Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Место, где люди чувствуют себя очень близкими к Богу

Архиепископ  Пимен  (Зайня), Православие.Ru

23.08.2010


Беседа с архиепископом Пименом Сучавским и Рэдэуцким (Румынская Православная Церковь) …

На севере Румынии, вдоль границы с Украиной, расположена Сучавская и Рэдэуцкая архиепископия. Здесь находятся расписанные снаружи и внутри потрясающими фресками красавцы-монастыри с 500-летней историей, венчающие изумительную красоту местных пейзажей, где живут простые труженики-молитвенники. Уже более 20 лет этой епархией управляет архиепископ Пимен (Зайня). Владыка, начинавший экскурсоводом в обители Путна и знающий епархию как свои пять пальцев, рассказал сайту «;Православие.Ру» об этом удивительном месте и его жителях.

* * *

- Владыка, вы больше 20 лет управляете епархией. Какое качество более других необходимо архиерею?

- Во-первых, нужно постоянно осознавать себя монахом. Монах - это человек терпеливый, пребывающий в молитве, осознающий близость свою с каждым. Архиерею нужно быть молитвенником за всех, и при этом ему надо следить за состоянием всех монастырей и приходов епархии. Монастыри и приходы должны иметь хорошую материальную основу, чтобы иметь возможность помогать бедным и нуждающимся. Потому что иногда беда приходит внезапно в виде наводнений и прочих природных невзгод, и люди оказываются не только без крова, но и без самых необходимых вещей. Кроме того, монастыри и приходы должны помогать воспитывать детей в Православии. Еще очень важный момент - это помощь молодым семьям, чтобы они могли вырастить всех детей, сколько бы их ни послал им Господь.

- В вашей епархии находятся одни из самых красивых монастырей Румынии, которые более других посещаются паломниками и туристами. Если вспомнить в этой связи слова Спасителя: «Вы есть свет миру», то какой свет несут эти монастыри?

- Это свет постоянной благодати присутствия Господа через ктиторов-строителей этих монастырей. Они были людьми с непоколебимой верой, молитвенники, делали добро всем людям. Они создали красоту и благолепие этих монастырей такими, как этому учит святая православная вера. Красота и великолепие этих монастырей проявляются не только в их внешнем виде, но и в святости их строителей, и в святости жизни тех, кто изображен на фресках.

Кроме того, особенная архитектура этих церквей создает атмосферу, приближающую человека к Богу.

- Что вы скажете о находящемся на территории епархии духовном центре румынского народа - монастыре Путна - месте, где покоятся святые мощи Cтефана Великого - основателя государства?

- Да, Путна - это и духовный, и культурный центр. Это место, где люди назидаются духовно, потому что именно в этом месте они чувствуют себя очень близкими к Богу. И это происходит не потому, что гиды хорошо рассказывают об истории святой обители, и не из-за поучений монахов, а потому, что люди носят в своем сердце образ Господа. И это позволяет им чувствовать присутствие Бога. И это присутствие чувствуют не только румынские верующие, но и православные из других стран, и даже иноверцы и атеисты.

Однажды, очень давно, когда я сам еще работал гидом в Путне, на литургии в монастыре присутствовала семья французов. Жена была православной, а муж - атеистом. Я спросил после службы этого француза, понял ли он что-нибудь? Он ответил, что чувствовал что-то.

Также еще в коммунистическое время один журналист из Германии совершал паломничество по монастырям епархии. Особенно ему понравилась Путна. Я разговаривал с ним, он задавал много вопросов, некоторые из которых были не особенно уместными для коммунистического времени. Так, он спросил, можем ли мы принимать в обители атеистов. Я ему ответил, что мы, конечно, приняли бы и атеистов, но у нас нет столько места, чтобы их всех вместить. Тогда он спросил: «Почему правительство Румынии не разрешает атеистам бывать в монастырях?» Я ему ответил, что если атеист попадает в монастырь, особенно в Путну, то он приходит потом сюда еще не раз, потому что начинается возвращение к вере христовой.

- Владыка, а какие сейчас отношения между Румынской Церковью и государством?

- Сейчас Церковь следует словам апостола Павла и уважительно относится к тем законам, которые принимает государство. Но это лишь до тех пор, пока власть не идет против Церкви и веры Христовой.

- Здесь, в Румынии, замечаешь, что архиереи очень доступны для обычного общения. И люди, знающие вас, владыка, рассказывали, что вы часто общаетесь с простым народом при посещении монастырей епархии. О чем чаще всего идет речь во время таких разговоров? Какие вопросы задают вам верующие?

- Христиане не задают вопросов. Они хотят только одного - чтобы им положили руку на голову и благословили. Вопросы задают люди, которые не имеют мира в душе, а пребывают в разладе с Богом и не вернулись к Нему. Больше всего вопросов задают сектанты, особенно если православные говорят им какие-то правильные вещи или отвечают на их поддевки с позиций православного вероучения. От них также часто можно слышать фразу «Я хорошо ему ответил?!»

- Очень радостно было видеть, какие сыновние чувства испытывали люди, пришедшие встретить прибывшего в Путну на праздник Успения патриарха.

- Если у вас будет возможность попасть в Сучаву в престольный праздник - день памяти праведного Иоанна Сучавского, то вы увидите, как толпится народ, чтобы просто прикоснуться к священнику или епископу. Раз в один из таких праздников некая верующая не имела возможности дотронуться до прибывшего на праздник митрополита. Тогда она взяла свой платок и перекинула его через головы других верующих, чтобы он коснулся митрополита. И когда она дернула его назад, то платок зацепился за крест на митре и сорвал ее с головы архиерея. Сдерживающие народ иподиаконы стали извиняться перед владыкой, что не смогли его защитить. Тогда митрополит поблагодарил Бога за то, что народ так тесно окружает его, потому что если бы было иначе, то он не был бы нужен здесь, на земле. Через какое-то время в день памяти праведного Иоанна Сучавского приехал другой митрополит, и я его предупредил, что будет большая давка, потому что народ таким образом пытается и душевно приблизиться к архипастырю; рассказал я и происшедший случай. Тогда владыка решил вот что: он освятит воду, а я должен был попросить всех достать свои платочки, чтобы мы их окропили святой водой. Я высказал ему свое сомнение в том, что у него получится задуманное. И действительно, стоило ему только сделать шаг навстречу людям, как его сжали словно тисками. Вот это пример той особенно яркой веры, проявляющейся у людей нашей области, которая граничит со славянской территорией. Здесь самая высокая душевная чувствительность (при этих словах на глазах владыки показались слезы. - И.З.). Здесь вера постигается и умом, и сердцем. И эта особенность наших местных верующих объясняется влиянием Русской Церкви. Конечно, такая чувствительность и у русских верующих, и у румын происходит от действия Святаго Духа. Но русским православным больше присущ особенный напор в их вере, они - яркая иллюстрация евангельских слов, что Царство Небесное силою берется.

- Владыка, что бы вы хотели пожелать читателям сайта «;Православие.ру»?

- Пусть как можно чаще бывают в храме, исповедуются, причащаются, неукоснительно следуют словам духовника, помогают нищим. Пусть исполняют слова Христа: «Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35-36).

 

Беседовал Игорь Зыбин

 

http://www.pravoslavie.ru/guest/38791.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме