Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Крещение Руси

Александр  Крутов, Русский дом

02.07.2010

Может ли Россия убежать от самой себя? Убежать от своей русскости, от Православия? Нет. Как бы ни старались воинствующие русофобы и безбожники. Несмотря на активное противодействие, современный российский календарь пополнился ещё одним государственным праздником - Днём Крещения Руси - 28 июля. Наконец-то власть предержащие признали духовную связь прошлого и настоящего России, а значит и будущего её.

Тысячелетняя история Православия на Руси наложила неповторимый отпечаток на наш национальный характер и образ мыслей. И не учитывать этого, даже в светской стране, в которой мы живём сегодня, непростительно.

Немногие из нас, наверное, обратили внимание на то, что принятие при Великом князе Владимире в 988 году веры Христовой называется не крещением русского народа, но - Крещением Руси. Этим духовным актом, великим Таинством, освящалась вся Русская земля - Божественный удел наших предков. Когда мы говорим «окрестность», это означает - крещёная земля.

Русский человек после Крещения Руси воспринимал землю, на которой родился и вырос, из которой вышел и в которую уйдёт, как святой образ, данный Богом, который надо любить и лелеять, обихаживать и защищать. Вся земля освящалась поклонными крестами, и даже есть молитва с обращением: «О, Земле Русская!»

Наши предки, получив это святое наследие, веками приумножали его и воинской силой, и дипломатической смекалкой. Но чаще по доброй воле соседские племена и народы шли «под руку Руси», т.е. под её мощную защиту.

Из древнейшего летописного свода, «Повести временных лет», известно, что святой равноапостольный князь Владимир шёл к Православию через множество искушений. Несмотря на то, что его бабушка - святая благоверная княгиня Ольга была христианкой, сам Владимир в юности был ярым язычником. Вначале единство своей державы он решил строить на создании общего государственного культа языческих идолов различных славянских племён, даже установил их деревянные статуи в Киеве. Но спустя всего 8 лет он сбросил их в Днепр. Божий Промысл раскрыл ему ложность этого пути, и из четырёх предложенных ему вер: ислама, иудаизма, католицизма и Православия, он выбрал ту, которая сплотила Русь и подарила ей вечность.

Историческая память связывает образ князя Владимира не с его личными качествами или политическими успехами, а с его главным деянием - выбором веры. Выбор веры лёгким не назовёшь. Принятие определённого вероисповедания автоматически приводило и к ориентации на те или иные страны, или иные группы людей внутри государства.

Сами обстоятельства выбора веры Великим князем Владимиром широко известны и изложены в «Повести временных лет». Как пишет летописец Нестор, желая лучше понять суть разных вероисповеданий, князь отправил своих посланцев в разные земли, а затем выслушал представителей всех тогдашних религий.

Мусульманским муллам князь сказал известные слова: «Руси есть веселие пити...» Выдающийся русский историк Лев Николаевич Гумилёв писал: «Кроме догматов, в любой религии существуют обычаи, традиционно передаваемые из поколения в поколение. Такие обычаи для новообращённых порой значат больше, чем священные книги, особенно если эти книги написаны на непонятном языке. Так, главная книга ислама - Коран - написана на арабском языке, славянам непонятном. Обычаи мусульман, например, не пить вино, не есть свинину, просты, но для славян неприемлемы. И вот почему. По русскому обычаю, князь делил трапезу с дружиной. Этот обязательный ритуал скреплял дружбу князя с воинами, а что могло быть для князя важнее? Менее значимым, но довольно существенным было ещё одно обстоятельство. Славяне и русы привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов, по строгий ритуал пиров не допускал «буйства во хмелю». Конечно, и арабы, приняв ислам, не переставали пить вино, но делали это в узком кругу родных и близких, в публичные места являясь трезвыми. У них не было ритуалов пиров и соответствующих им стереотипов поведения».

Немцам-католикам Владимир сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого», т.е. их веры.

Хазарских евреев, как сообщает летопись, князь Владимир не приглашал, а только принял иудеев, чтобы прогнать их: «Как вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если Бог любит вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того хотите?»

Греческие богословы не сдабривали проповедь Православия лукавыми политическими хитросплетениями. Сила их проповеди была и в политической умеренности Византийской империи, и в искренности константинопольских патриархов, и в величии греческой Литургии.

«Были, как в раю, - рассказывали князю его посланники о своём пребывании на богослужении в Софийском соборе Константинополя. - И не знали - на небе или на земле мы: ибо пет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той...» Так по-детски, искренне воспринял русский человек Православие.

Выбором веры человек свидетельствует о себе, кто он есть и кем хочет стать. «Человек, ты живёшь один раз, и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!» - эту суть христианского учения русский человек воспринял всем своим существом. Славянам было попятно, что ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложится на грешника, и нет предопределения загробной участи человека. Христианские нормы морали не были для наших предков психологическим насилием, так как «душа по природе христианка», то в своей жизни русский человек искони различал добро и зло.

Поразительно для нас, сегодняшних, как быстро шла христианизация Русской земли. Летопись свидетельствует, что в начале XI в., ещё при святом Владимире, в Киеве было более 400 церквей! Такого их количества здесь не было даже в более поздние времена.

Обратим внимание: Русь выбрала Православие, несмотря на то, что в дотоле едином христианском мiре тогда нарастали грозные признаки раскола. Борьба между католичеством и Православием переходила от теологических споров в область политики.

Крещение дало нашим предкам высшую свободу - выбора между Добром и злом. Вспыхнувшая в его сердце любовь к Православию определила путь русского человека, нашей державы на тысячелетия. Многочисленные попытки извне и изнутри повредить чистоте веры воспринимались русским народом как покушение на само его бытие.

Именно Православие выстроило Российскую державу и по праву было не только первенствующим учением в нашей многоплеменной стране, но и господствующим. После Крещения Руси русский народ в свете Христовой истины стал по-новому осознавать сакральное значение своей земли. называя её Домом Пресвятой Богородицы, Святой Русью.

В наши дни понимание Русской земли как драгоценнейшей святыни утрачено. Уже в начале XX века величайший молитвенник св. Иоанн Кронштадтский с болью говорил: «Русские люди забыли, что есть Русская земля - подножие Божия Престола...»

Сегодня многое разрушено, многое сделано, чтобы разрушить великое православное государство. Но, пока мы живы, пока храним и защищаем православную веру, верны Русской Православной Церкви, ещё есть надежда, что Господь нас услышит, поможет всё привести в порядок и великое православное государство восстановится.

О, Святая Русь, прости нас, неразумных!

http://www.russdom.ru/node/3086




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме