Постхристианство: греческий синдром

0
224
Время на чтение 4 минуты

Когда в первый раз оказываешься в Греции, невольно поражаешься как бы разлитой повсюду церковности. И дело здесь не в обилии храмов, как новых, так и древних, и даже не в добром отношении почти каждого встречного к человеку в рясе (недаром греки про себя так и говорят: мы рясу чтим!), и даже не в том, что полуобнаженная девушка в трамвае, проезжая мимо храма, вдруг начинает производить какие-то странные движения рукой, отдаленно напоминающие крестное знамение. На первый взгляд кажется, что мощь православной традиции, вне которой грек едва ли осознает себя потомком великих ромеев, незыблема и по сей день. Когда же узнаешь, что в школах так называемые «религиозные уроки» обязательны для всех, духовенство получает зарплату от государства, а крупные церковные праздники - нерабочие дни, просто дух захватывает. Вот она, православная цивилизация, вот она, победа Креста над миром сим, вот где сохранились и по сей день остатки Великой Православной Империи!..

Для русского человека с изнасилованным коммунистическим режимом сознанием такое восторженное впечатление неудивительно и вполне естественно. У кого-то это яркое впечатление остается на всю жизнь призмой, сквозь которую воспринимается все, связанное с Грецией, у других восторг постепенно вытесняется соответственно мере погружения в реалии греческой жизни. Последний гвоздь в гроб с мифом «исключительного греческого благочестия» вбивает случайно оказавшийся на лаврской службе заезжий эллин, с искренним ужасом в глазах рыскающий по сторонам, чтобы дать ослабу ногам, не привыкшим к такому молитвенному столпничеству...
Чем ближе знакомишься с вполне искренним греческим гостеприимством, тем лучше понимаешь, что при всех невиданных для нас открытости и радушии попытка глубже понять душу другого встречает вполне пружинистый отпор. Внешняя открытость - это даже не искренне-фальшивая американская улыбка, на которой просто написано: «Купи мое - и пошел вон!» Это совсем другая улыбка - улыбка-как-установка-по-жизни: в ней снисходительность и требование благодарности.

Есть такая греческая пословица: «На перстне Вселенной сапфиром сияют Афины». Масштаб греческого самоощущения - вселенский, и никак не меньше. Едва ли какому-нибудь китайцу или даже американцу придет в голову сделать подобную идею народной поговоркой. Хотя бы только потому, что и Америка, и Китай, да и Россия - будем надеяться! - все-таки еще не превратились в музейный экспонат. Саморефлексия же греков, точнее, доводящая до самозабвения медитация над тем, как много они - точнее, их далекие как-бы-предки - дали цивилизации, породила тенденцию совершенно уникального отношения нынешних поколений эллинов к остальному миру. Это отношение заискивающе-маниакальное.

Но самое печальное, что приходится видеть, - это постепенное превращение в музей и православной традиции как таковой. Как-то раз один из моих знакомых так, между делом, вдруг спросил: «Отче, а может мне уже и поисповедоваться стоит?» Курьезность этого вопроса в том, что этому рабу Божьему уже под пятьдесят, он регулярно ходит в храм, где на Пасху и Рождество традиционно причащается, а вот на исповеди он при этом за всю свою жизнь не был ни разу. Быть может, это частный случай, но, боюсь, характерный. Когда мы в первый день Великого поста, который в Греции является государственным выходным, отправились в храм бить поклоны, то с изумлением застали там трех пожилых женщин и окончание службы. А народ жарил шашлыки на горе и запускал воздушных змеев.

В последние годы все чаще слышно о нарастающем противостоянии между государственными структурами Греции и Церковью: финансовые скандалы, требование убрать преподавание основ веры из школы, лишить духовенство государственной субсидии и многое другое. Все это не более чем попытка зафиксировать формально уже давно происходящую маргинализацию Церкви, ее постепенный уход, точнее, вытеснение из самых широких слоев общественной жизни. Церковь вроде бы и присутствует везде - но это присутствие недейственно, нежизненно; оно проигрывает вездесущему соблазну жить красиво за счет других. Тем более что они - должны! Если не произойдет какого-то решительного перелома в сознании греческого общества, мы можем стать свидетелями появления самого жуткого по своей гротесковости музея-заповедника, где неспособные к самостоятельному выживанию будут висеть ненавистным бременем «на шее» всей постхристианской Европы.

Единственное место, где до сих пор ощущается непрерывность греческой православной традиции, - это монастыри, и в этом их уникальность. Многие проблемные явления, которые для нас могут быть предметом дискуссии, для монашествующих Греции давным-давно решены однозначно. Например, допустимость для монаха владения каким бы то ни было имуществом, контактов насельников с внешним миром, пребывание лиц другого пола в стенах обители в качестве наемных работников и многое другое. Монастыри всегда были своеобразным «хребтом» православной веры - и как печально наблюдать, что сегодня этот хребет все более и более выделяется из общего тела церковной жизни, в то время как мышцы дряхлеют и убывают. Чем сильнее общий вектор движения государственной машины ориентирован на растворение в единой Европе, тем явственнее непримиримая позиция монашествующих по целому ряду вопросов. Мера жесткости в отстаивании иноками своих исконных и законных прав на полноценную христианскую жизнь порождает соответствующую реакцию общества, разделяя его на тех, кто с «миром сим», и тех, кто с монахами. В итоге - давно знакомая нам песня о том, кто на самом-то деле мешает обществу построить свое заветное «светлое будущее»...

Впрочем, быть может, активная фаза «греческого синдрома» послужит хотя бы для нас, русских, предостережением не пытаться снова превратить себя в (n+1)-й Рим со всеми вытекающими? Чтобы не последовало за «греческим» и «нового русского синдрома»...

Фото Аллы Стецун и Владимира Ештокина
Автор: ВЕЛИКАНОВ Петр, протоиерей,
проректор по научно-богословской работе МДА,
главный редактор портала Богослов.ru

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4620

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08