Белорусский храм-памятник

Как соединить любовь к Богу и любовь к Отечеству?

0
188
Время на чтение 11 минут

Над нашими головами - на 80 метров уходящий ввысь белокаменный храм. Мы под землей, в крипте, прямо под алтарем. Но здесь - не холод фамильных захоронений, здесь - Христос, взирающий с иконы Воскресения, теплящаяся лампада, приглушенный желтовато-оранжевый свет, вырезанные в мраморе ниши для саркофагов. Совсем скоро в них будут захоронены три солдата. Гренадер, погибший в войне 1812 года, солдат Первой мировой войны и воин Великой Отечественной...

Дело жизни

- Когда мы раскопали захоронение, оказалось, что на погребенном там человеке - православный крестик и на груди - основа для иконки. На нее наклеивался бумажный образок, - рассказывает кандидат исторических наук Александр Михайлович Медведев, заведующий отделом археологии средневекового периода Института истории НАН. Именно он руководил поисками на полях сражений останков воинов, которые будут захоронены в крипте храма Всех Святых в Минске - храма «в память безвинно убиенных в Отечестве нашем», уникального и первого в Беларуси.

52-му поисковому батальону Управления по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн - есть и такое! - Вооруженных Сил Республики Беларусь потребовалось около полугода на поиски.
Солдат Первой мировой был поднят из земли в Гродненском районе: гильза от винтовки Мосина, основа под образок на груди, пуговицы нижней рубашки, копейка 1906 года стали немыми свидетелями его принадлежности к нашим войскам. Другой солдат - Наполеоновской войны - найден под Бешенковичами на Витебщине. По словам начальника Управления, полковника Виктора Шумского, его найти было труднее всего - архивных документов того времени очень мало. На этом участке фронта остановить французов под командованием маршала Мюрата русским не удалось, хотя темп их продвижения к Витебску все же был сбит. Потери с обеих сторон составили около двух тысяч человек...

- Рядом с останками мы обнаружили 14 пуговиц, какие нашивались на русские мундиры до 1832 года; двухкопеечную монетку чеканки 1812 года, завернутую в ткань; ткань от шинели и пуговку на кожаной основе - она осталась от подбородочного ремня, - рассказывает ученый.

Чтобы найти третьего воина, раскопки вели около Лоева, на Гомельщине - там в 1943 году велись тяжелейшие бои, наши прорывались в район Припяти, немцы предприняли контрудар. Время захоронения помогли определить отечественный компас и расколотая куполообразная каска образца 1940 года.
- Поисковые отряды буквально соревновались за честь найти этих неизвестных солдат. И ведь нашли с первого раза! - говорит протоиерей Федор Повный, настоятель Всехсвятского прихода города Минска. Все, что происходит здесь, от колоссальной археологической работы до строительства самого храма-памятника, «закрутилось» благодаря этому человеку - это дело его жизни.

«Временный» храм Святой Троицы построен без единого гвоздя из некалиброванных бревен. При этом он наполнен современными технологиями: газовым подогревом пола, системой вентиляции воздуха, акустической системой. Здесь находится копия афонской иконы Богоматери «Скоропослушница» - подарок Дохиарского монастыря.

«Репетиция» в Лейпциге

Отцу Федору, священнику и выпускнику художественного факультета, принадлежит замысел чуть ли не каждой детали - от элементов внешнего убранства храма до ручки дверей в крипту. Саму идею храма-памятника он вынашивал почти два десятилетия.

Выходец из священнической семьи, до своего собственного рукоположения отец Федор успел отучиться в Белорусской академии искусств и отслужить в армии. Затем была учеба в московских духовных школах Троице-Сергиевой Лавры. Практически сразу после принятия сана отец Федор был направлен в Германию - настоятелем храма-памятника Русской Славы в Лейпциге. Идея построить в Беларуси храм, подобный немецкому, который отвечал бы своему назначению не только звучным названием, но и по своей сути, - родилась именно там.

Церковь, где молодому священнику довелось служить в Германии, оказалась связанной с крупнейшим сражением Наполеоновских войн и одновременно крупнейшей битвой в истории до Первой мировой войны, - «Битвой народов» 1813 года. Колокола Свято-Алексеевской церкви отлиты из орудий, участвовавших в этой баталии, а в крипте под храмом покоятся останки ее героев: генерал-майора князя Кудашева, генерал-лейтенанта Шевича, подполковника от артиллерии Юргенева.

- Только приехав сюда, я узнал, что русские шли на Париж через Лейпциг, - рассказывает отец Федор. - При всем значении Бородинской битвы, главное, решающее сражение произошло здесь.
В конце 1980-х под руководством нового настоятеля всего за несколько лет обветшавшее, внешне непривлекательное здание с облезающей краской превратилось в современную белокаменную церковь. Неслыханное в то время дело: в 1988 году на церемонию захоронения в крипте храма двух неизвестных гренадеров Черниговского полка, найденных на поле битвы у местечка Вахау под Лейпцигом, собрались военные чины!

- В Лейпциге была репетиция, - полушутя-полусерьезно говорит настоятель.

Вернувшись в Минск в 1995 году, отец Федор принялся за воплощение того же замысла в родной Беларуси. Правда, тут речь была уже не об одной битве и даже не об одной войне, а обо всем белорусском народе и испытаниях, выпавших на его долю.

- Это мощнейший стимулятор формирования народного сознания. Такой образ работает, конечно, гораздо сильнее, чем просто образ могилы неизвестного солдата или вечного огня, - убежден отец Федор. - Это то, что до сих пор оставалось за пределами нашего миропонимания. Сказать свое слово трудно, а поразить церковный мир такой новизной, которая бы не была воспринята как ересь, почти невозможно...

Мысль была проста: здесь необходимо не простое отражение истории в названии, но и реальное наполнение храмового пространства самой историей.

- ХХ век оборвал нам историческую память не только на национально-государственном уровне, но и на семейном. Человек часто ощущает себя заброшенным сиротой. Храм-памятник в честь Всех Святых и в память невинно убиенных во Отечестве нашем - напоминание о том, что у каждого из нас на Небе есть молитвенник-покровитель. Это напоминание о том, что наше сиротство - одностороннее. Мы часто забываем и отрекаемся от Неба, но оно не отрекалось от нас. Именно эту весть сможет расслышать человек, входящий под сень храма всех святых. Страна без такого храма - сирота. С ним же народ пускает корни в небо.

По замыслу отца Федора, при воплощении этой идеи не должно быть никаких натяжек, подгонок, ничего искусственного. Поэтому к работе оказались привлечены Академия наук и Министерство обороны республики Беларусь. Из рук военных и археологов дело перешло к ученым-антропологам - проверка была доскональная. По фрагментам костей они определили: найденные останки принадлежат мужчинам, погибшим в возрасте 25-30 лет. Возраст назван с точностью до 98 %.

В итоге сомнений не оставалось. Останки воинов, запаянные в оцинкованные саркофаги, отвезли на хранение в расположенные неподалеку от мест захоронений храмы. Ждать своего часа...

- Важно, что эти солдаты были не просто перезахоронены, а найдены на полях сражений, где их наспех предали земле их товарищи, - говорит отец Федор. - Я верю, что Господь не просто так удостоил именно этих молодых воинов быть захороненными в крипте храма.
Блаженны мертвые...

Надпись на выходе из крипты гласит: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь».

- Хорошо бы такая надпись висела при выходе из прокуратуры... - вырвалось у генерального прокурора, когда тот вошел сюда в свое время.

В сопровождении настоятеля мы вступаем под своды крипты. Перед входом - другая надпись, из Откровения Иоанна Богослова: «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе...»

- Мне трагедии войны близки тем, что мои тетя и дядя - подпольщики - за три дня до прихода наших войск в немецкий концлагерь Тростенец были заживо сожжены в его печах, - вспоминает отец Федор. - И из рассказов моей бабушки я знаю, что они, будучи православными, глубоко верующими людьми, спасли пять еврейских семей от немецкого гетто.

Крипту открывают тяжелые, как, кажется, само человеческое горе, двери - «Слезы Беларуси»: каждая створка - более полутонны! На створках - шесть знаковых названий: Грюнвальд, Тростенец, Сморгонь, Хатынь, Соловки, Чернобыль.

- Мы берем историю, начиная с битвы под Грюнвальдом в 1410 году, и приходим к трагической современности, как Чернобыль или трагедия на Немиге в Минске, где в давке погибли десятки человек, - продолжает свой рассказ отец Федор. По стенам еще будут появляться мемориальные доски с именами всех пострадавших.
Вечный огонь... по-христиански

- Здесь не должно быть гнетущего состояния, какого-то черного траура, жажды мести - таков замысел, - отец Федор ведет нас дальше, вниз по лестнице, к месту захоронения. - Больше того, владыка Филарет, посещая крипту во время строительных работ, отметил, что здесь каменные стены создают некую атмосферу теплоты и неземного уюта...

