Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О святости и порядочности

Протоиерей  Александр  Захаров, Православный Санкт-Петербург

24.08.2010

Мы знаем, как надо жить. Мы попытались жить как надо и убедились, что одного «знания» недостаточно. Для нас очевидно, что если бы все люди на Земле зажили так, как заповедовал нам Спаситель, - на Земле был бы рай. Почему же люди не живут по Его заповедям? Не получается. Даже у тех, кто искренне этого желает! Не хватает внутренних, духовных сил. Слишком силен «внутренний враг». Что же делать? Где почерпнуть силы? По совести могу назвать только одно место: в Церкви. Другого источника благодатной помощи Божией на земле нет. Вне Церкви Христовой есть только учение Христа - безспорно, возвышенное и высокоморальное... Но учение о святой жизни ещё не делает жизнь святой. Нужны силы для осуществления этого учения в жизни.

Лишь в Церкви Христовой с Ее богоучреждёнными святыми Таинствами можно получить силы для благодатной, святой жизни. А если бы эти силы можно было получать ещё где-то - так и святых мы находили бы везде и всюду. Но святые встречаются только в Церкви. Конечно, порядочные люди есть везде, и среди атеистов тоже. Однако порядочный человек и святой человек - не одно и тоже. Святой - это человек плюс живущий в нем Дух Святой. Стяжать этого Духа Святого сложно. «Внутренний враг» ни за что не хочет уступить Ему место в душе человеческой. Но в «стяжании Духа Святого Божьего», по слову прп. Серафима Саровского, и состоит смысл и цель христианской жизни. Вот чего надобно всю жизнь «искать», и «добиваться», и «копить».

А добьюсь ли? - За это ручается многоликость церковной святости. Ведь святые-то всё разные люди: знатные и простые, богатые, бедные и нищие, блестяще образованные и безграмотные, мужчины и женщины, юноши и старцы, здоровые и больные, цари, князья, воины и земледельцы, монахи, священники и миряне. Это говорит о том, что негоже нам кивать на «условия жизни» и оправдывать ими свою греховность. И греховным стать, и спастись можно в любых условиях. Сила Божия в немощи совершается. Надо только принять с благоговением эту благодатную помощь Божию, вспомоществующую нашей безпомощности.

Святой человек по внешнему виду может и не отличаться от просто «порядочного». Как же узнать, где святой, а где просто порядочный? У работе священника Павла Флоренского «Эмпирея и Эмпирия» есть рассуждение об отличии человека духовного от душевного. Читай: «душевный» - просто порядочный, а «духовный» - святой, и узришь, чем отличается один от другого. Представь себе кусок стекла и кусок льда, отшлифованные одинаковым образом. На глаз они - если лед чистый - почти неразличимы, и может показаться, что лёд нисколько не интереснее и не прекраснее стекла. Но с точки зрения молекулярного строения лед имеет над стеклом преимущество, подобно тому, как игра оркестра над базарным шумом. Во льду - музыка, в стекле - шум; во льду - стройность и упорядоченность, в стекле - хаос и безпорядок, во льду - организация, в стекле - анархия. Каждая частица стекла - только для себя и, самое большее, толкается о соседние; целого нет. Во льду каждая частица занимает в организации чудесного строения определенное место. Но это различие внутренней структуры, являющееся как бы символом различия человека душевного от человека духовного, на глаз совершенно незаметно...

Почти каждый человек подчиняется нравственным и гражданским законам, старается слыть искренним, ищет славы справедливого. Да и кто захочет предстать в обществе, сняв с себя все покровы, если это повлечёт неприятности? Злой и добрый, душевный и духовный живут в общих чертах одинаково. Разница не в способах действования, а в мотивах. Человек душевный не выходит из нормы, потому что опасается заслужить наказание или приобрести дурную славу, утратить те или иные почести, ради которых он лицемерит; если бы душевные люди не боялись законов и наказаний, то сорвались бы со сдерживающей их цепи, обманывали бы, грабили и обижали других. Попробуй тогда очеловечить и обОбразить такого! А духовный человек, утверждая Бога и открываясь для Его воздействия, делается уже сознательным проводником Божественных сил, живым органом тела Христа. Такой не живет для себя и не умирает для себя; живет ли, умирает ли - для Господа живет и умирает. Потому такой человек имеет право заявить: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2.20).

http://pravpiter.ru/pspb/n224/ta010.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме