Под Киевом в Голосеевской пустыни в 1910 году было начато строительство дивного по красоте храма в честь чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный Источник»...
В 2010 году строительство храма «Живоносный Источник» в Голосеевской пустыни завершается; ведутся расписные работы.
Это разные храмы.
Первый взорвали в 1933-м. Между ними - пропасть, бездна, которую мы перешли. Или так кажется, что перешли...
Святитель
Филарет (Амфитеатров, †1857) Голосеевскую обитель называл Русским
Афоном. Накануне космической эры пустынь была превращена в пустыню. В
очередной раз как Батый прошёл... В этом великая тайна нашей судьбы, нашей
истории: после поругания святынь и чудовищных погромов вновь
возвращается на Русь милость Божия, поднимаются из праха храмы краше
прежних...
Череда народов и царств, сошедших с лица земли, неоглядна. Но Русь вновь и вновь является как бы уже из небытия, словно отражением не разрушаемого - сияющего небесного образа Святой Руси. Так было, так есть. А заглядывать в будущее - нам не с руки, да и страшно. Зачем нам старые преданья... Летописная история Голосеевской пустыни берёт начало в 1631 году, когда святитель Пётр (Могила, †1647) основал на этих лесистых холмах загородный скит Киево-Печерской Лавры и построил храм во имя вмч. Иоанна Нового, Сочавского. С тех пор Пустынь стала летней резиденцией Киевских Митрополитов - священноархимандритов Лавры. В 1764 году здесь появилась деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Обитель превратилась в важный хозяйственный центр - с фруктовым садом, мельницей, пасекой и липовой рощей. В XIX веке Голосеево украсилось каменным Покровским храмом (на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской), в обители появился летний дом Митрополитов - с домовым храмом прп. Иоанна Многострадального, гостиница для паломников; всего строений было - вместе с хозяйственными постройками - до десятка корпусов.
О дописьменной истории этой местности мы можем судить предположительно - как по словам преподобного Парфения Киевского (†1855), который не раз говаривал: «Здесь носится дух Преподобных отцов наших Печерских», так и по толкованию топонима. Преподобный, говоря о Пустыне, возможно, имел в виду не только первозданную молитвенную тишину. А топоним «Голосеево» учёные мужи хоть и трактуют двояко (лес сеян на голой земле; женщины голосили в монгольские времена) - в обоих случаях в названии присутствует эхо народных бедствий. «Голой» земля этих живописных холмов, орошаемых источниками, могла быть лишь после большого пожара... В наших святых - образ Святой Руси С 1895 года и до дня своей блаженной кончины 11 марта 1917 года в Пустыне подвизался иеромонах Алексий (в миру Владимир Шепелев), чудесный старец, известный в последние годы своей жизни всему нашему Отечеству.
Иеромонах Алексий Голосеевский
Родился
он в Киеве на Пасху 1840 года и до Пасхи 1853-го, 13 лет, был нем.
Житие преподобного Алексия содержит рассказ о его исцелении, о том, как
митрополит Филарет (Амфитиатров), дав после службы по обычаю поцеловать
отроку Владимиру крест, велел приложиться и к палице. «Когда Владимир с
благоговением поцеловал висящую на святителе палицу, владыка Филарет
громко сказал ему: «Христос Воскресе!» Но мальчик не ответил. Владыка
повторил своё приветствие, но ответа не было. Тогда святитель в третий
раз сказал: «Христос Воскресе!» - И, о, чудо! мальчик восторженно
ответил: «Воистину Воскресе!»
38
лет своей жизни преподобный Алексий провёл в Киево-Печерской Лавре,
исполняя различные послушания, служил ризничим в Ближних Пещерах и в
Великой церкви (Успенском соборе). «Должность ризничего на пещерах, -
говорится в его Житии, - для о. Алексия была одним из приятных
послушаний. Открывать по утрам раки преподобных, смотреть за чистотою
покрывал и гробов, в которых почивали св. мощи - это для отца Алексия не
составляло никакого труда, а доставляло одно духовное утешение... там он
забывал всё мирское и всегда, видя перед собою нетленно почивающих
угодников, невольно стремился к подражанию им».
В
Пещерах не раз ему доводилось сопровождать почётных паломников.
Наследник престола Великий князь Николай Александрович, будущий
Царь-мученик, впервые посетил Киев в августе 1895 года. Однажды он с
братом, великим князем Георгием Александровичем, неожиданно появились в
Лавре. Молодые Августейшие особы, по воспоминаниям, приехали «совершенно
инкогнито вдвоём, во время полуденного отдыха братии, и прошли через
Лавру на пещеры вовсе незаметно. На Ближних пещерах Августейшие
богомольцы вошли в комнату, смежную с алтарём главной пещерной церкви
Кресто-Воздвиженской...» Кто бывал в Лавре - знает эту комнату... При
поклонении мощам преподобного Иоанна Многострадального братьям были
поднесены бархатные шапочки, освящённые на главе святого, а две другие
были переданы в дар их Августейшим родителям...
Пророчество
Перед
тем как попасть в Голосеевскую пустынь, о. Алексий, после 38 лет
проведённых в Лавре, более четырёх лет подвизался в Преображенской
пустыни, в которой хоронили монахов Лавры. Об этом времени о. Алексий
говорит: «Это было самое лучшее время в моей жизни. Я там всегда помнил о
смерти».
Иеромонах Алексий Голосеевский
Благодаря святой жизни о. Алексия - через святителя Феодосия Черниговского - нам была открыта чрезвычайная важность поминания умерших на проскомидии. В 1896 году православная Россия с трепетом ожидала открытия мощей святителя Феодосия, более 200 лет нетленно почивавшего в Чернигове. Отец Алексий был приглашён на торжества. Ему, как человеку опытному (в Пещерах мощи святых переоблачались раз в год), было поручено переоблачение святителя. Совершив порученное, о. Алексий погрузился в молитву и был удостоен дивного видения. Житие повествует: «В великой славе предстал ему сам Угодник Божий и сказал: "Спасибо тебе за то, что потрудился для меня. Поминай на проскомидии моих родителей иерея Никиту и Марию". "Святитель Божий,- отвечал поражённый старец,- как же я, грешный, дерзну молиться о них, когда сам ты пребываешь в такой славе у Господа?" - "Поминай их при принесении Бескровной Жертвы, - снова повторил Святитель,- ибо это - выше моих молитв"». Имена родителей святого Феодосия тогда не были известны. Но через несколько лет «в одном из самых древних киевских монастырей - Выдубицком - был найден Синодик из рода Углицких и в нём собственноручная запись святителя Феодосия, бывшего в том монастыре игуменом, имён его родителей: иерея Никиты и Марии»... Сокровище Слава об отце Алексии, как о прозорливом старце быстро распространялась по России. Всех приходивших к нему отец Алексей встречал словами: «Сокровище моё...» Около дверей его голосеевской кельи «можно было встретить и священников, и монахов, и мирян... приходили и богатые и бедные, и знатные и не знатные, и учёные и необразованные, и заботящиеся о своём спасении и забывшие о том, как нужно угождать Богу... Но больше всего у келлии преподобного толпилась беднота, которую питал он не одним словом Божиим, но и хлебом насущным»... Принимал он в комнатушке «с изношенным деревянным полом и обветшалыми стенами...». Кому-то он говорил: «ты будешь священнослужителем; другому: готовься к смерти; одной: выходи замуж, другой: иди в монастырь...» В 1913 году, за год до начала войны о. Алексий произнёс: «Что-то ужасное будет: или моровая язва или война». Мы знаем - будет война, будут и эпидемии. В 1915 году, в военный год, когда немцы рвались к Киеву и в городе началась эвакуация, о. Алексий говорил: «Гроза пройдёт, Киев ещё не возьмут». В этом «ещё» мы слышим другие годы - 1918-й и 1941-й, когда «возьмут». Однажды к нему в келью пришёл некий воин. Судя по всему, это был человек из высшего сословия, он спросил старца: «Скажите, отец Алексий! Ведь Россия победит своих врагов - не так ли? Недавно я получил письмо от генерала Духонина. Он пишет, что хотя Германия и её союзники надломлены, но война будет долго длиться и будет тяжёлой, пока мы принудим немцев положить оружие...» Отец Алексий слегка качнул головой. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. Взор старца ушёл в какую-то даль. «Что будет, что будет с Россией! Боже мой, Боже мой! Что война, война? Кровью зальётся Русская земля. Храмы поколеблются, кресты снесут с них, а мощи святых угодников в Днепр побросают!.. В зверей люди обратятся! Много изменников окружают Царя... Много прольётся христианской крови».
Мощи преподобного Алексия Голосеевского
Старец умер через девять дней после того, как было объявлено об отречении Государя. Похоронили его при огромном стечении народа в пяти метрах от алтарной стены церкви «Живоносный Источник».
Преподобный Алексий Голосеевский
Через
8 лет после захоронения, в 1925 году, когда Русская церковь переживала
самые тяжёлые за свою историю времена, в Голосеевской пустыни свершилось
чудо, свидетелями которому были множество людей...
http://odnarodyna.com.ua/topics/11/396.html