Патриарший визит на Украину: утешение общей верой

0
200
Время на чтение 10 минут

Всего-навсего девять дней длилось Патриаршее посещение Украины в этом году, но кажется - в них вместилось очень многое время, потому что дни эти были весьма насыщенны.

Ведь сколько собралось в эту девятидневку, в эти одесские, днепропетровские и киевские дни Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла - и молебны в исторических Спасо-Преображенских соборах Одессы и Днепропетровска, и краткий отдых в единственной на Украине Патриаршей резиденции в одесском Свято-Успенском монастыре, и беседа со старцем этого монастыря Ионой (Игнатенко), и встречи с людьми в театрах, вузах, лечебницах, на улицах и площадях, и вручение Патриарших наград тем представителям священства УПЦ, которые проявили себя подлинными ратниками в деле сохранения единства Русской Церкви, и общение с политическим руководством страны, и беспрецедентный молебен в первом кафедральном соборе всея Руси, Святой Софии, предшествовавший заседанию Священного Синода РПЦ в Лавре, и киевские дни празднования Крещения Руси. И везде, повсюду, во всех проповедях, во всех приветственных словах, высказанных Его Святейшеством по обыкновению ярко, сердечно, убедительно, проникновенно, лейтмотивом была проведена мысль о любви и единстве, о нерасчленимости Русского Мира.

Этот акцент общности был расставлен уже накануне, когда, предваряя приезд Патриарха, Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир сказал в интервью: «Мне представляется, те, кто отрицают существование Русского мира, должны отрицать и Крещение Руси. В нашей первой и главной летописной книге «Повести временных лет» киевлянин преподобный Нестор Летописец не только пишет о том, «откуда есть пошла русская земля», но и подробно перечисляет народы, формировавшие нашу древнюю цивилизацию. Со своими языками, обычаями, нравами. Русь, «русская земля» исконно была многоэтничной. В ее основе лежала православная вера, «святая Русь», которую столетиями защищали наши предки. У нас есть все основания говорить об особом цивилизационном тысячелетнем единстве наших народов, которые создали неповторимую православную культуру. «Русский мир» не отрицает ни наших стран, ни наших народов, ни национальных языков и культур. Киеву суждено было стать колыбелью нашей Церкви и нашей цивилизации. Может быть, ежегодное посещение Святейшим Патриархом Кириллом Киева на День Крещения Руси возродит традицию всеправославного паломничества к святыням нашей древней столицы».

Известный книгочей, Блаженнейший Владимир вспомнил в подтверждение своих слов лучшего, на наш взгляд, русского писателя ХХ века: «У Андрея Платонова есть антиутопия о народе, позабывшем свое имя. Это деградация и саморазрушение. Никакая политкорректность не может служить оправданием этому». И сразу словно в виду предстоящего заседания Священного Синода, посвященного уврачеванию раскола, Блаженнейший Владыка добавил: «Наша позиция выражена в документах Священного Синода, где указан единственный верный путь преодоления разделений - это путь канонов. Никакими политическими договоренностями во Христе соединиться нельзя. Наш призыв к единству был и остается в силе».

Важность темы единства была обозначена в первый же день Патриаршего посещения в одесском Свято-Успенском храме, где пребывает Чудотворная Касперовская икона Богородицы, когда к Святейшему Патриарху обратился митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «От лица духовенства и верующих Одесской митрополии Украинской Православной Церкви, православной общественности города Одессы и от себя лично приветствовать Вас с благополучным прибытием на одесскую землю, засвидетельствовать Вам нашу сыновнюю любовь, выразить свою благодарность и утешиться общей верой (выделено мной. - С.М.)».

