Харьковский всемирный Потебня

0
438
Время на чтение 8 минут
Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891) - имя немалого значения как в лингвистике, так и в теории литературы. Новые течения в обеих областях не обходят его, они или отталкиваются от него, или так или иначе определяют свое к нему отношение. Его уже нельзя миновать, игнорировать. Он обозначился в науке о языках, как материк, и устремляется в будущее вместе с мировым океаном лингвистики.

Потебня Александр Афанасьевич, 1892 г.

лица Потебни (раньше - Подгорная) в Харькове расположена в центре города, в так называемом Нагорном районе, и соединяет переулок Театральный и улицу Маршала артиллерии Бажанова. Она не очень большая, но все еще по преимуществу несет черты, быть может, того Харькова, где ходил во второй половине XIX в. прославленный ученый, которым ныне гордится город и труды которого изучает практически весь лингвистический ученый мир.

Харьков. Улица А.А. Потебни

Есть улица Потебни и в Киеве. Имеется там и институт языковедения им. А. А. Потебни НАН Украины, созданный в 1930 г. Из него в 1991 г. на основе отделов теории и истории украинского языка, лексикологии и лексикографии, культуры украинского языка, диалектологии и ономастики был образован Институт украинского языка НАН Украины. Александр Потебня родился на хуторе Манев, близ села Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии в дворянской семье. А скончался 11 декабря (29 ноября по ст. ст.) 1891 г. в Харькове, прославившем его и который прославляет до сих пор он сам, спустя 175 лет со дня рождения и почти 110 лет со дня кончины.

Потебня оставил след в разных областях языкознания, филологии, фольклористики. Так, например, с легкой руки M. A. Максимовича, начавшего при изучении «Слова о Полку Игореве» определять историко-поэтическую связь южной Руси настоящего времени с домонгольской южной Русью в отдельных поэтических образах, выражениях и эпитетах, эта интересная работа по большей части была произведена Потебней в примечаниях к «Слову о Полку Игореве», вышедших в 1877 г.

Признавая, подобно многим ученым, в «Слове» произведение личное и письменное, он нашел невероятным, чтобы оно было сочинено по готовому византийско-болгарскому или иному шаблону и указал на обилие в нем народно-поэтических стихий.

А исследования А. А. Потебни по символике и мифологии ярко выявили мировоззренческую, или «картинообразующую», функцию языка. Предложенный А.А. Потебней анализ произведений народного творчества показал, как в народном сознании формируются важные концепты культуры, как язык сохраняет в себе весь опыт социального бытия.

Если русский ученый Александр Потебня изучал украинские говоры (объединявшиеся в то время в лингвистике в «малорусское наречие») и фольклор, стал автором ряда основополагающих работ по этой тематике, выступал за сохранение и развитие украинской национальной культуры, то сегодня впору говорить о сохранении и развитии и русской культуры на территории современной Украины.

Государственно-политическая практика в языковом вопросе на Украине, сложившаяся за последние двадцать лет, привела к тому, что в желании выдавить русский язык за пределы страны и за пределы общественного и индивидуального сознания горе-ревнители получили результат, не предполагавшийся: общество стало стремительно утрачивать не только русский, но и украинский язык! Этот феномен заслуживает особого размышления. Такой драматической взаимосвязи между языками недалекие люди не ожидали. Хватит ли тут вместе взятых мозгов всех нынешних языкознательных институтов НАН Украины, сказать трудно. А вещь очевидная: малороссийский язык есть ветвь, произросшая на древе общерусского языка, а не отдельное, с Луны упавшее, «чудо». Краснодарский исследователь Елена Третьякова четко подчеркнула сегодняшнюю актуальность работ знаменитого харьковчанина: «Автор замечательной книги "Мысль и язык" А. А. Потебня пояснял, что эклектика - результат "амальгамирования" национального языка. Лишенные органического развития язык и миф распадаются; их обломки, многократно переработанные во множестве отдельных отраслей знания, никогда не достигают той полноты возможностей, которыми обладало эпическое знание о прошлом народа. Говоря о том, почему эклектика приводит к угасанию живых языков, Потебня употребил аналогию с отжившими свой век зеркалами. Их изготавливают для того, чтобы в них можно было глядеться и видеть себя; однако со временем нанесенные на обратную сторону зеркального полотнища слои ртутной краски смещаются, оплывают. После этого у "ослепшего зеркала" остается лишь непрозрачно-матовый блеск, как у жемчужин. Такое "ослепшее от времени" стекло все еще отражает свет, но в нем уже не видны ни лица людей, ни тени фигур и окружающих предметов»...

А.Потебня. Мысль и язык. 1892 г.

В самом деле, лучшей гарантией недопущения утраты национальной самобытности народов является осознание самоценности национальных языков как отражений неповторимых складов мышления, чье, как полагал Потебня, глубокое спокойное исследование раскрывает каждому народу глаза на бездну красоты, силы и незаменимую уникальность.

В новейшей Украине уже не раз повторялось проницательными людьми, что в бездумном противостоянии русскому языку будет утрачен и украинский. Может, пора им Александра Афанасьевича Потебню почитать? А то ведь нынче жутко слушать не то что речь школьников и студентов, но даже телевизионных дикторов, которые непонятно на каком наречии изъясняются, откуда лексику черпают, из какого «лингвистического кладезя»? Неописуемый восторг у сограждан вызывают выступления премьера Н. Азарова. Он словно в назидание радетелям тотальной украинизации выступает на заседаниях правительства на такой жуткой мове, что иные зрители у экранов телевизоров восторженно восклицают: «Ай, молодец! Ай, бальзам на уши!» Лезущая из всех щелей украинизация вызывает такое раздражение населения, что уже побуждает их к злорадству.

В русской философии и филологии, как мы понимаем, проблему взаимосвязи языка и народа А. А. Потебня, выдающийся русский языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, рассматривал концептуально. Верно замечено, что исторические предпосылки становления проблемы взаимосвязи языка и народа в отечественной философской мысли определяются самим характером формирования древнерусской и российской цивилизации. Для Руси, а затем для России проблема сохранения национального языка и культуры всегда оказывалась актуальной, что было обусловлено рядом факторов: политических, социальных, религиозных. Русь находилась в постоянном взаимодействии и противоборстве и с Востоком, и с Западом. На заре формирования древнерусской народности и государственности выбор между двумя мировоззренческими доктринами - языческой и христианской - заставлял древнерусских мыслителей обращаться к выявлению и осмыслению характерных черт русской ментальности. Не последнее место в этом процессе отводилось и языку, что было связано с освоением не только новой формы мировоззрения, но и нового способа оформления религиозной мысли - посредством церковнославянского языка, который, с одной стороны, во многом напоминал родной язык, с другой стороны, не был принижен каждодневным житейским употреблением.

* * *

Александр Потебня, получивший начальное образование в польской гимназии города Радом, окончил в 1856 г. историко-филологический факультет Харьковского университета. Следует не забывать, что под влиянием своих педагогов, профессора Амвросия Метлинского, Петра и Николая Лавровских, а также собирателя песен студента Неговского, Потебня увлекся этнографией, стал изучать малорусское наречие и собирать народные песни. Поработав учителем словесности в харьковской гимназии, он в 1861 г. защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии» и стал читать лекции в Харьковском университете.

Знаменитый труд «Мысль и язык», о котором мы вспомнили выше, был выпущен в 1862 г. Молодой ученый посещал лекции в Берлинском университете, изучал санскрит, побывал в нескольких славянских странах. В 1874 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Из записок по русской грамматике», а в 1875 г. стал профессором Харьковского университета. В конце этого же года 30-летний исследователь был уже членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности!

В 1877 г. он был избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В том же году получил Ломоносовскую премию, а в 1878 и 1879 гг. был награжден Уваровскими золотыми медалями. Кроме того, Александр Потебня был председателем Харьковского историко-филологического общества (1878-1890) и членом Чешского научного общества.

Одним из первых в России он начал изучать проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира. Сделаем акцент и на том замечательном для харьковчан факте, что А. А. Потебня создал научную «харьковскую лингвистическую школу». Отметим, что патриот своей как малой, так и великой родины, Александр Потебня все же был скептически настроен к идее самостоятельности украинского языка и к разработке его как литературного. Он рассматривал русский язык как единое целое - совокупность великорусских и малорусского наречий. Общерусский литературный язык считал достоянием не только великороссов, но и белорусов и малороссов в равной степени. Это отвечало его взглядам на политическое и культурное единство восточных славян - «панрусизму».

Уместно в этой связи привести воспоминания ученика А. Потебни, известного ученого Д. Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920): «Приверженность к общерусской литературе была у него частным выражением общей его приверженности к России, как к политическому и культурному целому. Знаток всего славянства, он не стал, однако ни славянофилом, ни панславистом, невзирая на все сочувствие развитию славянских народностей. Но зато он, несомненно, был - и по убеждению, и по чувству - «панрусистом», то есть признавал объединение русских народностей (великорусской, малорусской и белорусской) не только как исторический факт, но и как нечто долженствующее быть, нечто прогрессивно-закономерное, как великую политическую и культурную идею. Я лично этого термина - «панрусизм» - не слыхал из его уст, но достоверный свидетель, профессор Михаил Георгиевич Халанский, его ученик, говорил мне, что Александр Афанасьевич так именно и выражался, причисляя себя к убежденным сторонникам всероссийского единства».

Кроме чисто научных трудов и исследований под редакцией А. Потебни вышло прекрасное издание сочинений малорусского писателя Г. Ф. Квитки-Основьяненко (Харьков, 1887 и 1889 г.) с соблюдением ударений и местных особенностей харьковского говора. В «Киевской Старине» в 1888 г. А. Потебней были изданы сочинения П. П. Гулака-Артемовского (ректора Харьковского университета в 1841-1849 гг., дяди композитора С. С. Гулака-Артемовского, который был учеником М. И. Глинки) по подлинной рукописи автора, с соблюдением его правописания, а в «Киевской Старине» 1890 г. были изданы малорусские лечебники XVIII в.

В посмертных бумагах Александра Потебни был найден также перевод части «Одиссеи» на малорусский язык размером подлинника. Судя по отрывкам, ученый хотел дать перевод чисто народным языком, близким к стилю Гомера; и потому сделанное им начало перевода представляет труд весьма интересный и в литературном, и в научном отношении.

В рукописях А. Потебни оказалось 20 папок объемистых и ценных трудов по истории русского языка и теории словесности. Наиболее целостным трудом является III том «Записок по русской грамматике» (изданы в 1899 г. в Харькове) - сочинение философского характера, в котором говорится о задачах языкознания, о национализме в науке, о развитии русского слова в связи с русской мыслью... К счастью в Харькове помнят не только по книгам замечательного ученого и великого земляка. Еще стоит на улице Александра Потебни дом, возраст которого, по заверению местных жителей, приближается к 150-летнему рубежу. Именно в этом доме №4 на Пушкинских склонах в конце позапрошлого века более двадцати лет жил, занимался педагогической деятельностью и научным творчеством харьковский и всемирный Александр Афанасьевич Потебня, наследие которого актуально не только с научной точки зрения, но и востребовано днем сегодняшним, особенно на украинской земле.

Дом А.А. Потебни в Харькове


http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1700.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Маслюженко
Евгений Матвеев: «Мое кино — прямолинейное. Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу»
К 100-летию со дня рождения великого актера и режиссера
09.03.2022
Живая «мёртвая петля» Нестерова
К 135-летию со дня рождения легендарного летчика
28.02.2022
Лицедейка Ада
Народная артистка СССР Роговцева: от секретаря парткома до «Правого сектора»*
21.07.2020
Все статьи Петр Маслюженко
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35