Шаг-другой-третий, и становится яснее, что имел в виду архиепископ Минский и Слуцкий Филарет. Стены и пол крипты целиком выполнены из камня: мрамор, кварцит, оникс, смальта, гранит... Семь разных цветов - все красиво и сдержанно, никакого шика или излишества. На несколько секунд отключаются принесенные в преддверии торжества софиты, и кругом действительно разливается чудная уютная атмосфера.

В стенах, за ониксовыми пластинами, - 504 ниши, внутри каждой - сосуд из хрусталя. Хрупкие, нежные изделия скоро наполнятся землей с мест исторических сражений и захоронений мирных белорусов со всего мира.

- Например, Дахау, концентрационный лагерь фашистов в Германии... - объясняет отец Федор. - Я нашел немецкого историка, который обладает конкретными данными: сколько белорусов и при каких обстоятельствах было там сожжено. То есть землю не просто возьмут и привезут оттуда. Мы должны максимально полно разъяснить людям, почему она вдруг оказалась здесь и какое отношение имеет к Беларуси.

В противоположном конце, дальше всего от входа, - ниши для захоронения. Их восемь: свой черед наступит и для репрессированных, и для жертв других, несправедливо забытых войн.

Неугасимая лампада, или, если хотите, вечный огонь в христианском прочтении - смысловой центр крипты. Что за культ предков?! - обязательно возмутится кто-нибудь. Но ведь лампада зажжется не перед барельефом с изображением ратных подвигов, а перед иконой Воскресения Христова. Мощи белорусских святых - Ефросинии Полоцкой, Кирилла Туровского, Иоанна Кормянского, Манефы Гомельской - будут собраны в этом месте, и оно наполнится молитвой. А дважды в год, 22 июня в 4 часа утра и 9 мая, здесь будет совершаться Литургия: в небольшом коридоре есть место для алтаря.

- Мы не просто чтим память предков, мы связываем свою личную память с памятью вселенской. И наполняем ее молитвенным поминовением, - заключает наш провожатый.

Уникальные узоры каждой из них ассоциируются с неповторимостью человеческих судеб. Внутри - сосуды с землей с разных уголков планеты.

Храм

И все-таки здесь прежде всего храм. И храм действительно великолепный. Трудно не согласиться с его настоятелем: глядя на эту церковь, становится ясно, что такое Белая Русь.
Особенность этого храма-памятника будет бросаться в глаза даже издалека, - рассказывает отец Федор. - Это - шатровый храм. Такие церкви стали редкостью даже на Руси после того, как были запрещены указом патриарха Никона в 17 веке. В том запрете была своя логика: купол храма - символ неба. Храм и есть небо на земле. Шатер же тянется к небу, а, значит, им не является. Но храм-памятник в Минске замыслен как поминальный. Это стремление белорусского народа вернуться к Небу и помянуть своих убитых, замученных, пропавших родичей. И в этой связи я задаю сам себе вопрос: «Всегда ли икона и храм должны говорить об идеальном состоянии, об уже достигнутом соединении человека и Бога? Или же тут найдется место и для плача, для порыва, для пути, который еще не совершен?» В церковной жизни всегда есть это напряжение между «уже» и «еще не». Уже спасено - «человечество», еще не спасен - лично я. Бог «уже» нашел нас, но нам «еще» предстоит его вновь и вновь искать и обретать. Слишком много было потерь и боли в жизни нашего народа - и потому остры линии всехсвятского храма-памятника. Этот храм - как свеча. Он тянется ввысь и обжигает. И тем самым требует действия от того, кто приближается к нему...

Со стороны может показаться: дескать, дано распоряжение, выделены деньги - и в живописном районе столицы сама собой вырастает церковь! Разве может быть иначе с замыслом, который пересекается со сферой государственных интересов - сохранением исторической памяти народа?

Однако было иначе. Два года над чертежами будущего храма работали отец Федор и заслуженный архитектор Беларуси Лев Николаевич Погорелов. Однако в 1997-м, через год после начала процесса, стройку приостановили - на целых восемь лет! Крипту заливало водой, повреждалась проводка...
Но иногда строительству церквей сопутствуют явные чудеса... Когда встал вопрос, кто будет завершать купола - покрывать их специальным составом, оказалось, что в Минске таких специалистов нет. Где искать?.. И вот однажды из Челябинска ехала машина фирмы «Марион», специализирующейся именно на этом ремесле. Около Всехсвятского храма автомобиль встал намертво - серьезная поломка. Дальше все пошло как по накатанной...

Сегодня церковь, эта белоснежная красавица, завершена, но только внешне: внутренняя отделка ей еще предстоит. Литургическая жизнь начнется с маленького бокового придела - в честь усекновения главы Иоанна Предтечи. И хотя сердце храма Всех Святых - престол - будет освящен позднее, крипта уже живет... 2 июля, накануне Дня освобождения Беларуси, останки воинов обрели там покой. Неугасимую лампаду зажгли митрополит Филарет и глава государства Александр Лукашенко.
Всем надоевшие поиски...

Нетрудно предположить, что разговоры о национальной идее и ее бесплодных поисках всем порядочно поднадоели.

- Искать национальную идею не надо: мы часто топчимся по ней, - считает отец Федор Повный. - Надо наклониться и посмотреть, помолившись, увидеть, а увидев, воплотить.
У государства и Церкви есть общее дело, и это не должно никого раздражать или вгонять в краску. Быть может, соединять патриотизм с верой в Бога за прошлый век разучились, но сухая историческая память без духовной - это нечто искусственное, бессмысленное. Как говорится, на войне атеистов нет, когда смотришь на смерть и страдание через призму веры - все становится на свои места.

Храм-памятник - не благословение войны и не «поклонение воинской славе», как иногда пишут в прессе. Просто тем, кто в любой момент может заглянуть в глаза смерти, ближе Бог и еще нужнее благословение - быть человеком, христианином до самого конца.

Поднимешь глаза, выходя из крипты Всехсвятского храма в Минске - и все точно так же становится на свои места: «Во всех делах твоих помни о смерти, и вовек не согрешишь...»

Двери «Слезы Беларуси»

Грюнвальд - место решающей битвы, в которой войско Великого Княжества Литовского (в то время включавшего в себя белорусские земли) в 1410 году наголову разбило рыцарей Тевтонского ордена.

Сморгонь - город, который был практически полностью стерт с лица земли после 810 дней обороны в годы Первой мировой войны. Здесь кайзеровская Германия задействовала самые передовые на то время военные технологии (газовые атаки, бомбежки, танки).

Тростенец - крупнейший лагерь смерти на территории Беларуси, в окрестностях Минска. Тут гитлеровцами было замучены, расстреляны и сожжены свыше 206,5 тысяч мирных жителей и военнопленных.

Хатынь - символ сожженных вместе с жителями белорусских деревень. 22 марта 1943 года от села в 149 жителей остались только обожженные, черные печные трубы - людей сожгли заживо
за их помощь партизанам.

Чернобыль - олицетворение техногенной и экологической катастроф. 75% территориального ущерба от взрыва на атомном реакторе пришлось на Беларусь.

Соловки - символ репрессий. В 1920-30-е годы в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) погибли сотни тысяч советских граждан.

Храмы-памятники в Европе

Храм Рождества Христова в окрестностях Шипки, в Болгарии. Его колокола отлиты из стрелянных гильз; в крипте храма - саркофаги с останками героев войны, по стенам - мраморные плиты с именами русских солдат и офицеров и болгарских ополченцев, павших при обороне Шипки и в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. Самый большой колокол храма - личный подарок императора Николая II.

Храм-памятник Успения Богородицы в селе Лезье-Сологубовка в Ленинградской области - место примирения русского и немецкого народов. В алтаре храма - синодики для вечного поминовения с именами считавшихся пропавшими без вести советских солдат. Иконы для иконостаса написаны после войны немецким солдатом, который был ранен под Сталинградом и потерял ногу... При храме - большое немецкое военное кладбище, мемориальный парк и музей.

Храм-памятник Александра Невского в Софии, в честь освобождения Болгарии. Крупнейший, после собора святого Саввы в Белграде, православный собор на Балканах - вмещает 5000 человек.

 

Фото Владимира Ештокина
На фото в анонсе - протоиерей Федор Повный, настоятель храма Всех Святых в Минске. 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Что сделал Чернышёв на могиле Заворотнюк: свежее фото с дочерью
Неожиданный поворот в жутком деле убитой девочки в лесу в Твери
Дочь Кузьмина на похоронах: "Я даже папой не называла"
В Ульяновской области пропавшую женщину нашли мертвой

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерия Михайлова (Посашко)
Все статьи Валерия Михайлова (Посашко)
Последние комментарии
Путь в никуда, или «Стратегия вымирания»
Новый комментарий от Агафон
27.03.2025 03:43
В день насильственного отречения Царя Николая II от престола
Новый комментарий от Очевидец
26.03.2025 19:18
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
26.03.2025 17:10
Переговоры вести можно, сдавать позиции нельзя
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.03.2025 16:43
«Путин выбрал Россию, рискнув собой»
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.03.2025 16:12
Жажда справедливости
Новый комментарий от С. Югов
26.03.2025 15:36