Три знаменательных, основополагающих слова: вера, общая, утешиться. Со слова «вера» начинается этот чудесный ряд - Вера, Надежда, Любовь, София. Предполагаемая общность говорит о нераздельности Вселенского Православия, Русского Мира, поскольку стратегией Церкви является молитва (это слова Патриарха), и только в соборной, общей, единой молитве мы можем ощутить общность в полноте. И, наконец, «утешение». Не вражда, не призыв к ответу и барьеру, уничтожению и попранию, а именно утешение, ибо что может быть выше милосердия, сострадания, умиления? И тем самым утишение - зараженных ненавистью.

Митрополита Агафангела мы все знаем как радетеля за Русское православие, как продолжателя дела великих одесских светильников веры - святых Иннокентия Херсонского (Борисова), Ионы Атаманского, Кукши Одесского и потому его слова для Русского Мира особенно внятны.

По всему пути следования, во всех пунктах пребывания, как и в прошлом году, своего Патриарха встречали воодушевленные любовью православные, это чувствовалось отчетливо даже теми, кто наблюдал эти встречи и молебны по телевидению, благо два общеукраинских канала, «Перший» и «Интер», взяли на себя такую благодарную функцию.

В Одесском оперном театре, выступая перед общественностью города, Патриарх, рассуждая о путях преодоления межнациональных конфликтов, высказал высокое рассуждение о любви: «В истории было всякое, но в ней было ясное свидетельство о том, что когда люди жили или пытались жить по законам любви, потому что это есть Божественный закон человеческого общежития, тогда и гармонизировались все межрелигиозные и межнациональные отношения, тогда мир становился другим... Всякое слово человека, называющего себя церковным, отмеченное злобой и агрессией, не есть слово церковного человека. Очень легко различать духов (см. 1 Кор. 12, 10), для этого не требуется сложного анализа, - нужно просто внимательно послушать, о чем говорят люди. И если вы слышите из уст пастыря, что нужно дать бой, пойти стенка на стенку, сделать, чтобы мало не показалось, - это самое лучшее свидетельство, что с вами говорит не пастырь. Пастырь может сказать только одно слово: «Мир всем, пусть между вами будет мир Христов, научитесь жить друг с другом». В этом огромная воспитательная роль Церкви. Церковь не может быть идеологическим придатком, обслуживающим интересы конфликтующих сторон, она не может привносить смуту в человеческое сознание, возбуждать ненависть, злобу, агрессию».

Некоторые ангажированные ненавистью телеканалы в эти дни находили повод для «альтернативной картинки», которую создавали то активисты тягныбоковской нацистской «Свободы», то безумные тетки, вспомнившие кричалку начала 1990-х «Геть московського попа!», то шедшие маршем раскольники «киевского патриархата», уводимые в адскую бездну своими горделивыми и тщетными пастырями. Казалось, еще чуть и слюна бешенства, вызванная то ли жарой, то ли взращенной внутри ненавистью, так и брызнет на тротуары. Эти люди в помрачении забыли, что на всем пространстве Святой Руси - одни святыни, одни святые и одна Церковь (это тоже слова Патриарха).

К счастью, масштабы, если так позволительно выразиться, «партии любви» и «партии ненависти» - несопоставимы. Православный народ Украины стоял и стоит рядом со своим Патриархом. И это принципиально разные лица! В какие-то минуты автору этих строк даже, грешным делом, подумалось, что это разные виды человеческой породы: одни с благоговением слушали Патриарха из кресел Одесской оперы или стояли в храмах и вокруг них на литургиях, а другие - с перекошенными чертами изрыгали свою неприязненную страсть.

И это не просто картинка. Мы хорошо помним и о том, как украинские раскольники захватывали храмы канонической церкви, избивая железными арматуринами пожилых прихожанок. И вот сообщение агентства УНИАН именно среды, 28 июля, то есть Дня Крещения Руси: около 16:30 в Свято-Покровском храме Украинской православной церкви Московского патриархата в Запорожье во время вечерней службы произошел взрыв «безоболочного взрывного устройства, по мощности эквивалентного пятистам граммам тротила», расцениваемый правоохранителями как террористический акт. От полученных ранений в реанимации скончалась инокиня Людмила (Донец), еще около 10 человек получили повреждения. Это тоже свидетельство ненависти.

А словно навстречу тем, пока что невменяемым, неслись слова нашего главного пастыря о любви и единении, напоминания о суждении преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

И в последний день посещения, в день Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром по окончании праздничного молебна на площади перед Свято-Успенским собором Киево-Печерской лавры в слове, обращенном ко Блаженнейшему Владимиру, Патриарх Кирилл просто обязан был поставить яркую эмоциональную, духовную, содержательную точку.

«Нам не следует бояться клеветы, - подчеркнул Святейший Патриарх, - потому что Бог сильнее диавола, но нужно отвечать на некоторые клеветнические измышления, которые направлены на то, чтобы посеять новые плевелы вражды и подозрительности в единой Русской Церкви.

Так вот, всем непонятливым, всем не имеющим слуха, всем потерявшим зрение, всем потерявшим память, я хочу сказать, что слово Церкви - это золото, как и слово архиерея - золото. Церковь никогда не отступается от своих слов, и когда устами Поместного Собора был подтвержден статус самостоятельной в своем управлении Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии, то подтверждался он не для того, чтобы его отменить.

Церковь не нарушает своих слов. Но мы знаем примеры, когда церковные служители отказывались от своих слов и вслед за этим гибли духовно сами и других увлекали в пучину. Говорят о том, что Патриарх приезжает в Украину, чтобы ограничить права и возможности Предстоятеля Украинской Церкви. Не для этого приезжает Патриарх на Украину, а для того, чтобы вместе с Предстоятелем Украинской Церкви, вместе с епископатом всей нашей Церкви - с украинцами, россиянами, молдаванами, людьми других национальностей, - свидетельствовать миру, в том числе и здесь, в Украине, о Христе распятом и воскресшем, о Христе, способном дать силу воскресения даже самым великим грешникам.

Вот почему мы еще и еще раз обращаем наши слова к тем, кто находится в расколе. Любовь Христова распространяется на всех, и служители этой любви не могут совершать то, что противоположно слову Божию. А потому мы будем строить отношения с братьями нашими, пребывающими в расколе, с одной стороны, на основе правды церковной, правды Божественной, а с другой стороны - на основе любви. И даже тот, кто больше всех согрешает, не должен терять надежды на спасение, потому что ради всех взошел на крест Спаситель, Он пролил Свою кровь не столько за праведников, сколько за грешников. И потому, когда мы обращаемся к ближними и дальним, даже к тем, кто терзает тело Церкви, мы не говорим пустых слов, мы не говорим загадками, мы не говорим языком дипломатии - мы говорим языком Евангелия.

Снова и снова призываю всех объединиться в едином Теле Христовом, чтобы прославлять имя Божие всем вместе с надеждой на то, что эта общая молитва приклонит ко всем нам милость Божию».

В самом деле беспрецедентен для новейшей истории факт молебна Патриарха РПЦ в храме Святой Софии, которая до сих пор, особенно в период оранжевого безвременья, была «опанована» раскольниками и автокефалами для своих эпизодических акций, даром что там находится национальный музей-заповедник. Инициатива о проведении молебна в этом священном храме возникла уже в ходе Патриаршего посещения Украины. И следует признать эту находку весьма значительной. Тем более что основной темой воспоследовавшего за «софийским» молебном заседания Священного Синода была болевая точка современного Православия: уврачевание раскола.

Об уврачевании раскола Его Святейшество в последовавшем интервью заявил следующее: «Во-первых, благодарю Бога за то, что этот процесс уже начался, и тысячи людей приходят к местным священникам, к епископам, многие принимают Крещение, сознавая, что то «крещение», которое было над ними совершено, не имеет благодати Божией. Переходят священники. Но, конечно, все эти переходы не носят пока такого масштабного характера по целому ряду причин. В первую очередь, люди боятся. Некоторым кажется, что покаяние - это некий суд с присяжными заседателями. Мы каждый день должны каяться Богу. Каяться должны и те, кто считает себя благочестивым человеком, - может быть, они сугубо должны каяться в гордыне духовной; каяться должны и грешники. Преступники, находящиеся в тюрьме, - и те каются. Покаяние - это главная наша духовная сила, через которую каждый из нас становится лучше, и поэтому принесение покаяния не означает публичной «порки», того, чего люди боятся и с чем они не согласны... Церковь, как я это неоднократно говорил, это община исцеления, в которой исцеление получают все, в том числе люди, которые прошли в своей жизни через трагедию раскола.

Поэтому хотел бы обратиться и сказать всем, кто меня сейчас слышит: не нужно раздумывать. Самое страшное - это умереть в расколе. Самое страшное - это лишить себя Божией благодати. Нужно переходить из раскола в Церковь, принимать Таинства и восполнять все то, что было внешним образом получено в расколе, реальным даром Духа Святого, Который передается людям только в Церкви.

И я очень надеюсь, что этот процесс воссоединения людей с единой спасающей Церковью приведет в конце концов к полному исчезновению раскола. Так было не только на Украине, так было в России в свое время, во многих других местах, и Церковь всегда находила в себе силы восстановить единство и полноту благодатной жизни через молитву и покаяние».

Взирая на присутствие Патриарха в среде православного народа Украины, отчетливо понимаешь, что, если в нашем обществе возобладает «светская либеральная» позиция некой «удаленности» государства, системы образования от православного наследия, то есть если мы откажемся от исторического значения Крещения Руси, от опорной основы всей нашей цивилизации, мощнейшей духовной традиции, сформировавшей нас как народ, то мы лишимся исторической памяти. А именно этого многие и ждут - когда же Русский Мир окончательно заглотнет наживку «толерантности» на либеральный манер, релятивизма и тем самым перестанет существовать.

Патриарх не раз признавался в особой любви к украинской пастве. В эти дни он многократно сетовал на то, что не может лично благословить каждого из пришедших, но очень хотел бы это сделать, ибо прикосновение к каждому «замыкает духовную цепь между Патриархом и верующим народом. Не только вы получаете в этот момент благословение, но и я получаю силу от ваших любящих и благочестивых сердец, прикасаясь к этой основе духовного бытия всей Церкви - благочестию нашего народа. Пусть Господь всех вас хранит в мире, любви, единомыслии, пусть процветает Украина, пусть укрепляются братские отношения между народами Святой Руси, пусть Господь в ответ на подвиг преподобных отцов и мучеников, исповедников, что кровью своей стяжали наше единство и укрепили нашу веру, поможет нам и сегодня, сохраняя веру в Церковь, преобразовывать жизнь мира сего по закону Христову! Аминь».

Теперь, после второго визита Патриарха Кирилла, мы еще отчетливей понимаем, как важна его миссия для нас, жителей Украины, как важно присутствие его здесь, на древней земле Киевской Руси, вокруг святости которой пытается объединиться молодое Украинское государство. Эта пастырская присутственная «подпитка» нам остро необходима - в личной духовной жизни, в деле преодоления раскола, в общеправославном, христианском смысле любви. И, воспринимая высокую меру Патриаршей ответственности, этого креста, который невозможно нести без помощи Божией и солидарных молитв паствы, мы понимаем: если не будет на Украине духовного единства, то не будет и самой Украины, а значит, в итоге не будет Русского Мира.

Именно такова цена вопроса. И если кто-то думает, что раскол украинского православия - проблема частная, второстепенная, внутриконфессионная, тот глубоко заблуждается.

Наши враги понимают значимость этой проблемы очень хорошо. Будем же трезвы и деятельны.

http://rusedin.ru/2010/08/01/patriarshiy-vizit-na-ukrainu-uteshenie-obschey-veroy/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
«Где каштаны по-русски лопочут…»
Размышления писателя-харьковчанина о «матери городов русских»
07.05.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:08
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03