Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на минувшей неделе два дня был у нас в Киеве. В городе, который он, без сомнения, любит и о котором всё чаще говорит как о будущем центре возрождения веры и культуры исторической Руси.
Причина визита радостная. Патриарх принял участие в торжествах по случаю 75-летия Предстоятеля Украинской Церкви Блаженнейшего митрополита Владимира. Того человека и пастыря, чьими усилиями и молитвами наша Церковь до сих пор едина. Того, кто лучше других на Украине понимает, какие страшные последствия могут иметь разделения и раскол. Что греха таить, Блаженнейший Владимир и сегодня противостоит тем неразумным силам и внешним, и внутри Украинской Церкви, которые желали бы «автокефалии любой ценой». Противостоит тихо и твердо. С молитвой. За что мы, чада Церкви, благодарны ему.
Святейший Кирилл, лишь ступив на землю Украины, явил себя, как и должно Первосвятителю, «раздаятелем благодати». Он не только благословил киевскую землю и встречавших его верующих. Святейший доставил из Москвы великую святыню Православия чудотворную Серафимо-Дивеевскую икону Божией Матери «Умиление». Ту самую, перед которой в своей келье молился Серафим Саровский.
Потом в Киево-Печерской Лавре был молебен перед чудотворной иконой. На следующий день Патриарх там же в Лавре возглавил Божественную Литургию. И в тот же день встретился с президентом Виктором Януковичем. Святейший подарил президенту образ святого равноапостольного князя Владимира. И глава государства, как и положено православному христианину, с благоговением поцеловал икону, осенив себя крестным знамением.
А еще накануне вечером, в здании национальной оперы Святейший Кирилл принял участие в торжественном акте, посвященном юбилею. И, награждая Блаженнейшего Владимира орденом «Славы и Чести» I степени, сказал, наверное, самые нужные юбиляру слова: «Каждый архиерей, который является образом Спасителя в общине верных, наипаче же Предстоятель, стоящий на высокой свешнице служения, должен во имя блага пасомых своих, во имя сохранения мира, во имя преодоления разногласий человеческих постоянно себя приносить в жертву. И мы видим, что есть реальный результат всего того, что Вы приняли на себя как крест Господень и несете в последние годы: это единство епископата, духовенства и верующего народа, сплоченного вокруг Вас, любовь благочестивого народа всей православной Руси».
Как видим, эти два дня в Киеве стали настоящей встречей Патриарха со своей паствой, где были и молитвы, и добрые, сердечные встречи.
Однако за чередой событий справедливо угадывался ещё один важный смысл визита Первосвятителя. Не секрет: идея сохранения и укрепления Русского мира, осознания его сути и значения - эта идея во многом сегодня определяет шаги нашего Патриарха и внутри Церкви, и особенно в мире внешнем. И хотя Святейший Кирилл достаточно ясно говорит о своём понимании Русского мира, объясняет, почему необходимо его укрепление и расширение, его концепция, его намерения иногда трактуются однобоко или вообще превратно.
Разумеется, мы оставим в стороне обвинения в адрес Патриарха в том, что он будто бы преследует «имперские цели». Говорят об этом люди, либо не понимающие природу и миссию Церкви в мире, либо сознательно прибегающие к политиканству в вопросах, к политике совершенно не относящихся. Подозрения этих людей, их оскорбительное панибратство (о Патриархе дерзают писать «Гундяев сказал, Гундяев приехал») пусть останутся на их совести. Надеемся, она у них всё ещё есть. А мы попробуем спокойно разобраться, о каком Русском мире всё чаще говорит Московский Патриарх и почему эта тема так горячо волнует его.
Зададимся прямым вопросом: был ли визит Первосвятителя на Украину еще одним шагом на пути возрождения (а лучше сказать - воскрешения) Русского мира? Да, безусловно. А иначе и быть не может. И вот почему. Русский мир - это сложнейшее историческое, культурное и религиозно-нравственное явление, с которым связаны судьбы живущих, живших ранее и тех, кому предстоит жить в будущем на землях исторической Руси. К Русскому миру принадлежат и другие народы, не только собственно русские, но и те, кто сформировался в лоне Русского мира и продолжает поныне испытывать его влияние.
И главное, Русский мир в основе своей, внутри себя, как смысловое ядро имеет Православную веру, принятую русским народом более тысячи лет назад. А потому все глубинные традиции, ценности, мотивы поступков людей, которые определяли существование Русского мира, выросли и сложились именно в контексте Евангелия, под влиянием Благой вести о спасении во Христе. И те, кто существует в иной религиозной ситуации (мусульмане, иудеи), жили и теперь живут в мире, где систему ценностей заложило Евангелие, где чувства и дела столетиями определялись главным: что я скажу Богу, Христу, который всё видит и который рано или поздно будет судить меня и мою жизнь.
И когда Патриарх говорит о сохранении Русского мира, он говорит о сохрании пространства (видимого и невидимого), в котором человек может выполнить свое важнейшее земное призвание - стать на путь спасения в Боге, спасти себя для вечной жизни.
А теперь спросим себя еще об одном. Каков смысл служения Патриарха? Какова его цель? И мы должны признать что Париарх - это, прежде всего, пастырь. Что его поступки и дела определяются необходимостью охранять нас, овец им пасомых. И эта его роль определена Евангелием. Потому что Патриарх обязан подражать Христу, который сказал о Себе, обращаясь к Небесному Отцу: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб» (Ин. 17,12).
Следовательно, главный мотив деяний любого православного пастыря - ограждение и спасение заблудших или тех, кто может стать таковыми.
А Русский мир - это и есть та среда, духовный град, страна без границ, где могут сохраниться пасомые. Потому что, несмотря на действие врага (о котором еще скажем), есть место на земле, где о необходимости спасения еще можно открыто говорить, где за слово о Спасителе еще не убивают. А значит, пока есть время, нужно создавать тот щит и ограду, за которой максимальное количество людей смогут взойти на корабль спасения - Церковь и найти путь к Небу. И эту роль ограды, земного убежища и должен выполнить Русский мир со всем добрым, высоким, очищающим душу, что создано на землях нынешних Украины, России, Казахстана, Белоруссии, Молдавии.
Только в этом контексте становится понятной та пламенность, с которой говорит Патриарх о Русском мире. Ведь сохранение душ - его прямая обязанность, его долг и призвание. И не исполнять этого долга он не имеет права. Вот что сам Святейший говорит об этом: «Бог основал Русскую Церковь и вверил ей пастырское служение среди народов Руси на все времена. За исполнение этого служения Русская Церковь постоянно держит ответ перед Господом и будет судима Им в конце времен».
Но Русский мир, и Патриарх это не раз подчеркивал, не есть «церковный проект». Речь идет о целой многонациональной цивилизации, способной противостоять опасностям современного мира.
От какого же зла и врага призван защитить нас Русский мир?
Что ж, враги известны. Силы, выстраивающие новый мировой порядок. Порядок, при котором не должно быть места благочестию, целомудрию, чистому супружеству, крепкой семье и послушанию детей родителям. Когда жажда наживы, извращения, разврат и вообще любой грех должны будут стать нормой, а неприятие греха будет преследоваться. Когда человечество, отравленное дьявольскими идеями глобального либерального мира либо, наоборот, дикого национализма и фашизма, отвернется от своей единственной надежды - от Христа. От Того, Кто ненавидим новыми «хозяевами мира».
А поскольку в основе Русского мира - Сам Христос и Его Евангелие, то и Русский мир ненавидим теми же силами. Почему? Да потому, что ценности Русского мира опровергают ценности мирового зла. Любовь, способность к самопожертвованию, мужество в скорбях и упование на Бога - все это глубоко отвратительно лукавому миру. Он привык вести в вечную погибель, соблазняя деньгами и похотью, а с Русским миром его уловки не могут справиться. И здесь уж только злоба и бессильный скрежет зубов.
Заметим особо: многие представители других религий (мусульмане, иудеи) и люди, пока не пришедшие к вере, также не принимают мирового зла. И ценности Русского мира близки и для них. Они также хотят сохранить семью, осуждают содомию, которую так нагло навязывает либеральный мир. Они также хотят согласия и спокойствия в своих странах.
И в этом важнейшая особенность Русского мира, за который ратует Патриарх Кирилл. Идея Русского мира - это призыв ко всем в мире (и внешним в том числе) совместно, на базе общего и близкого всем противостоять злу. Вместе, путем, в первую очередь, духовной, а не политической интеграции сохранить наши души, наших детей и создать спасительную ограду для новых поколений.
В этом совместно созданном мире Церковь Христова сможет успешнее выполнять единственную и главную свою задачу - быть ковчегом спасения.
Вот почему так дорога Патриарху идея Русского мира. Она - ключ к исполнению его личной миссии и миссии Церкви.
А для тех моих земляков-киевлян, кто был излишне взволнован в ходе визита Патриарха, кто усматривает некий «политический умысел» в идее Русского мира, приведем прямую речь Первосвятителя. Быть может, его слова успокоят, а в чем-то и удивят пребывающих в страхе утратить независимость.
Итак, Святейший Кирилл говорит: «Я не думаю, что сегодня нужно затевать какую-то новую структурную перестройку Русского мира. Уже сложились суверенные государства на просторах исторической Руси, и они показали свою жизнестойкость. Сегодня было бы важно, чтобы этот суверенитет был «перезагружен» и направлен не на обособление от соседей, а на ответственное поддержание и развитие нашей цивилизационной общности».[1]
И еще было сказано Патриархом: «Мое горячее желание состоит в том, чтобы все страны, связанные с русской цивилизацией, осознали наше общее ценностное достояние не как угрозу своей самостоятельности, а как свой бесценный ресурс в глобальном мире. Пробуждение цивилизационного сознания в пределах исторической Руси является сегодня одной из важнейших задач. Прежде всего, она стоит перед теми странами, которые напрямую возводят историю своего народа к Руси, то есть перед Белоруссией, Россией и Украиной.
И еще обещанное, удивительное... «...В свое время известные исторические обстоятельства привели к умалению роли Киева в цивилизационном формировании Русского мира. На долгие столетия центр Руси переместился на Север. Теперь же исторические условия благоприятствуют тому, чтобы Киев вновь стал одним из важнейших политических и общественных центров Русского мира. И эта роль должна быть не меньшей, чем роль Москвы, потому что Киев - колыбель русской цивилизации. По слову древнего летописца - «матерь городов русских». Именно Киев смог впервые собрать все русские земли, сплотить различные славянские племена и провести христианское просвещение собственного народа без огня и меча. Но еще более важная роль Киева состояла в том, что он начал воплощать в русской жизни идеал вселенского Православия, результатом чего стало формирование русской цивилизации, преодолевшей все межплеменные распри... Уверен, что современная Украина может продолжить эту древнюю киевскую традицию, отличительной чертой которой всегда была забота о сильной Руси, способной защищать Святое Православие и являть в своей жизни его всечеловеческий, то есть вселенский характер - быть домом для многих народов, а не замыкаться в своей национальной келье».
Думается, после таких слов Святейшего многие мои сограждане будут способны честно ответить себе на вопрос: бояться визитов Московского Патриарха или радоваться им.
[1] Здесь и далее использован текст выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии IV Ассамблеи Русского мира, которая проходила в Москве 3 ноября 2010 г.
http://rusedin.ru/2010/12/02/russkiy-mir-patriarha-kirilla-boyatsya-ili-nadeyatsya/