшихся земляных валов.

Соборы Путивля


От старинных городских построек осталось немного, в основном это культовые сооружения. Когда-то в Путивле имелось 4 монастыря, расположенных в разных сторонах города: Борисоглебский монастырь стоял на западной стороне, Спасо-Преображенский - на южной, Святодуховский - на севере, Молчанский - на востоке.

После приказа Екатерины о ликвидации во второй половине XVIII в. многих монастырей и секуляризации их имущества значительно пострадали три из них. До наших дней сохранились несколько построек лишь Молчанского и Святодуховского монастырей. Сейчас идет их восстановление.

Святодухов монастырь Путивля


От Святодуховского монастыря остались Спасо-Преображенский собор и надвратная Крестовоздвиженская церковь (1697-1706).

Первые упоминания о соборе встречаются с 1595 г., тогда все постройки девичьей обители были деревянными. После окончания Смуты в 1617 г. началось строительство каменных зданий на территории монастыря, однако оно затянулось на десятилетия: воеводы неохотно выделяли средства на монастырь девичий, «не престижный». Однако по жалобе игуменьи Анисьи в 1697 г. царю Петру Первому и последовавшего решительного царского вмешательства монастырь был достроен.

В этот монастырь после своего отстранения от власти была сослана опальная царевна Софья. Но Петр вскоре решил, что держать ее вдалеке от столицы небезопасно и перевел в Московский Новодевичий монастырь.

О пребывании Софьи в Святодуховском монастыре сохранилась легенда. Говорят, Петр, чтобы отомстить как следует «сестрице», прислал ей издевательский «подарок» - механические куранты, бой которых раздавался... каждую минуту. Часы, поставленные под окном Софьиной кельи (кельи расположены по бокам от арки церковных врат Крествоздвиженской церкви), не давали узнице покоя. Когда Софью отправили в Москву, куранты попали в Молчанский монастырь, но они так досаждали назойливым боем монахам, что те однажды ночью попросту разбили механическую игрушку.

К слову, Петр сам побывал в Путивле во время Северной войны.

Сейчас келейных построек не территории монастыря практически не осталось, только те, что примыкают к храмам. После «антимонастырского» указа Екатерины в 1768 г. монахинь перевели в другой монастырь в Севске, приказав им оставить все добро в монастыре. Сестры попытались украдкой вынести некоторые ценные иконы и старинные книги, однако «богомольные» путивляне напали на них, избили и все отобрали.

Спасо-Преображенский собор, увенчанный пятью луковичными главами, был построен в 1617-1693 гг. и представляет собой типичный образец Московского зодчества XVII в. Несмотря на внушительные размеры постройки, она выглядит довольно изящно и изысканно. Расстояние между стенами собора примерно в два раза меньше высоты сводов.

Поражает воображение прекраснейший иконостас. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты. Например, царские врата имеют характерный малороссийский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для местного барокко. В 1907 г. иконостас был отреставрирован и под наблюдением Императорской Археологической комиссии заново позолочен. Учитывая, что на Левобережной Украине вообще не осталось иконостасов XVII в., путивльский иконостас является уникальным в своем роде.

Есть в Спасо-Преображенском соборе еще одна удивительная реликвия - огромное паникадило, подаренное монастырю Петром Первым. Этот барочный светильник был изготовлен в 1692 г. в Нюрнберге.

Снаружи в одну из стен собора вмурованы две могильные плиты, найденные в 1899 г. во время очередной перестройки. Плиты датируются 1643 и 1645 гг., лежали они над погребениями некоей схимницы Проклы и «божей девицы Евдокеи». У южной стены собора высится большой черный крест; это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

XVII-XVIII века обогатили Путивль еще несколькими первоклассными памятниками архитектуры. Среди них особое место принадлежит церкви Николы Казацкого, построенной в 1735 г. в нескольких кварталах от Святодуховского монастыря на средства жителей Путивля - малороссийских казаков, черкас. Поэтично подмечено, что этот храм напоминает двухмачтовый бриг. Изначально он был одноверхим, а в 1770 г. ему достроили еще и колокольню. Церковь двухэтажная, имеется «теплый» и «летний» храмы на двух ярусах. На первом этаже, подклете, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась малоросская община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского одноглавого храма. Зодчий не только создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз, стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтонами. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Сейчас в храме создана экспозиция музея «Слова о полку Игореве».

Молчанский монастырь


Среди зелени на склоне присеймского холма расположены несколько старинных белоснежных построек активно восстанавливаемого Молчанского монастыря.

Основные составляющие ансамбля - трапезная с надстроенным куполом, собор Рождества Пресвятой Богородицы, надвратная колокольня, жилые монастырские постройки и остатки оборонительных стен, остатки Иоанновской церкви.

Ранее здесь существовала еще одна церковь - Рождества Иоанна Предтечи, однако в 1930 г. с нее сняли купола и надстроили еще два этажа.

О возникновении монастыря есть легенда: еще в 1405 г. в 20 километрах от Путивля, неподалеку от нынешнего села Новая Слобода, над болотом Молче таинственным образом возникла чудотворная икона. Вскоре на ее месте был основан «Молченский» (так тогда звучало название) мужской монастырь. В самом конце XVI в. его разорили татары, монахи во главе с игуменом Пафнутием перебрались в Путивль. Здесь в 1602-1604 гг. и было начато строительство нового монастыря. Множество испытаний выпало на долю этих стен. Повторимся: в соборе Рождества Богородицы в небольшой келье второго яруса четыре месяца жил Лжедмитрий I.

Из архивных источников известно, что монастырская гора прорезана множеством пещер и подземных ходов, некоторые из которых прорыты одновременно с постройкой обители. На протяжении XX в. они не исследовались. Все это говорит о том, что монастырская гора хранит еще немало тайн.

Путивль и сегодня уютен, приветлив и тих, дышит многовековой русской историей и приглашает нас прикоснуться к ней душой и сердцем.

http://odnarodyna.ru/topics/11/348.html




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме