Дни празднования святых, братья, установлены Церковью на первом месте, чтобы мы величая святых, славили Бога. Ибо святые величайшее и прекраснейшее творение Духа Божия в этом мире, величайшее и прекраснейшее всех видимых творений. Но есть и еще одна причина тому, что Церковь по мудрости Промысл Божия, установила праздник святых. Причина заключается в том, чтобы святые, которых мы вспоминаем в эти дни стали примером тем, кто их вспоминает и празднует. Язычники не имели святых и посвященных им праздников, у них были праздники, связанные со сменой времен года, сбором урожая или сева, или с какими-то вымышленными событиями, рожденными их воображением или бесовским прельщением, но имея святых, они не могли иметь и посвященных им праздников. С кого люди брали пример святой жизни, кого стыдились? Брали пример друг с друга, как скот со скота, а о стыде не могло быть речи.
Представьте себе, в каком преимуществе христиане перед язычниками и
насколько мы духовно и нравственно богаче их. Каждый наш день в году
украшен святым или святой, не какими-то вымышленными именами, но именами
людей, реально жившими, и мы знаем когда и как они жили. Наш
христианский год представляет собой невидимый иконостас. Каждый Божий
день напоминает нам о ком-то из святых. И также как в храме мы видим
иконы святых, написанные красками на досках, каждый день духовно мы
смотрим на духовный лик и образ поминаемого святого, на его житие, его
добродетели, силу его веры, свет его любви.
Иконы Христа и Богородицы больше и торжественнее других в церковных
иконостасах, также и праздники, посвященные Им, больше и торжественнее
других праздников. В каждое из четырех времен года мы празднуем четыре
великих Богородичных праздника: осенью Ее Рождество, в начале зимы
Введение, весной Благовещение и летом Успение.
Празднуя сегодня день Введения Богородицы в храм, вы прославляете
Богородицу, и вместе с Ней Бога живого, Творца Ее и вашего. Что за
дивное творение Духа Святого! Рожденная старыми родителями, больше от их
молитв и слез, чем от плоти и крови, Мария с младенчества была завещана
на службу Богу. Благочестивые люди исполняют обещания данные людям, а
тем более Господу.
Благочестивые Иоаким и Анна исполнили свое обещание, данное Богу.
Исполнили тогда, когда исполнить его было крайне тяжело, когда их
единственному чаду было всего три года. Те, у кого есть дети, знают, как
они в этом возрасте дороги родителям. Трехлетний ребенок, едва
научившийся говорить, ласковый к своим родителям, удивляющийся на
окружающий мир, наивно расспрашивающий обо всем и обо всех, настоящее
утешение, радость и веселье родителям. И особенно престарелым родителям,
какими были Иоаким и Анна, которые, можно так сказать, тонкой нитью
держались за земную жизнь. Как трудно было им разлучиться с такой милой
им единственной дочкой, но обет Богу был дан и нарушать его нельзя.
И это первое поучение, которое дает нам сегодняшний праздник. Очень
важное поучение в наше время, когда некоторые христиане ведут себя
язычники и без зазрения лгут людям и Богу. Попав в беду, они просят и
молят и дают обеты, но пройдет беда и сердца их остывают и данный обет
нарушается. И когда приходит гнев Божий, они удивляются и обвиняют всех и
вся, кроме самих себя. Потому, прошу вас братья, ради вашего блага
всеми силами старайтесь исполнить данный вами обет и обещания всевышнему
Богу.
Второе поучение введения маленькой трехлетней Марии в храм важно не
меньше первого. Оно касается воспитания детей с раннего детства в законе
Божием. Есть христиане, которые рассуждают совершенно по язычески и
думают, что если они оставят им как можно больше имения и денег, они
обеспечат им счастье. Жизнь каждый день свидетельствует о том, что такие
родители настоящие враги собственным детям. Если Господь попустит, они
смогут из иного мира какими несчастными они сделали своих детей. Введя
их в мир денег и большого наследства и не введя их в святыню Бога жизни,
они ввели их в непреодолимые искушения в этом мире и в адские муки в
мире ином. Лучше, братья, оставить своим детям в наследство Бога, чем
власть над целым миром. С одним Богом они будут богаты и счастливы, а с
целым миром без Бога убогими и несчастными. И малый страх Божий лучше
большого богатства.
Поэтому прошу вас, братья, ради блага ваших детей подражайте святым
Иоакиму и Анне и введите своих детей в наследство, которое не обманет,
не пропадет и не истлеет ни в этом ни в ином мирах. Эта наследство -
душевное богатство, которое разумное дитя стяжает в познании закона
Божия. Духовно богатым детям не трудно будет получить хлеб насущный - не
оставит и не забудет их Господь, а духовно обездоленные быстро расточат
и самое богатое имение и останутся обездоленными вдвойне, и для земного
мира и для духовного.
Этим двум урокам учит нас праздник Введения Пресвятой Богородицы.
Праздники святых воистину, словно невидимый иконостас живых душ в
Царстве Божием. Не было ни у язычников, нет их у безбожников, поэтому
язычники покланялись мертвым идолам. А вы. Дети Божии, покланяетесь
реальности в Боге едином живом, Творце вашем и Его многочисленным
ангелам и святым, пребывающим в вечном Царстве истины и радости, в
котором и вы надеетесь пребывать. Да подарит вам Господь это Царство, то
Отечество, которому не грозит опасность, ту жизнь, которая не знает
смерти.
Богу нашему слава и хвала, Пресвятой Богородице честь и поклонение, а
всем вам здравия и мира, радости и благословение Божие во веки веков.
Аминь.
Святитель Николай Сербский (Велимирович), перевод С. Луганской