Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Не только о фестивале «Русская драма»

Михаил  Щепенко, Русский вестник

10.12.2010

  Только что закончился XII Всероссийский (а, возможно, уже и Международный) фестиваль школьных театров «Русская драма». Это яркое и неординарное театральное явление, постоянным девизом которого в течение всех двенадцати лет был: «Береги честь смолоду». В конкурсной программе участвовали многие коллективы из практически всех регионов России. Из 100 лучших были отобраны 12. Они-то и привезли в ноябре этого года свои спектакли в Московский театр русской драмы «Камерная сцена», где и прошёл заключительный тур фестиваля. Я являюсь в течение всего времени фестиваля «Русская драма» председателем жюри, и, как мне кажется, мне есть чем поделиться с читателями.
   

Ещё одно событие, которое заставило меня взяться за перо, - возникновение национальной инициативы «Наша новая школа».
  
Но по порядку.

Я буду говорить об общеизвестных вещах, которые сегодня почему-то забываются. Сегодня обращается внимание на инновационные технологии в образовании и именно на образование. О воспитании почему-то либо мало, либо ничего. Однако это кардинальная ошибка. Ещё Ушинский говорил о бессмысленности образования, когда в нём отсутствует духовно-нравственный вектор. Он уподоблял процесс такого образования плывущему кораблю, у которого рядом с компасом лежит магнит. Корабль может быть прекрасно оснащён, но при неверном курсе он неизбежно разобьётся. Верный вектор (по Ушинскому) это христианство. Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов писал, что воспитывать детей можно и должно не на основе одной науки, бессильной для воспитания, но только на основе святой веры, Божиего закона и христианской совести.
  
Образование вне воспитания бесплодно. Это очевидная педагогическая аксиома. Почему она нарушается? Трудно поверить, что для тех, кто определяет политику, компрадорские интересы - всё, а судьба народа и Отечества (а она в недрах образования) - ничто.
  
Чем же занята школа, какие задачи ставятся перед системой образования? Прежде всего - как образовать, научить, и где-то на третьем-десятом плане - как воспитать.
  
Удивительно ещё вот что. По результатам социальных опросов треть выпускников наших вузов хочет уехать за рубеж. Причём это наиболее успешные студенты. То есть те, кто хорошо образован. А вот чувство Родины куда-то ушло. Его погубила идея личного материального успеха, которая сейчас в системе аксиологии современного человека столкнула с верхних ступеней ценностей идеи нравственности и верности национальным интересам. Это происходит в тот момент, когда информационная война стала главной формой борьбы за «мутацию русского духа»: уничтожен дух - уничтожено тело. Новейшие технологии работают на программу «транскультурного коммуникационного мировоззрения», в основе которого отторжение «свободного индивидуума» от своей культуры.
  
Это проблема очень масштабная, я говорю о более частных, хотя и очень важных вопросах.
  
В современной школе сужается круг гуманитарных дисциплин, в средних школах почти уничтожено художественное образование, всё более ущербной делается сфера дополнительного образования. Есть, возможно, уже доминирующая тенденция превращения сферы образования в сферу услуг: хочешь услугу - плати. Это тем более удивительно, что образование всегда относилось к области стратегических интересов страны. Прагматичная тенденция превращения сферы образования в сферу услуг неизбежно приводит в лучшем случае к возникновению многознающих роботов, нравственный критерий которых очень прост: служу тому хозяину, который больше платит. И здесь уже один шаг до отношения к России как к «этой стране» и безразличия к судьбе народа.
  
Что же делать? Если бы это зависело только от меня, то я бы, конечно же, не допускал сокращения часов по литературе и истории, по изобразительному искусству и музыке, я бы внедрял Основы православной культуры и развивал дополнительное образование.
  
Дело в том, что сокращение этих предметов последовательно ведёт к угасанию творческого начала и, в результате, - к бесплодию и в интеллектуальной сфере.
  
Коснусь той области, в которой тружусь почти всю жизнь и в которой с очевидностью проявляются проблемы образования и воспитания. Это театр.
  
Известно, что игровая стихия театра представляет из себя чрезвычайно плодотворную форму получения знаний и навыков. Этот феномен, можно сказать, доказан психологами. Играя, мы научаемся гораздо большему, и процесс обучения осуществляется в ускоренном режиме. Ведь известно (согласно древнегреческим философам), что познание есть процесс удивления. Театральная игра убивает скуку, т.е. врага удивления. Талантливый педагог интуитивно или сознательно вводит в образовательный процесс театр. Однако для того, чтобы процесс удивления не иссякал, необходимы не только творческие качества учителя, но и творческие качества учеников, которые развиваются прежде всего в художественном творчестве.
  
Речь идёт, в частности, о дополнительном образовании, которое в настоящее время переживает не лучшие дни, ибо тоже имеет тенденцию превращения в сферу услуг.
  
У меня достаточно большой педагогический опыт. Меня интересует проблема творческого начала в процессе обучения и воспитания. Обращаю внимание на две модели этого процесса. Первая: я преподаю некоторую систему знаний и навыков студентам-педагогам и студентам-психологам в педагогическом университете. Моя цель дать перспективу будущим специалистам для использования принципов и приёмов театра в образовании и воспитании. Вторая модель: я веду театральную студию в другом университете.
  
Это две качественно разные модели. Степень актуальности получения знаний и навыков у этих двух групп совершенно разная. Первой группе нужно прежде всего на рациональном уровне усвоить некий комплекс знаний, чтобы сдать экзамен. Эти знания для них могут быть сколько-то интересны и любопытны, но они не есть предмет жизненной необходимости. Без них можно обойтись. Для второй группы крайне важно понять сущность изучаемых проблем, потому что им предстоит публичное высказывание в художественной форме, а, значит, члены группы должны, во-первых, занять определённую духовно-нравственную и гражданскую позицию, во-вторых, должны сплотиться в семью единомышленников и, в-третьих, суметь овладеть навыками актёрского и иного театрального мастерства - иначе они будут неубедительны в своём высказывании.
  
Невооружённым взглядом видно, насколько глубже и продуктивнее процесс воспитания и образования во второй группе, чем в первой. Подчёркиваю, вторая группа не только приобретает более глубокие знания, но и способность иметь нравственные и гражданские убеждения.
  
Сделаю небольшой шаг в сторону. У нашего театра сложились добрые отношения с Синодальным отделом по делам молодёжи. И вот как-то собралась группа молодых священников в нашем театре. Они обсуждали проблему воскресных школ. Самые активные и горячие из них говорили, что воскресные школы не выполняют своих задач, они дают какие-то знания и понятия, которые не проникают в сердца детей, не делаются их глубокими убеждениями. Обычно в таких случаях приводится в качестве примера феномен Ленина и Сталина, которые прекрасно знали Закон Божий и были ярыми богоборцами.
  
Я глубоко убеждён, что добрая идея приходит в сердце человека (особенно молодого!), когда он осуществляет её в социальной практике. Деятельное осуществление знаний и навыков - вот путь не только их присвоения, но и воспитания. Это прекрасно понимал Макаренко.
  
Главная цель воспитания - любовь. Господь указал нам наибольшую заповедь: любовь к Богу и ближнему. Но откуда её взять, если мир диктует: «Будь эгоистом!»? Здесь я осмелюсь распространить учение Станиславского из области театра в область действительности.

Цель системы Станиславского - правда чувства. Беда в том, что если мы начинаем впрямую играть чувство, возникает дежурная эмоция, т.е. лжеэмоция. Чувство не подчиняется нашей воле. Можно тысячу раз сказать себе: «Люби!», а сердце будет молчать. Гениальное открытие Станиславского состоит в том, что путь к истинному чувству лежит через действие. Если я правильно действую, я начинаю правильно чувствовать. Но этот феномен применим не только на сцене. После Второй мировой войны в Европе возникла проблема преодоления ненависти к немцам. Им нужна была помощь, т.к. они голодали. И тогда один пастор (ему впоследствии дали прозвище «мистер Бекон») предложил людям отрезать кусок от своей колбасы или бекона и передавать немцам. Люди начали это делать - и ненависть стала исчезать. Я проиллюстрировал свою мысль на примере простой модели, однако очевидно, что чувство управляемо действием. Нужно правильно действовать, и тогда придёт в сердце любовь. Именно это качество имеет в себе процесс театрального и иного творчества. Но это мощнейшее средство воспитания отдано дополнительному образованию, финансирование которого сокращается.

Наш театр - Московский театр русской драмы «Камерная сцена» - 13 лет назад выступил с инициативой проведения на его площадке, т.е. на сцене профессионального театра, Всероссийского школьного фестиваля «Русская драма». Я обратился в Министерство образования к руководителю ведомства дополнительного образования А.К. Бруднову. Инициатива состояла в том, чтобы утверждать в творчестве юных базовые ценности русской культуры, которую И.А. Ильин называл культурой сердца.

Мы говорили о необходимости противопоставить национальные ценности тотальному натиску вестернизированной массовой культуры. Мы говорили о необходимости поддержки самодеятельного творчества. Особенность фестиваля - участие в его работе выдающихся деятелей театра и кино. Ещё одна особенность - работа параллельно с фестивалем Всероссийской режиссёрской лаборатории, на которой ставятся перед режиссёрами вопросы духовно-нравственных основ творчества и чисто профессиональные проблемы. Бруднов поддержал нашу инициативу. И вот уже 12 лет каждый год проводится этот фестиваль. Он имеет огромную популярность. В нём приняло участие около 1300 коллективов России и ближнего зарубежья.
  
Однако последние годы финансирование его сократилось, его стали финансировать через год, через два года. Финансирование сокращается и сейчас. Мы всё равно независимо от финансирования проводили и будем проводить этот фестиваль, т.к. он, несомненно, нужен.

Пафос моего высказывания очевиден: необходимы конкретные и внятные шаги не только в сторону инновационных методов образования, но и в сторону совершенствования процесса формирования духовно-нравственных и гражданственных качеств личности.

Я убеждён в недальновидности ущемления художественного, гуманитарного и дополнительного образования, ибо это действенные формы воспитания, без которого все инновации делаются мощным оружием, отданным в руки существ, нравственные нормы которых сомнительны.

Поэтому считаю необходимым поставить с не меньшей остротой, чем вопрос об инновациях в обучении (а этот вопрос доминирует в национальной инициативе «Наша новая школа»), проблему совершенствования воспитания, которое в конечном счёте созидает дух народа. «Духа не угашайте», - завещал апостол. Сегодня это как никогда актуально.
   

Михаил ЩЕПЕНКО,
   художественный руководитель Московского театра
   русской драмы «Камерная сцена»
   заслуженный деятель искусств России,
   академик РАЕН, профессор

http://www.rv.ru/content.php3?id=8755




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме