Душа его горела священным пламенем...

0
364
Время на чтение 10 минут

Святой праведный Иона Атаманский (1855-1924), одесский чудотворец, - один из православных подвижников XX в. Память его отмечается 30 мая (17 по ст. ст.), но мы вспомним святого теперь, в дни, когда его светлое имя было произнесено в числе хранителей Одессы наряду со святителем Иннокентием (Борисовым) и Кукшей Одесским. О них во вдохновенной речи говорил митрополит Одесской епархии Агафангел по окончании освящения возрожденного Спасо-Преображенского собора 21 июля с.г., состоявшегося в рамках визита на Украину Патриарха Всея Руси Кирилла.

Старец в миру, святой праведный Иона был настоятелем портовой Свято-Николаевской церкви. Наверное, за всю историю Одессы не было более известного приходского священника. Его духовная жизнь была столь высока, что великие киевские подвижники того времени говорили о нем, белом священнике, имевшем много детей и внуков: «Мы, монахи, его не стоим. Он намного выше нас». Когда южане приезжали к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, тот говорил: «Зачем вы трудитесь приезжать ко мне? У вас есть отец Иона». Между ними, этими двумя светильниками, были взаимная любовь и почитание. Святой праведный Иоанн прислал святому праведному Ионе в подарок чудное белое облачение с отделкой василькового цвета. Отец Иона очень любил это одеяние.

Пастырское служение святого праведного Ионы (Атаманского) выпало на тяжелый период отечественной истории: русско-японская война 1905 г., восстание на броненосце «Потемкин», Февральская революция и октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война 1918-1920 гг., голод, разруха, автокефальный и обновленческий расколы в Церкви, гонения на Православие со стороны советской власти.

Старец Иона окормлял не только Свято-Михайловский монастырь, находившийся в городе, но и Благовещенский, располагавшийся в 25 верстах от Одессы. Старец любил его и называл «мое Благовещенское чадо». Монахиня этого монастыря матушка Онуфрия, в мантии Антония Журова, рассказывала: «Однажды приходит в монастырь женщина и спрашивает: «А кто здесь отец Иона?» Когда ей объяснили, она рассказала свой сон. Явилась ей покойная мать и сказала: «Все забыли о нас, никто не молится, не посещает. И только отец Иона проездом навестил нас, и мы получили великое утешение».

Оказывается, действительно святой праведный Иона, проезжая мимо старого заброшенного кладбища, был тронут жалким его видом и остановился там помолиться.

Бывая в Благовещенском монастыре, старец часто предупреждал сестер: не подходить к нему, если внезапно увидят его присутствующим на Богослужении. В эти моменты он непостижимым образом, «в теле или вне тела», посещал любимую свою обитель.

В последние годы жизни, предвидя будущие скорби, праведный Иона в храме Благовещенского монастыря сказал: «Я вижу 200 венцов мученических над сестрами». Действительно, впоследствии безбожной властью были замучены 200 монахинь.

В январе 1920 г. в ответ на предложение эвакуироваться за границу вместе с последними подразделениями Белой армии он сказал: «Да разве я могу в такое страшное для всех время оставить свой пост, свою паству? Это было бы непростительным грехом».

В 1921 г. Свято-Никольский храм лишился значительной части своего имущества, а настоятель подвергся аресту. Но в защиту своего пастыря выступили рабочие и крестьяне, поднялся такой шум, что власти вынуждены были его выпустить.

Тяжелая болезнь, уремия, приблизила кончину старца, и 17 мая 1924 г. праведник отошел ко Господу.

После смерти особым почитанием стала пользоваться комната, где святой праведный Иона провел последние дни своей жизни. Это была маленькая узенькая спальня, где стояли кровать, кресло, в котором скончался праведный Иона, и простой деревянный шкафчик, в котором под стеклом находилось много икон.

На 20-й день после смерти во время посещения этой спальни почитателями ребенок одного из них, указывая на кресло, сказал: «Дедушка сидит». А прибывший издалека священник, опоздав на похороны и прибыв уже в темное время суток, увидел над могилой святого праведного Ионы двух ангелов.

Годы служения

Протоиерей Иона Моисеевич Атаманский родился 14 сентября (27 по н.ст.) 1855 г. (а по данным протоиерея В. Чемены - в 1852 г.), в день Воздвижения Честнаго Креста Господня в Одессе, в слободке Романовке. Отец его, Моисей Фролович Атаманский, был диаконом городского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Моисей Фролович умер, когда мальчику было 3 года (по данным митрополита Вениамина - 7 лет). Вскоре умерла и его мать Гликерия. Она желала, чтобы сын пошел по пути отца, поэтому с раннего детства отдала его прислуживать в храме. Умирая, мать благословила его следующими словами: «Хочу, чтобы ты был добрым пастырем».

Оставшись круглым сиротой, отрок многие дни и ночи проводил на кладбище у могилы родителей. Мальчик собирал цветы и плел венки для украшения их могил. Голодный ребенок не имел приюта нигде, кроме кладбища, но жестокий сторож избил его и прогнал. Мальчик стал скитаться по приморским улицам, питаясь остатками пищи, которые находил в мусорных ящиках.

Его приютили родственники, однако отрок не переставал чувствовать себя сиротой. Мать часто являлась ему во сне и утешала его. Однажды во сне она запретила ему плыть пароходом из Одессы. Мальчик послушал мать и остался в городе, а пароход в этот день затонул.

После окончания школы мальчик продолжал обучение в духовном училище. Преподаватели отмечали его хорошие способности и прекрасный голос, которым он украшал церковный хор. Отрок никогда не переставал молиться Богу, иногда даже засыпал во время молитвы. Известен случай, когда изнуренный мальчик заснул с горящей свечой в руках и проснулся от того, что на нем загорелась куртка. С ожогами был отвезен в больницу.

По окончании обучения Иона женился на Анастасии. В этом браке родилось девять детей: три сына - Иосиф, Аркадий, Иоанн и шесть дочерей - Вера, Надежда, Любовь, София, Мелания, Мария.

В 1884 г. отец Иона был рукоположен во диакона, а через два года за благочестие и добрую жизнь - во священника. Преосвященный архиепископ Никанор (Бровкович), рукополагавший отца Иону, говорил окружающим: «Берите благословение у отца Ионы, это будущий добрый пастырь, и я чувствовал на нем особенную благодать. Душа его горит священным пламенем...»

С 1897 г. началось служение праведника в Свято-Успенском храме Одессы (ныне кафедральный собор, и именно с посещения этой церкви начался патриарший визит в Одессу в 2010 г.). Прихожане ловили каждое слово о. Ионы. Он вдохновлял всех своим служением и проповедью. Верующие чувствовали в нем великого молитвенника. Дом о. Ионы был открыт для всех скорбящих и обездоленных, и никто не уходил от него неутешенным. Всех своих духовных чад праведник знал по имени, всех умело направлял, а особенно покровительствовал сиротам, многих кормил, одевал. Был со всеми ласков, внимателен.

Дома он молился непрестанно. Особенно была сильна его молитва в полночь. Во время бури о. Иона всегда был в храме и молился за находящихся в море. Ночью совершал полунощницы, читал акафисты. Тот, кто бывал на этих ночных молитвах, никогда не мог забыть эти трогательные богослужения.

Став в 1901 г. настоятелем портовой Свято-Николаевской церкви, отец Иона раскрыл всю полноту своей боголюбивой, милосердной души. Однажды привели к нему бесноватого, и больной стал кричать. Батюшка после молитвы сказал духу: «Выйди из него!» «Я страшный»,- отвечал бес. «Праведник тебя не боится, а грешный не увидит!» - говорит опять о. Иона. После третьего повтора бес вышел. За изгнание бесов враг жестоко мстил семье о. Ионы. Стоило ему изгнать беса, как в доме происходил пожар без всякой видимой причины. Измученная семья не любила, когда приводили бесноватых для исцеления, зная, что снова будут беды.

Враг мстил о. Ионе и через его родных детей. Почти всю жизнь они терпели скорби - их изгоняли из школы, у них были несчастливые браки и др.

Много горя принесла ему его родная дочь София. Скорбя о ее душе, перед своей смертью он сказал: «Я вымолю тебе у Бога мучительную смерть для покрытия твоих грехов и для спасения». Впоследствии она сошла с ума и попала в дом умалишенных. Когда пришли немцы, они расстреляли ее вместе с другими психически больными.

Отец Иона прекрасно пел и сам сочинял трогательные напевы на многие духовные песнопения. Им были написаны ноты к службе Успению Божией Матери. Но особенно неизгладимые впечатления оставляли у прихожан его очень благолепные и необыкновенно благодатные богослужения.

Однажды его духовная дочь была свидетельницей силы его молитвы. В день праздника Нерукотворенного образа Спасителя по окончании обедни батюшка в облачении сошел с солеи, подошел к большому образу Нерукотворенного Спаса, стоявшему в храме с правой стороны, и опустился пред ним на колени со словами: «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий!» В этот момент лик Христа Спасителя сделался совершенно живым, сияющим.

Великий пост батюшка проводил очень строго: не вкушал ничего, часто причащался, никуда не отлучался из церкви, даже домой. Изредка только выходил в находившуюся рядом с алтарем комнату, куда никто не имел доступа, кроме него. В ней помещался огромный, во всю стену, образ преп. Серафима Саровского, которого о. Иона очень чтил.

Один афонский инок говорил об о. Ионе: «Сердце мое наполнялось при его присутствии неизреченным миром и неизъяснимой радостью».

Очевидец писал: «Отец Иона погружает крест в воду и из креста льет воду в рот и на голову бесноватой. И - чудное дело! - бесноватая успокоилась, присмирела и встала в сторону. Я заметил, что крест у о. Ионы из кипарисового дерева, обложен по сторонам каким-то вызолоченным металлом, в подножие вставлена частица Животворящего Креста Господня. В середине креста есть пустота, в которую набирается вода и маленькими струйками льется чрез нижний конец креста. Богомольцы раскрывают рот и о. Иона льет воду из креста в рот и на лицо всем присутствующим в храме. После этого все прикладываются к кресту, и о. Иона окропляет их святой водой.

...Не могу передать благоговейного чувства в этот момент, только скажу, что даже закоренелый грешник придет в умиление от такой молитвы всей церкви. Недаром говорят, что нигде не помолишься, как у о. Ионы... Мне казалось, что я очутился в святой первохристианской семье, которая во главе со своим отцом пела победные, священные, великие гимны. По окончании трапезы и молитвы я вышел вслед за о. Ионой во двор. По дороге о. Иону останавливали богомольцы с разными просьбами. Вот мать подводит дочь и просит благословения на поступление в монастырь. Далее поджидает вдовица с сиротами. Там стоят с письмами какие-то дальние приезжие. Всех выслушивает батюшка, никого не оставляет без слова утешения. Я после узнал, что без благословения о. Ионы никто из его почитателей не начинает никакого важного дела или предприятия. Мне не хотелось уходить отсюда. Казалось, я бы остался здесь навсегда, до конца дней моих...»

В начале японской войны 1905 г. одесскому праведнику было следующее видение: он увидел Крест, на Кресте - Распятый Христос, а под Крестом сидел японский микадо.

Во время бунта на броненосце «Потемкин» погиб матрос Вакуленчук. Градоначальник Одессы запретил его похороны. Тогда матросы броненосца направили жерла пушек на город и послали делегацию к отцу Ионе. Праведник, несмотря на болезнь, отправился к городскому главе и уговорил его разрешить похоронить матроса. Затем совершил отпевание. Однако земле мятежного матроса предали за оградой кладбища.

