ИЕЗЕКИИЛЬ [евр. «Бог да укрепит»; лат. Ezechiel], ветхозаветный прор. (пам. 21 июля), автор названной его именем книги (см. Иезекииля пророка книга). Пророческое служение И. совершал среди иудейских переселенцев во время вавилонского плена. Первое зафиксированное пророчество И., по всей вероятности, относится к 593 г. до Р. Х. (Иез 1. 2); последнее - к 571 г. до Р. Х. (Иез 29. 17). Помимо книги пророка (Иез 24. 24) имя И. в канонических книгах ВЗ упоминается лишь однажды - в послепленно списке священников (1 Пар 24. 16), к-рый, возможно, относится к нач. V в. до Р. Х. Имя отца И.- Вузий (Иез 1. 3) В жизнеописании пророка восходящем к евр. источнику (ср.: BHG, N 1586; PG. 92. Col. 387-392; Epiphanius. Vitis Prophetarum. 9 // PG. 43. Col. 401-403), сообщается, что родиной И. была Сарира. И. назван священником (Иез 1. 3), что подтверждается знанием священных обрядов, тщательным исполнением закона (см. напр., Иез 4. 14). По мнению некоторых исследователей (Скабалланович. 1909. С. 192), род пророка в Иерусалиме занимал невысокое положение (имя отца И. Вузий переводится как пренебреженный), другие же, основываясь на Иез 44. 10-14, утверждают, что пророк принадлежал к аристократическому священническому роду садокидов (Zimmerli. 1979. P. 52). Клименту Александрийскому известно предание, согласно которому отец И. был пророком (Clem. Alex. Strom. I 121. 3). (Климент также опровергает высказывавшееся в его время мнение, что ассириянин Назарат, учитель Пифагора, был учителем И. в Вавилонии (Ibid. 70. 1).)
Надписание книги содержит указание на время призвания И. на служение: "В пятый день месяца, [это был пятый год от пленения царя Иоакима], было слово Господне к Иезекиилю..." (Иез 1. 2-3). Иудейский царь Иоаким был взят в плен вавилонским царем Навуходоносором в 598 г. до Р. Х. (4 Цар 24. 10-17), следов., годом призвания И. был 593 г. до Р. Х. (Blenkinsopp. 1990. P. 16). Вместе с тем, согласно Иез. 1. 1, это "было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца... отверзлись небеса, и я видел видения Божии". Упоминание в обоих случаях р. Ховар дает основание считать, что речь идет об одном событии. Однако если датирование событий от пленения Иоакима характерно для всей книги (напр.: Иез 8. 1; 20. 1; 24. 1; 26. 1; 29. 1, 17), то единого понимания выражения "и было в тридцатый год" в традиции и среди совр. исследователей нет. Автор арам. Таргума на Книгу прор. Иеремии, с к-рым согласен блж. Иероним, как и нек-рые совр. библеисты (напр.: Blenkinsopp. 1990. P. 16), считает, что пророческое призвание 593 г. до Р. Х. датируется в книге от события обнаружения в храме свящ. Хелкией "книги закона" (4 Цар 22. 8) во время реформы царя Иосии. Нек-рые исследователи считают, что "тридцатый год" указывает на возраст И., в к-рый он был призван к пророческому служению (Zimmerli. 1979. P. 113-115; Eichrodt. 1970. P. 52, а также мн. древнехрист. авторы: Ориген (Orig. In Ezech. hom. 1. 4 // PG. 13. Col. 672), свт. Григорий I Ве-ликий (Greg. Magn. In Ezech. 2. 2-5 // PL. 76. Col. 796-797) и др.). Согласно иудейскому закону, возраст начала служения священника при скинии составлял 30 лет (Числ 4. 30), и И. мог быть призван к пророческому служению в том же году, когда его посвятили во священника. В таком случае годом рождения пророка мог быть 623 или 622 г. до Р. Х. Поэтому свидетельство Ио-сифа Флавия о том, что И. был отроком, когда его отвели в плен (Ios. Flav. Antiq. X 6. 1-5), представляется малоубедительным, прежде всего по причине хорошего знания И. храмового устройства и службы (Orelly. 1909. P. 253).
И. был среди иудеев, переселенных в Вавилон после 1-го взятия Иерусалима (597 г. до Р. Х.), в числе к-рых были воины, художники и строители (4 Цар 24. 16), а также священники (Иер 29. 1). Вскоре после этого он поселился в иудейском сел. Тель-Авив при р. Ховар (Иез 3. 15). Эту реку нельзя отождествлять с р. Хавор (4 Цар 17. 6; 18. 11), к-рая впадает в Евфрат у Кархемиша (на границе совр. Турции и Сирии), где жили изгнанники из Северного царства. Ховар, согласно вавилонским источникам, был каналом, к-рый окружал центральную часть г. Ниппур, расположенный на равнине на юге Вавилонии (Blenkinsopp. 1990. P. 17). На момент переселения И. скорее всего был уже женат (см.: Иез 24. 15-18).
Большая часть видений и пророчеств И. относится к периоду между 593 и 585 гг. до Р. Х. (Blenkinsopp. 1990. P. 4). Первое видение И. (Иез 1. 1 - 3. 15) было связано с его призванием к пророческому служению и по времени совпало с восстанием царя Седекии, спровоцированным егип. фараоном Псамметихом II. И., как и его старший современник, прор. Иеремия, выступал против планов Седекии и его советников восстать против Вавилона (ср.: Иез 12. 1-15; 17. 1-22; 21. 18-32).
Большую, чем у др. пророков, роль в проповеди И. играли символические действия, прообразующие катастрофу, к-рая постигнет Иудею за грехи народа: долгое молчание, запирание себя в доме (Иез 3. 24-26), изображение на кирпиче Иерусалима и его осады, лежание на левом и правом боку, питание нечистой пи-щей, обривание волос (Иез 4-5) - последние 3 действия представляли Иерусалим осаждаемым, голодающим и завоевыванным.
Пророчество об осаде и о взятии Иерусалима, произнесенное в янв. 588 г. до Р. Х., знаменовало начало осады города вавило-нянами (Иез 24. 1-2).
В период осады и непосредственно после взятия Иерусалима (с янв. 587 по февр. 585 г. до Р. Х.) И. провозгласил ряд проро-честв о карах, к-рые постигнут соседние языческие народы: Египет, его народ и лично фараона (Иез 29. 1-20; 30. 20-21; 31. 1-18; 32. 17-32; ср.: 32. 1-16), Тир (Иез 26), аммонитян, моавитян, эдомлян, филистимлян и жителей Сидона (26-28). Т. о., если гл. 1-24 возвещают осуждение Израиля, то, начиная с 25-й гл., в пророчествах И., обращенных к иудейским переселенцам, говорится об осуждении языческих народов и, следов., о спасении Израиля. Вероятно, именно это различие в характере пророчеств имел в виду Иосиф Флавий, когда свидетельствовал о том, что И. "оставил две книги" (Ios. Flav. Antiq. X 79), что соответствует также и талмудическому разделению книги прор. И. (Greenberg. 2007. P. 635). На протяжении более 10 лет (с 586 по 573 г. до Р. Х.) после взятия Иерусалима И. обращался к израильтянам со словом утешения, говорил о конце изгнания и возвращении на родину, где народ Божий должно ожидать вознаграждение - обновленный храм, видение о к-ром Бог явил проро-ку в нач. 573 г. до Р. Х.
Иосиф Флавий сообщает, что пророчества И. были записаны (ср.: Иез 24. 2; 42. 11) и отосланы пророком в Иерусалим. Ио-сиф знает и причину (не упомянутую в книге пророка), по к-рой Седекия отказался доверять предсказаниям И. и Иеремии, т. к. "Иезекииль расходился с Иеремиею в том, что Седекия не увидит Вавилона, а Иеремия утверждал, что царь вавилонский уведет его с собою в качестве военнопленного" (Ios. Flav. Antiq. X 7. 2). Именно поэтому царь не поверил пророкам. Предсказание И. о том, что Седекия не увидит Вавилона, исполнилось в том, что царь был взят в плен и ослеплен (Ibid. X 8. 2).
Книга прор. Иезекииля умалчивает о последних годах жизни и о его кончине. Согласно древнему преданию, И. был убит в Вавилоне "судией своего народа, которого он обвинил в идолослуже-нии, и был похоронен в гробнице Арфаксада, сына Сима, сына Ноя" (Epiph. De prophet. 9 // PG. 43. Col. 401; Athanas. Alex. De incarn. Verbi // PG. 25. Col. 160), в Эль-Кифле, что в 32 км от г. Эль-Хилла, в совр. Центр. Ираке.
В апокрифическом "Апокалипсисе Павла" сообщается об обстоятельствах гибели пророка: "сыны Израиля" протащили его "за ноги по камням на гору", пока не выбили ему мозги (Apос. Paul Syr. 49). Схоже с этим рассказом описание, содержащееся в сир. "Деяниях Филиппа", где обращенный в христианство еврей Ханания, упрекая иудеев за неприятие посланных Богом пророков, говорит: "Явился у вас Иезекииль-пророк, за ноги его волочили, покуда мозг не вытек" (Acta Philip. 6). О смерти И. и о его чудесах говорится также в более поздних апокрифических текстах, напр. в жизнеописании, помещенном в арм. рукописи книги пророка. Здесь, в частности, повествуется о том, как И. заморозил р. Ховар, чтобы дети израильтян могли безопасно ее перейти, а также о том, что И. должен был быть похоронен в гробнице Мелхиседека (Vitae Prophetarum // Armenian Apocrypha: Relating to the Patriarchs and Prophets / Ed. M. E. Stone. Jerusalem, 1982. P. 163, 165).
В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) имеется служба, посвященная пророку (SynCP. Col. 831-832, 837), его имя содержится в Мартирологе Беды под 10 апр., а также в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского и в Малом Римском мартирологе (Peretto. 1964. Col. 418).
Литература: Orelly C., von. Ezekiel // The New Schaff-Herzog encycl. N. Y.; L., 1909. Vol. 4. P. 253-255; Скабалланович М. Н. Книга пророка Иезекииля // Лопухин. Толковая Библия. 1909. Т. 6. C. 90-238; Dassmann E. Hesekiel // RAC. Bd. 14. Sp. 1132-1191; Peretto L. Ezechiele // BiblSS. 1964. Vol. 5. Col. 405-421; Eichrodt W. Ezekiel: A Comment. Phil., 1970; Zimmerli W. Ezekiel: A Comment. on the Book of the Prophet Ezekiel. Phil., 1979. Vol. 1; idem. Ezechiel/Ezechielbuch // TRE. Bd. 10. S. 766-781; Aberbach M., Wald S. G. Ezekiel in the aggadah // EncJud. 2007. Vol. 6. P. 644-645; Greenberg M. Ezekiel // Ibid. P. 635-644; Blenkinsopp J. Ezekiel: A Bible Comment. for Teaching and Preaching. Louisville, 1990.