- Михаил, как вы стали иконописцем? Как Господь призвал вас на это служение?
- Когда я еще был младенцем, моя мама - женщина высокообразованная и при этом хорошая христианка - очень сильно желала, чтобы ее мальчишки послужили Богу. И когда она у нас с братом заметила проявления религиозности и художественные задатки, то стала молиться Богу о том, чтобы хоть кто-то из нас реализовался в духовном искусстве - стал иконописцем.
По окончании школы я встретил одного большого художника, у которого стал учеником. В это же время я узнал, что наша Церковь готовит иконописцев, работающих в стиле византийского церковного искусства. В 1964 году я подал документы в иконописную школу при Румынской Патриархии. Конечно, нескромно это говорить, но по результатам вступительных экзаменов я был принят первым. В школе большое внимание уделялось не только развитию художественных навыков, но, прежде всего, богословию иконы. По окончании школы патриарх Иустин благословил меня возглавить иконописную мастерскую при Патриархии. Там я проработал три года, потом уехал за границу.
- Куда же вы отправились?
- Я хотел уехать в Бразилию, но на три года остановился в Ливане, где расписал три храма. Оттуда я уехал на Святую Землю, где прожил четыре года, там я расписал еще четыре храма: церковь Благовещения в Назарете, храм Патриархии греков-мелитов в Иерусалиме и еще две церкви в маленьких женских монастырях автономной Французской Православной Церкви. Потом я поехал в Сирию, где расписал церковь во имя святого Иоанна Холмского. Оттуда уже - в США, Канаду, Великобританию, Германию и на Кипр. На Кипре я расписал четыре храма.
- Господь открывает Себя иконописцам особым образом: Он позволяет им писать Свой лик и лики Своих святых, давая через это возможность приблизиться к Нему и познать Его. Как вы росли как православный христианин, занимаясь иконописью?
- Я с детства рос в религиозной семье: мама и папа были очень привержены к Церкви и свято чтили все православные традиции. А самая важная вещь - это материнская молитва о том, чтобы хотя бы один из ее сыновей полностью посвятил себя служению Богу.
Свой путь иконописца я начал в 18 лет, и уже через короткое время я был признан как первый мастер в этой области, в чем вижу особое попечение Господа обо мне.
Первые годы своей работы я расписывал храмы вместе с архимандритом Софианом (Богиу) - настоятелем монастыря Антим в Бухаресте. Это был очень духовный человек, старец - и это тоже была милость Божия. Те храмы, которые я расписывал на Святой Земле, - это также часть Промысла Спасителя провести меня по местам, где Он родился, жил, проповедовал и распялся за нас. И то, что после стольких лет работы последним моим трудом стала роспись собора самого почитаемого в Румынии монастыря - Путны, над которой я трудился девять лет, - это тоже не просто так.
Это, пожалуй, самое главное не только в моей жизни, но и в жизни многих, кто связан с этим монастырем.
- Расписать Путну - «румынский Иерусалим» - это очень дорогой подарок от Бога...
- Я в этом нисколько не сомневаюсь. Я вижу в этом некую божественную мистику и тайну, ведь очень многие иконописцы желали расписать Путну. Была большая битва за то, чтобы иметь возможность украсить этот святой храм композициями из жизни Спасителя и Его святых. Но так получилось, что много лет назад, когда я расписал параклис (небольшую церковь) в монастыре, патриарх Иустин сделал завещание, чтобы главный собор расписывали также мы с моим братом Гавриилом (Гавриил несколько лет назад отошел ко Господу).
- Работа иконописца - это ведь не просто ремесло, а особое служение Богу. Какие качества нужны для этого служения?
- Прежде всего, иконописец должен быть очень хорошим христианином. Нужно полностью подарить себя Богу, чтобы Он дал тебе благодать и силу хорошо исполнять эту божественную работу. А чтобы преуспеть в этих дарах Божиих, нужно вести праведную и чистую жизнь.
- Когда художник рисует картины, то очень многое в его работе зависит от вдохновения. Что для иконописца является такой вдохновляющей силой?
- Есть две основополагающие вещи: быть хорошим христианином и отлично знать художественную сторону дела. Когда ты хорошо разбираешься в анатомии человека, в том, как ставить композицию, то благодать Божия приходит к тебе и через тебя пишет иконы и фрески. Вот секрет моего творчества.
- Какое общение происходит со святыми, когда пишешь их лики?
- Существует сложившаяся иконография написания святых, которая уже представляет угодника Божия определенным образом. Например, какая у святого борода: длинная или короткая, темная или светлая и т.д. А потом уже включается твоя собственная жизнь, когда ты из своего подвига что-то несешь, изображая святого. Если ты сам ничем не потрудился перед Богом, то икона или фреска получится пустая, словно глухой звук разбитого колокола, который уже не трогает за душу верующего.
- Когда вы работаете, то часто ли задумываетесь над тем, что у ваших фресок и икон люди будут возносить свои молитвы Богу и Его святым? Вы думаете об этих людях, о том, как написанные вами образы будут помогать им в молитве?
- Когда пишешь святого, особенно его лик и руки, то всегда должна присутствовать связь с ним, чтобы молящийся у этого образа человек мог полностью поверить в помощь молитвы святого. Всегда нужно держать в голове помысел, что этот святой поможет всем, кто придет к нему за молитвенной поддержкой. У меня никогда не было такого, чтобы во время написания образа я не чувствовал себя ответственным перед Богом за свою работу.
Мне тяжело говорить о сокровенном, но... Когда я был на Кипре, ко мне пришла игуменья одного монастыря и попросила написать икону воскресения всех святых. Мне трудно было взяться за эту работу, поскольку я был ограничен во времени, но в итоге я согласился, поскольку все сестры были очень настойчивы в своей просьбе. С Божией помощью за месяц с небольшим я написал эту икону. Когда игуменья увидела законченный образ, она упала на колени и заплакала от радости. Она взяла икону и отнесла в одну деревню в подарок верующим. К иконе пошли люди с различными болезнями, и их вера была настолько сильной, что они исцелялись.
Я думаю, что это происходит и потому, что пишешь икону со всей своей любовью, молитвой и вкладываешь в нее всю свою душу.
- Как святые помогают в работе?
- Когда начинаешь познавать иконопись с точки зрения богословия, когда читаешь жития святых, то особенным образом погружаешься в работу, и она сама идет. Но бывают моменты, когда случаются напасти и искушения, когда не можешь закончить работу. Так было с одной иконой, которую я никак не мог закончить, а дело в том, что ее заказала не очень близкая к Богу семья.
- Какие еще искушения бывают во время работы?
- Часто нападают сон или тяжесть, сопровождаемая мыслью, чтобы оставить работу и доделать на следующий день. Бывает, что очень сильно давит лень. Еще бывает искушение, когда работаешь на лесах, а тебя как будто кто-то оттуда пытается сбросить. Однажды я даже и упал так с высоты десяти метров, будто бы кто-то столкнул меня. Понятно, чья это работа, но Господь бережет.
- Можно говорить, что в Румынии есть своя школа иконописи?
- Да, конечно. Традиции нашей иконописи сохраняются и передаются в нескольких школах, одна из которых продолжает функционировать при Румынской Патриархии. Я являюсь профессором этой школы.
Наши традиции были заложены еще в XIV-XV веках. После Второй мировой войны они стали возрождаться. У нас были очень большие связи с русской школой и с Православным Востоком: Грецией, Сирией. А известная в Румынии школа Палчек поддерживала не только иконопись, но и свои традиции в светской живописи.
- Какой момент в вашей жизни был самым переломным?
- Красивая и интересная дорога в Бразилию, когда меня пригласили в штат Гояс расписать православный храм. Это было еще в правление коммунистов в Румынии, когда загранпаспорта выдавали на короткое время, и если человек в течение месяца никуда не выезжал, паспорт забирали обратно. У меня был паспорт, но в Бразильском посольстве сказали, что визу надо будет ждать четыре месяца. Я не знал, что делать, так как очень боялся, что отберут паспорт. Один мой знакомый - монах Даниил, который подвизался в очень старом монастыре, основанном еще в IX-X веках в горах Ливана, - предложил поехать к ним в страну, а уже оттуда в Бразилию. Я воспринял это как знак Божий и сделал все так, как он сказал. Так началась заграничная история иконописца Михаила Морошана.
- За тот путь, которым Господь провел вас в этом мире, чем вы благодарны Ему больше всего?
- Всё в этом мире - чудеса Божии. Когда мы имеем помысл оставить что-то после себя для тех, кто придет в этот мир за нами, - разве это не жест величия Божия? Я хотел, чтобы все, что я делал с любовью, приносило радость Богу и людям.
- Роспись главного храма в «румынском Иерусалиме» - это логический венец ваших достижений в иконописи, или вы желаете еще чего-то?
- Я очень сильно хочу расписать какой-нибудь храм в России.
С Михаилом Морошаном беседовал Игорь Зыбин