А.И. Солженицын: контуры континента

0
168
Время на чтение 7 минут
1

О Солженицыне в православно-патриотических средствах массовой информации России теперь почему-то взялись писать не просто как о человеке, который не ответит, но как о писателе, чьи книги в пыль рассыпались, что и букв не разобрать и не узнать, точно ли так сказано им было, таков ли он, как его малюют...

Вещь поразительная. Десятилетие за десятилетием, вал за валом обрушиваются на Солженицына обвинения. И с разных сторон, переменись лишь ветер!.. В 1960-х по поводу «Одного дня Ивана Денисовича» очень негодовали работники партийных и правоохранительных органов, что вроде и понятно. В их среде, прочитав рассказ, увидели ясно, что Иван Денисович Шухов - «квалифицированный, изворотливый и безжалостный шакал. Законченный эгоист, живущий только ради брюха»; что Солженицын «вместо того, чтобы нарисовать картину гибели преданнейших людей в 1937 году (коммунистов и чекистов. - О.С.), избрал 1941 год, когда в лагерь в основном попадали шкурники. В 37-м не было Шуховых, а шли на смерть угрюмо и молча с думою о том, кому это нужно?» Но вот ветра сменились, уже другая эпоха, 2010 год (умышленно не даю здесь ссылку, но кому это угодно, найдёт источник, архипелаг Гугл ему в помощь); мнение о том же Шухове человека православного, даже и учёного педагога: «Он думает только о том, чтобы выжить. Показан мелкий, ничтожный и злобный человечек, не имеющий идеалов. В нём нет ни одной положительной черты. Вообще у Солженицына нет героев духа. А сколько их было на тех же Соловках! Сколько было у нас новомучеников и исповедников, людей, которые шли на смерть, сохраняя своё достоинство, веру в Бога, верность своим идеалам! Какая была красота духовного подвига! Тот же митрополит Вениамин Петроградский и тысячи других людей. Где они? Где мощь и нравственная красота русского народа? В произведениях Солженицына этот образ начисто отсутствует...» Это уже претензия не столько к «Одному дню», сколько к «Архипелагу ГУЛАГ». Получается, как ни взгляни - разным людям писатель не угодил.

Но правда ли всё это - хоть про коммунистов, хоть про духовенство?.. Оказывается, неправда. Есть и коммунисты в «Архипелаге», да вот, если кто забыл (а как такого забыть?!), - умный и крепкий русский мужик «бесстрашный коммунист» Василий Григорьевич Власов «человек со случайным клочным образованием, но тех самобытных способностей, которые так удивляют в русских...» Он, когда пришла гроза, «изнемогал от того, что всё руководство Кадыйского района арестовали (1937 г.), а его всё не брали, всё не брали. Он мог принять удар только лбом - принял и успокоился...».

В «Архипелаге» собраны тысячи голосов, тысячи русских голосов, тысячи лиц. Видим мы и владыку Вениамина: «Еще через две недели арестовывается в Петрограде и митрополит Вениамин... Общедоступный, кроткий, частый гость на заводах и фабриках, популярный в народе и в низшем духовенстве, их голосами и был избран...» О духовенстве вообще немало, пролистни, сразу и попадёт в глаза Дело «церковников», чья вина была в том (1920 г.), что «они создали "Московский Совет Объединенных Приходов", а тот создал (из верующих сорока-восьмидесяти лет) добровольную охрану Патриарха (конечно, безоружную), учредив в его подворье постоянные дневные и ночные дежурства с такой задачей: при опасности Патриарху от властей - собирать народ набатом и по телефону, и всей толпой потом идти за Патриархом, куда его повезут, и просить (вот она, контрреволюция!) Совнарком отпустить патриарха!..»

Солженицын восклицает: «Какая древнерусская, святорусская затея! -по набату собраться и валить толпой с челобитьем!..» Да кто ещё, кроме Александра Солженицына, о Святой Руси в 1960-е помнил и писал?!

Ему вменяют в вину, в него бросают, твердят вслед за безбожным философом и очень однообразным писателем-сатириком А.А. Зиновьевым: «Целил в коммунизм, а попал в Россию». «Целил, а попал...» Да точно ли?.. Но ведь тому же Зиновьеву принадлежат святотатские высказывания (Господи, помилуй за вынужденное цитирование!): «...православие, православная религия, церковь - это мародерская, бандитская организация» (см. на сайте situation.ru). Ну и зачем за таким повторять, каким бы оно хлёстким и верным ни казалось? Целил ли в коммунизм и попал ли в Россию тот, кто рассказывал жене под одеялом или приятелю в курилке НИИ анекдоты о Л.И.Брежневе? А тот, кто сейчас злословит наших олигархов, он, может, тоже фактически в Россию целит? Здесь мы упомянули о некоторых претензиях «патриотически мыслящих», а о недовольствах «леваков-западников» - пока ни слова. Но там - всё известно - всегда в адрес Солженицына стоял вой. «Письмо вождям Советского Союза», вышедшее в 1974 году, уже после его изгнания, возмутило «ведущие западные издания», а «демократически настроенные диссиденты в СССР, включая А.Сахарова, оценили «Письмо вождям» как антидемократическое, националистическое и содержащее «опасные заблуждения»...

Мы так бы и дальше жили - поколение за поколением - без креста на груди, так бы и уходили не отпетыми, если б длилось насаждаемое. Но и Божие терпение не бесконечно. Ведь должны же были на Руси храмы из руин встать! Известны были многие пророчества... Нам бы хотелось, чтобы это всё произошло тихо и мирно, без надрыва? Ну да, наверное, был бы приятен такой исход.

2

«Его творчество носит однобокий характер, рисует в гипертрофированном виде злобу и ненависть, агрессию и ничтожество, но совсем не показывает противоположные качества людей, которые, безусловно, были. На них Русь держалась и будет держаться...» Это обвинение нового времени. В прежние времена обвиняли его в том, что роль партийного руководства лагеря не показал... Однако по сути: действительно ли он не показал, на ком Русь держится? Получается, как ни крути, - всем писатель не угодил.

Не показал, на ком Русь держится? Легко доказать, что показал. Только доказывать - совсем ни к чему. Лишь заметим: если верно утверждение, что из гоголевской «Шинели» вышла русская литература, то из «Матрёниного двора» (рассказ 1959 года, опубликован в 1963 году) вышла наша деревенская проза. Вряд ли случайно названию «Матрёнин двор» созвучно название самой знаменитой повести «почвеннического направления» «Прощание с Матёрой» (1976 год) Валентина Распутина...

Все советские годы в доме Матрёны Васильевны на церковные праздники перед иконой горела лампадка. Концовка рассказа - встряхивает: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

3

В 1990-м на Украине руховская интеллигенция была крайне возмущена публикацией работы А.С. Солженицына «Как нам обустроить Россию». Вчерашнее партийное правление Союза писателей - с неистовством - разгрызало до опилок главку «Слово к украинцам и белорусам».

Писателей до свирепой лютости довела правда о том, что народ наш разделился «на три ветви лишь по грозной беде монгольского нашествия да польской колонизации», в бешенство привела констатация факта, что «это всё - придуманная невдавне фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым не-русским языком...». Кипел возмущённый разум писателей, настолько всё это казалось диким - не соответствующим духу времени и требованию момента...

А это: «В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья»? Уместно ли в 1990-м было напоминать Украине, что «в Австрии и в 1848 году галичане еще называли свой национальный совет - «Головна Русска Рада», что «в отторгнутой Галиции, при австрийской подтравке, были выращены искаженный украинский ненародный язык, нашпигованный немецкими и польскими словами...»?

Никто уже и слышать не желал: «Сегодня отделять Украину - значит резать через миллионы семей и людей: какая перемесь населения; целые области с русским перевесом; сколько людей, затрудняющихся выбрать себе национальность из двух; сколькие - смешанного происхождения; сколько смешанных браков - да их никто "смешанными" до сих пор не считал. В толще основного населения нет и тени нетерпимости между украинцами и русскими...» Призыв Солженицына 1990 года нисколько не потерял актуальности и через 20 лет: «Братья! Не надо этого жестокого раздела! - это помрачение коммунистических лет. Мы вместе перестрадали советское время, вместе попали в этот котлован - вместе и выберемся». Мы видим, какое сопротивление этому - чтобы выбрались. Уже на миллионы и миллионы мы обезлюдили. Не дают, чтобы вместе! Поражает, когда вдруг слышишь голос патриотической русской интеллигенции, которая осталась на территории РФ: «Россия оказалась обустроена так, как он советовал...» Да где же это «так»?..

Он говорил о Российском союзе. Он произнёс слово «Русь», подчеркнув его и ещё раз показав: «Слово "русский" веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов». Где же этот Союз, если «так»? В том-то и дело - совсем не так. Но чтобы выжить, над созданием его нужно работать, ибо само в руки не свалится: противников много.

4

Спор, когда-то шедший в «Литературной газете» - художник ли Солженицын или всё-таки публицист, отчего-то всегда казался нелепым. Политики, возможно, вправе и не понимать. Или якобы не понимать. Но литераторам-то всегда был ясен масштаб его художественного дара, уникальнейший в нашей истории. О его художественных открытиях написаны и будут писаться исследования. Его проза кинематографична; и 20 лет назад прочитанное - скажем, крохотка «Пасхальный крестный ход» или некоторые сцены из гигантского «Красного колеса» - до сих пор в памяти, они живы, и живы - в лицах! Такое, собственно, и кинематографу не дано - стирается: не вполне искусство.

- Двадцать лет назад у Петра Паламарчука вышла книга «Александр Солженицын: Путеводитель». Как много туда вошло! Но туда ещё многое и не могло войти, гигантские пространства: значительная часть «Красного колеса», «Литературная коллекция», «Двести лет вместе»... П.Г.Паламарчук умер в 1997-м. 20 декабря - в день его 55-летия, помнящие его, помянем раба Божьего Петра. Назвав его имя, вспомним, что его четырехтомник «Сорок сороков» (иллюстрированная история всех московских храмов, по которой восстановлено уже многое из утраченного) вышел при напутствии А.Солженицына.

- На «континенте Александр Солженицын» есть пространство, где были написаны (по его просьбе) мемуары нескольких сотен человек, участников революций и гражданской войны, живших на Западе. Подобная работа велась и в Советском Союзе: мемуары участников собирались по просьбе архива Октябрьской Революции. В былинной, исповеднической судьбе Александра Исаевича Солженицына есть испытания войной, неволей, болезнью, изгнанием... Мы сейчас где - в неволе? В болезни? В изгнании?.. Русь, дай ответ!..

Русь многопланова, многослойна, но в каждом её пласте просвечивает тот идеал, который вновь, уже в XXI веке, сформулировал Святейший Патриарх Кирилл.

Континент Александра Солженицына - выводит к Святой Руси.

http://odnarodyna.com.ua/articles/4/1699.html#c105515
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 10:00
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44