Массовое возложение цветов, зажженные свечи и слова прощания возле станции метро «Чистые пруды» стали поводом для споров в обществе. Огромное количество болельщиков, пришедших почтить память незнакомого человека, появление на трибунах ряда российских клубов баннеров «За что убили Юру Волкова?», наклейки с тем же вопросом в метро - всё это было названо в либеральной прессе и либеральными комментаторами лицемерием. И объяснение, что на месте Юрия мог оказаться любой простой москвич или приезжий славянской внешности, не понравившийся гордому гостю с Кавказа, не кажется убедительным.
Убийство, конечно, налицо, но, во-первых, по мнению либералов, подчеркивать, что подозревается в нем житель одной из кавказских республик, захвативший в поездку по Москве охотничий нож, почему-то некорректно, а во-вторых, если погибший являлся русским, да еще и фанатом «Спартака», то преступление преступлению рознь. Как отдельные правозащитники, так и рядовые адепты либерально-интеллигентской мысли настаивают, что «футбольный фанат - не человек», что оплакивать его могут только подобные ему отморозки, мешающие нормальным гражданам ходить на футбол, ибо создают опасную обстановку на трибунах, а главное, что, как и большинство фанатов, Юрий Волков придерживался экстремистских взглядов, а следовательно, сам мог спровоцировать убийцу. И выходит, что безобидные чеченцы действовали в рамках самообороны, решив атаковать с ножом компанию русских парней и девушек, возвращавшихся с концерта тем роковым вечером.
Похоже на неудачную шутку, однако на какую-то часть населения страны это действует, и те, кто только ищет повод сказать «моя хата с краю», с облегчением отмахиваются: нет, все-таки с каждым такое не случилось бы, не такие уж опьяненные безнаказанностью у нас «гости», да и нет у преступности национальности. Зато у крайнего она всегда есть - русский, но чтобы убедительнее звучало перед широкими массами, он непременно оказывается фашистом, нацистом, членом экстремистских группировок и т.д. И чем больше происходит столкновений футбольных фанатов с горскими народами, тем активнее народу вбивается в голову стереотип: фанат - это почти что скинхед. А, следовательно, если что-то происходит, то исключительно по вине оголтелых болельщиков. Поскольку дело Юрия Волкова уже у всех на слуху, то его и стремятся подать в том же свете.
Фанатское движение в России - это тема целой диссертации, ибо это больше чем субкультура, социальное или политическое явление, для многих его участников - больше, чем увлечение, для кого-то - жизнь. Миллионы людей с головой отдаются футболу, но при этом футбольные фанаты остаются темой для многочисленных споров, чаще - предметом осуждения. У движения своя история, особенно богатая у болельщиков ФК «Спартак» и ЦСКА, «Торпедо», питерского «Зенита» и московского «Динамо». Тысячи фанатов регулярно посещают стадионы, поют песни в поддержку клубов, ездят в другие города на игры своей команды. При этом их сопровождают многочисленные наряды милиции, ОМОНа и батальоны внутренних войск. Оказываясь вместе, фанаты представляют собой грозную и сплоченную силу (по крайней мере внешне), что вызывает страх у окружающих.
Какова же на самом деле связь футбольных фанатов с главным бичом России по мнению тех же кавказцев и правозащитников - скинхедами? Если оторваться от стереотипов, то выясняется, что по большей части ее просто нет. Среднестатистический обыватель видит современного футбольного фаната бритоголовым молодчиком в бомбере и тяжелых ботинках, либо ПТУшником в спортивном костюме и шарфе, малообразованным, примитивным и крайне агрессивным, беря устоявшиеся образы из 90-х и 80-х годов прошлого века. И тому и другому приписывается «пещерный расизм» и совсем не кухонный антисемитизм на фоне постоянного стремления к разрушению.
После громких дел с нападениями на иммигрантов и погромов рынков в конце 1990-х-начале 2000-х в СМИ между скинхедами и футбольными фанатами начали ставить знак равенства. В результате впечатлительные люди и сейчас обсуждают бесчинства фанатов, о которых так много слышали, но сами никогда и не видели. Не видели, потому что не в силах предположить, что сидящий за соседним компьютером улыбчивый парень, молодой начальник отдела или системный администратор того же офиса окажется футбольным фанатом. К активным любителям футбола могут относиться не только тысячи студентов, но и преподаватели, сотрудники крупных компаний, работники государственных структур, словом, представители совершенно разных профессий и социальных групп. У молодых групп фанатов действительно существует свой дресс-код, но по нему они скорее узнают друг друга, чем выделяются из толпы. В итоге внешне для незнающего человека фанат почти никак не отличается от окружающих, разве что более аккуратным стилем молодых людей на уровне других субкультур.
Если перейти к политическим взглядам или мировоззрению в целом, то следует отказаться от обобщений, коими пользуются нынешние создатели стереотипов. Если основная масса скинхедов - сторонники национал-социалистических идей, жаждущие смены власти путем национальной революции, готовящие себя к этому ведением здорового образа жизни и активным занятием спортом (а какая-то часть уходит в подполье, посвящая себя радикальной деятельности), то с фанатами ситуация гораздо сложнее. С уверенностью можно сказать только одно - что 90% движения относится к патриотам своей страны. Но формы проявления и понимание любви к Родине сильно различаются в зависимости от личных взглядов отдельно взятого болельщика, его возраста, социального статуса и т.д. Посему заносить всех сразу в разряд фашистов весьма некорректно.
