Не оскорбить память невинно убиенных

Беседа с поэтом Юрием Кублановским

Новости Москвы 
0
410
Время на чтение 5 минут
Выставка «Соловки: Голгофа и воскресение», которая проходит в эти дни в Москве в храме Христа Спасителя, по замыслу организаторов, призвана не просто познакомить с историей всемирно известной обители, но и рассказать о том, как и чем она живет сегодня.

Так, 8 декабря 2010 года здесь прошла мемориальная акция - вечер памяти, где собрались родственники узников Соловецкого концлагеря, а также священники, писатели и историки, которые связали свою жизнь с Соловками.

Кульминацией встречи стала премьера документального фильма, в основу которого легли стихи известного поэта Юрия Кублановского. В свое время посещение «островов спасения» полностью перевернуло его мировоззрение и оказало влияние на все дальнейшее творчество. О том, какое место в душе каждого русского человека должна занять соловецкая святыня, Юрий Михайлович рассказал порталу Православие.Ru.

* * *

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 679 px. Размер файла 119644 b.
 Фото: Православие.Ru
Фото: Православие.Ru
- Вы возвращались на Соловки в разные периоды своей жизни. Что же дали вам острова?

- Впервые я там оказался в 1971 году. Тогда для меня Соловки были некой абстракцией - я просто хотел разобраться в себе подальше от московской тусовки. Наверное, меня вел инстинкт, и, окончив учиться, я поехал туда, чтобы работать экскурсоводом.

И тогда я еще ничего не знал - это было до «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, до «Неугасимой лампады» Ширяева. Литературы о Соловецком концлагере не было. Мне рассказывали о лагере те, кто приходил на мои экскурсии, - сами бывшие узники. Они показывали мне глазки в дверях, решетки, надписи на стенах, нары в окрестных скитах. Поэтому я буквально от свидетелей восстанавливал, нащупывал - что же такое был лагерь. То, что я узнавал, заставляло меня по-другому относиться и к тогдашним реалиям.

На Соловках я впервые прочел серьезно книги по русской истории - Соловьева, Ключевского, Платонова, Забелина. И постепенно почувствовал почву под своими ногами. Так изменили меня Соловки: уехал туда хлыстом московским, а вернулся - русским человеком.

Вновь я возвратился туда уже через двадцать лет - когда узнал о возрождении монастыря. Мне захотелось самому это увидеть. С тех пор раз в несколько лет я обязательно бываю в обители.

- Какие изменения вы увидели?

- Раньше там был лагерь, а теперь монастырь. В первый мой приезд в обитель было впечатление, что зеки только что разбежались по свистку.

Но то, что я испытал тогда, никуда не делось. Это впечатление я и постарался выразить в фильме о Соловках, ведь через соприкосновение с подвигом наших отцов и дедов, душу свою положивших за веру в этих местах, можно преобразить и собственную личность.

- Какие стихи легли в основу фильма?

- Это стихи разных лет о Соловках. Особое место занимает личность Павла Флоренского, который находился там в заключении и был казнен как раз в эти числа декабря в 1937 году. Я выбрал его, потому что это один из моих любимых христианских авторов, один из моих учителей.

- В православной среде иногда можно встретить неоднозначное отношение к философии Флоренского. Почему именно он оказался вам близок?

- Его сочинения привлекли меня удивительно гармоничным соединением философского ряда с религиозно-клерикальным, а это не частое сочетание в русской мысли.

А чтобы преодолеть предубеждение, нужно чтобы труды Флоренского издавались, чтобы их читали. При этом такое чтение требует наличие у человека определенной «культурной оснастки», некоторой образованности - читать ее непросто. Однако Флоренский, как и другие русские философы, может православному человеку дать культурную ориентацию в современном мире, понимание, что такое творчество. Ведь многие, особенно те, которые только приходят в Церковь, сразу же начинают брать творчество, культуру на подозрение. Так вот, русские философы учат равно уважать религию и культуру.

- Сейчас общественность внимательно следит за восстановительными работами, и многие говорят об опасности выхолащивания соловецкого наследия, превращения его в красивую открытку для туристов. Что вы, как очевидец жизни Соловков в разные времена, думаете об этом?

- Считаю, что сейчас опасность такая есть, и не дай Бог превратить то, что осталось от нашего наследия, в неоправославный гламур. И когда я узнаю, что «новые русские» летают туда на персональных самолетах на Крещение, чтобы окунуться в прорубь, - это как-то не радует.

Нельзя все позолотить, залачить и сделать вид, что ничего не было, не было этой чудовищной ГУЛАГовской страницы в истории Соловков. Возрождение должно совмещаться с мемориалом. Но, если на Соловецком архипелаге будет должным образом отмечен советский период истории, установлены памятники, вызваны из забвения имена и могилы погибших, этого не случится. Потому что тогда каждый экскурсант или паломник будет понимать, куда он приехал, он увидит это собственными глазами.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 465 px. Размер файла 115562 b.
 На вечере памяти в храме Христа Спасителя. Фото: Православие.Ru
На вечере памяти в храме Христа Спасителя. Фото: Православие.Ru
- Удается ли сейчас совместить монастырь с мемориалом?

- Соловки сейчас находятся в становлении. Еще многое не отреставрировано, не все приведено в порядок, и трудно сказать, что будет.

Но, например, меня шокировало, что лестницу на Секирку, которая описана у Солженицына, разобрали и заменили другой, построенной, кажется, финнами... Новая лестница нужна, конечно, так как старая обветшала, но ее следовало оставить как память.

Многое будет зависеть, конечно, от личности нового наместника монастыря, от его деликатности, его понимания русской истории. Кроме того, наместник будет теперь и руководить соловецким музеем - и это своего рода эксперимент. В широком смысле такой эксперимент сейчас проводится по всей России, так как Церкви возвращают ее святыни и храмы. А вот справится ли Церковь с таким бременем, как сохранение о восстановление исторического наследия, станет ли достойной преемницей музейного дела, - это покажет будущее. А на Соловках нужно действовать очень аккуратно, чтобы не оскорбить память невинно убиенных.

- А насколько сохраняется память о Соловках в человеческих сердцах?

- Кто-то больше знает, кто-то меньше, но, мне кажется, для православного сердца такие места, как Соловки, Валаам, все же знаковые. Я убежден, что каждый хотя бы один раз должен там побывать. Причем ехать на Соловки лучше через Кемь, на корабле, который ходит в монастырь ежедневно, - тогда лучше можно прочувствовать свою встречу с островами.

С Юрием Кублановским беседовала Антонина Мага

http://www.pravoslavie.ru/guest/43384.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кублановский
Все статьи Юрий Кублановский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28