В последние дни выпуски новостей все более напоминают сводки с фронта. Лесные пожары погубили десятки людей и оставили без крова тысячи. Немедленная помощь требуется огромному числу людей. В Дивеевском монастыре, затянутом дымом от окрестных пожаров, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве: "Я призываю всех верных чад Русской православной церкви объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю... Те, кто в силах, должны стать добровольцами и принять участие в тушении лесных пожаров. Пастыри должны каждую минуту быть рядом со своими пострадавшими прихожанами: утешать, наставлять, помогать, горячо молиться. И каждый человек, считающий себя православным, не может не поделиться тем, что у него есть, с людьми, которые потеряли все".
По благословению Патриарха в ближайшие два воскресенья по всем храмам Русской православной церкви продолжатся сборы в пользу пострадавших от пожаров. Нередко приходится слышать: "Ну чем я могу помочь? На это есть государство, правительство, бизнес, который наконец должен стать социально ответственным". Действительно, в советские годы милосердие было намеренно изъято из общественной жизни нашей страны. Считалось, что помощью нуждающимся должно заниматься государство. И это правильно, только такая помощь не является благотворительной. Власти не занимаются благотворительностью, они решают проблемы жизнеобеспечения своих граждан, в том числе и пострадавших от стихии. Но утешить плачущего, пожалеть, выслушать человека, попавшего в беду, государство не сможет. Само слово "милосердие" отсутствует в Конституции и других законодательных актах, потому что милосердие - это поступок человеческого сердца, вызванный исключительно нравственными мотивами. Или, как говаривал Глеб Жеглов в фильме "Место встречи изменить нельзя": "Милосердие - поповское слово" (кстати, книга, по которой написан сценарий фильма, так и называется - "Эра милосердия"). Для христианина помощь ближнему является (по крайней мере, должна быть) естественной внутренней потребностью. "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне", читаем мы в Евангелии.
Историк Василий Ключевский в публичной лекции, прочитанной в пользу пострадавших от неурожая 1892 года в Поволжье, точно указал традиционный мотив благотворительности на Руси: "...Когда встречались две древнерусские руки, одна с прось-бой Христа ради, другая с подаяньем во имя Христово, трудно было сказать, которая из них большие подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обеих". Вряд ли эти слова стали сегодня менее актуальны. Нужно понимать, что в основе подобной деятельности лежит не отчисление определенной суммы "на благотворительные нужды", а искреннее желание помочь страдающему человеку.
Синодальный отдел по благотворительности, который возглавляет архимандрит Пантелеимон (Шатов), опубликовал на своем сайте список самого необходимого погорельцам. В нем постельное белье, одежда, посуда, консервы. Они нуждаются в обычных вещах и в сочувствии. В епархиях, на территории которых бушуют пожары, созданы рабочие группы, изучающие ситуацию и организующие адресную помощь. Столь активная благотворительная работа на общецерковном уровне может сравниться лишь с деятельностью Церкви в годы Великой Отечественной войны, когда на пожертвования верующих была построена танковая колонна, получившая имя святого Дмитрия Донского.
Нельзя забывать, что делами милосердия мы помогаем не только нуждающимся в помощи. Мы помогаем и себе, состраданием отогревая сердце от ледяной пелены равнодушия. И всему нашему обществу, ведь чем больше людей оказывает помощь ближним, тем сложнее упрекнуть страну в безнравственности и черствости. Еще вчера система помощи держалась на крупных пожертвованиях бизнесменов. Кризис изменил ситуацию. Благотворительность закончилась. Но милосердие продолжается. Давайте помогать друг другу, преображая свою душу и мир вокруг себя. Приближая Эру милосердия.