Определенная часть фанатов имеет «бритоголовое» прошлое и гипотетически может сохранять национал-социалистические воззрения, но в сравнении с общей численностью эта группа не так велика. Основное же число можно отнести к правым в классическом понимании русского национализма: с любовью к родному, православным и монархическим ценностям. Эти люди с радостью начнут перекличку «Русские - вперед!» с фанатским сектором противостоящей русской команды или проскандируют «Православные» во время игры с клубом из исламского региона. Они стремятся к единению на трибунах, к подъему национального самосознания хотя бы в собственной среде. Но основная направленность их действий - это футбол, а не борьба с инородцами, как у скинхедов, и потому даже крайне правые лозунги, прозвучавшие на трибунах, остаются лозунгами для подавляющего большинства болельщиков.
Кроме того, все больше современных фанатов поддерживают тезис «Футбол вне политики», отдаляя движение от того образа из 1990-х, которым пугают обывателя. Следовательно, если консолидация русской молодежи и происходит на трибунах, то все-таки в рамках пристрастия к любимой игре и клубным цветам, прежде всего, а не идеологиям, которые могут сильно различаться у стоящих рядом фанатов и самозабвенно скандирующих какую-нибудь «кричалку».
Остается последний аргумент, основополагающий для впечатлительной общественности: фанаты дерутся, а следовательно, могут напасть не только друг на друга, случайного прохожего, но и какого-нибудь мирно танцующего лезгинку чеченца, таджикскую девочку или беззащитного дагестанца. Не лишним будет напомнить, что, во-первых, драк на трибунах в России уже много лет нет, но молва продолжает упорно разносить слухи о неистовстве фанатов на стадионах, из-за которого добропорядочные граждане не могут привести на сектор жену или ребенка. Во-вторых, далеко не каждый фанат, бросающий угрожающие слова «кричалки» в сторону противоположной трибуны, на деле готов разбивать лицо противнику.
Регулярно выясняют отношения на кулаках только «футбольные хулиганы», собирающиеся в так называемые «фирмы» или «банды». Вопреки стереотипам драки происходят не на футболе, а перед или после матча, чаще всего в удаленных от глаз случайных прохожих местах. Хулиганы схлестываются стенка на стенку, словно продолжая старые русские забавы, где в честном бою выплескивают злость и приносят победу своим клубным цветам. Большинство членов «фирм» не пьют и не курят, активно занимаются спортом, чтобы с каждым разом лучше выступать на этом спонтанном соревновании. Говорить, что фанаты профессионально занимаются борьбой, чтобы потом забивать несчастных гастарбайтеров, уже пытались в отдельных недобросовестных газетах, однако это было бы явным преувеличением и неправдой. Преувеличением потому, что хулиганы являются небольшим сегментом из общего числа фанатов, а неправдой потому, что когда хулиганы «Спартака» и ЦСКА сходятся двумя группами по сорок человек и бьются на голых кулаках - это для них спорт, как и готовящие к этому тренировки.
Как показали события на Юго-Востоке Москвы 3 года назад, когда фанаты красно-синих договорились о такой же встрече с выходцами с Кавказа, предъявившими им какие-то претензии, о спорте уже не могло идти и речи: горцы были к честному бою не готовы и потому пустили в ход ножи, травматические и пневматические пистолеты. Фанаты и хулиганы в том числе все-таки остаются любителями и в какой-то степени участниками спорта, но никак не профессиональными борцами с инородцами, коими их сейчас пытаются представить. Если драка имеет место, то со своими, по своим правилам и ради своих клубных цветов.
Основная масса фанатов - балагуры, любящие свою команду и веселую жизнь. На первом плане для них романтика выездов, матчей с заклятыми противниками, совместные встречи, концерты тематической музыки и т.д. Просто помимо развлечений в их жизни занимает серьезное место свой кодекс чести и свои ценности, которые заставляют в определенные моменты объединяться и проявлять солидарность. Массовое возложение цветов к станции «Чистые пруды» - тому пример. И если вернуться к вопросу, может ли принадлежность к футбольным фанатам убитого служить поводом для рассуждений о каком-либо оправдании убийцы, то выводы должны напрашиваться сами. Призывали ли фанатские ценности красно-белого болельщика Юрия Волкова, возвращавшегося с друзьями после концерта, бросаться на троих чеченцев, и как это соответствовало бы лозунгу «Только Россия и «Спартак»? Наверно, вопрос останется риторическом, поскольку всё очевидно. Другие вопросы, кажется, важнее. Призывал ли кодекс чести фаната и лозунг «Один за всех и все за одного» закрыть грудью своего друга, когда горец атаковал его с ножом? Видимо, да. И этот же кодекс призвал фанатов других команд создать общественный резонанс вокруг бессмысленной смерти простого русского парня, заколотого в центре Москвы распоясавшимся от безнаказанности гостем столицы. И какой кодекс чести заставит, наконец, столь разобщенных русских людей объединиться и вернуть к себе уважение инородцев, вместо того, чтобы искать врагов друг в друге?
http://www.rv.ru/content.php3?id=8615