Однажды в Одессу приехала крестьянка и привезла к знаменитому окулисту проф. В.П. Филатову двухлетнего сына, слепого от рождения. Но Филатов объяснил матери, что излечить ребенка не может и что наука вообще в данном случае бессильна. Огорченная мать пошла к о. Ионе, и батюшка обещал помолиться. Девять ночей простоял на молитве, служил непрерывно молебны и акафисты, а на десятый день ребенок на руках матери прозрел. Случай этот наделал в городе много шума. Советская власть устроила следствие и показательный суд. На суд вызвали Филатова. Отцу Ионе инкриминировали обман и шантаж, но профессор Филатов твердо заявил, что это именно тот ребенок, которого он не брался излечить, и признал факт чуда. Судьи порочили Филатова, стыдили его и говорили: «Как можно допустить здесь чудо?» Но профессор твердо стоял на своем, и суд окончился ничем.

После еще одного аналогичного случая Филатов стал посещать о. Иону и сделался его другом. Когда спрашивали его, как он нашел способ пересадки тканей, он отвечал: «При помощи молитв о. Ионы».

Похороны святого праведного Ионы были грандиозными. Отдать последний долг почившему пастырю в порту собралась вся верующая Одесса. Чтобы уменьшить число желающих присутствовать при погребении, власти перенесли день похорон с воскресенья на понедельник. Но это было бесполезно - вся громадная Потемкинская лестница, внизу которой находились церковь св. Николая и дом, где батюшка жил, были густо заполнены людьми. Рабочие просили задержать вынос тела до 4-х часов вечера, окончания трудового дня. Толпа народа плавно поднялась за гробом по каменной лестнице на Ришельевскую улицу, где все балконы и окна были заняты людьми. Вблизи церквей и на перекрестках улиц служились литии. Гроб, крышку и дубовый крест портовые рабочие, несмотря на дальнее расстояние, несли на руках - от Свято-Николаевского храма к кладбищу на Слободке.

Выбор места захоронения сделал сам о. Иона. Он запретил хоронить себя в портовой церкви, предвидя ее разрушение. «Церковь разорят, храма этого не будет,- говорил священник и заповедал похоронить себя у могилы родителей, среди природы, которую он очень любил.- Храма не стройте, похороните около родных, чтобы птичка могла пропеть надо мной».

Могила о. Ионы до сих пор является местом молитвы для всех, хранящих память о нем. У иконы теплится лампада. Почитатели о. Ионы в дни его именин, смерти, праздничные и поминальные дни стекаются к его могиле, ища здесь молитвенной помощи у покойного батюшки и получая ее. Как в прошлые десятилетия, так и ныне совершаются дивные чудеса по молитвам праведника Ионы.

Портовая Свято-Николаевская церковь, настоятелем которой долгое время был протоиерей Иона Моисеевич Атаманский, после октябрьского переворота действительно была уничтожена. Но пришло время, когда вместе с реконструкцией морского вокзала возродилось новое здание Свято-Николаевской церкви.

Красноречивая надпись внутри храма гласит: «В лето 1993 года Преблагий и Премилостивый Христос Бог наш вложи во ум благий совет рабу своему Николаю Павлюку дабы устроити церковь каменную в честь Святителя Чудотворца Николая. По вере же его и по тщанию его к святителю привезе мастеров италийских и украси ю паче иных. Благодатию Пресвятого и Животворящего Духа освятили ю Блаженнейший Владимир Метрополит Киевский и Всея Украины, Высокопреосвященнейший Агафангел Метрополит Одесский и Измаильский в лето 1994 года месяца октября, двадцатого дня, в день прославления иконы Божьей Матери "Умиление"». Храм освящен в честь св. Николая Мирликийского - покровителя моряков и путешественников. Автор проекта - одесский архитектор Владимир Калинин.

В 1995 г. Священный Синод УПЦ канонизировал для местного почитания трех святых: святителя Луку (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского, преподобного Иоанна Святогорского, затворника и пламенного молитвенника, а также протоиерея Иону Атаманского.

Величаем, Величаем тя, святый праведный отче наш Ионо, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего!

http://odnarodyna.ru/articles/14/1479.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35