Зачем
нужен пост перед Рождеством? Ведь пост - это ограничения не только в
пище, но и в развлечениях. В Великий пост оно понятно - впереди
крестные муки Спасителя, мы терпим какие-то лишения из сочувствия к
страданиям Христа. Но Рождественский пост... Впереди - радость, рождение
Богомладенца, и Святое Предание гласит, что Дева совершила рождение
безболезненно, «будучи преисполнена радости и крепости». К чему же нам
терпеть лишения? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма
Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком о.Алексий СКЛЯРОВ.
- Прежде всего, не надо воспринимать пост как некое скорбное и
тягостное действо. Перестаньте бояться поста. «Пост страшен не нам, а
демонам», - говорил свт.Иоанн Златоуст. А Христос предупреждал: «Когда
поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя
мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда
постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться
постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим...» (Мф. 6, 16-18). И
лучшую одежду нужно надеть. Ибо суть поста не в том, чтобы ходить в
мрачном одеянии, рассеянно спотыкаться о камни, изображая покаяние.
Нужно, чтобы истинное покаяние было в тебе и чтобы оно рождало радость.
Вы подумайте, ведь событие-то какое ожидается великое - приход в мир
Спасителя! Бог принял образ раба, сделавшись безпомощным человеком,
который нуждается в пище, питии, заботе. И вот из этого малого затем
совершается великое дело спасения, Божественным Домостроительством
созидается Святая Христова Церковь, которая - подобно горчичному
дереву, которое, разросшись, укрывает птиц небесных, - принимает под
свой покров людей всех времён. Разве столь уж трудно и горестно нам в
ожидании этого чуда урезать себя в малом? Через пост, через
самоочищение, через богоугодные дела мы готовимся к встрече праздника. А
Рождественский пост особенно радостен, потому что хотя и имеет древнюю
традицию, но, как и Петровский, лишён строгости в уставе, в отличие от
Великого и Успенского постов. Не был он раньше и столь
продолжительным, и лишь со временем, под влиянием монашеских традиций,
стал сорокадневным.
С другой стороны, вспомните, с какой службы начинается Рождественское
богослужение? С Великого повечерия. Само богослужение носит покаянный
характер. И хотя впереди радостное событие - рождение в мир Спасителя,
последняя неделя поста особенно строга. Однако никакого противоречия
здесь нет. К великому событию следует должным образом подготовить душу.
Ведь и перед Пасхой мы постимся, хотя знаем: впереди - величайшая
радость, Праздник праздников, скорбь минует и Христос воскреснет в
третий день по Писанию. Но мы постимся, мы готовимся. И каждую среду, и
пятницу, и перед Причастием постимся - ибо всё это важные события,
перед которыми о многом надо подумать. Пост не отрицает радости
предстоящего события - просто это другая радость, мы должны научаться
радоваться радостью духовной, а не только телесной. А та телесная
радость, которую мы испытываем, когда кончается пост и можно наконец
наесться мяса или яиц на Пасху, к самим праздникам - Рождеству или
Воскресению Христову - никакого отношения не имеет. Ну не возможность же
наесться до отвала мы празднуем!..
- Каковы отличительные особенности Рождественского поста?
- Во всё время поста исключается употребление в пищу мяса и молока. По
понедельникам, средам и пятницам не следует есть рыбу и постное масло.
После праздника Свт.Николая рыба разрешается по субботам и
воскресеньям. Последние дни поста - со второго января - следует
питаться только растительной пищей без масла. Особо строгий пост
налагается накануне Рождества Христова, когда только один раз, вечером,
при восхождении первой звезды, благовествующей о рождении
Богомладенца, можно вкусить «сочива» - сухих плодов, смоченных в воде.
Кстати, потому-то и сам день называется сочельник.
КАК ЭТО БЫЛО НА СВЯТОЙ РУСИ
«В
Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из
пшеницы, с мёдом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под
образа, на сено. Почему? А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в
яслях. Бывало, ждёшь звезды, протрёшь все стёкла... Первая звезда, а вон
- другая... На чёрном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А
какие звёзды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то
мёрзлость, через неё-то звёзды большие, разными огнями блещут... И звон...
Морозный, гулкий, - прямо, серебро. В Кремле ударят, - древний звон,
степенный, с глухотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонкий. И всё
запело, тысяча церквей играет» (И.Шмелёв).
- Порой постящиеся становятся раздражительными, злыми.
- Вот!.. Потому что пост - это искушение, борьба со своими страстями.
Не надо заострять внимание только на том, как не съесть куска рыбы в
неположенный день или мяса. Истинный постник должен уметь поститься, не
показывая другим, что он держит пост. В древнем патерике
рассказывается о двух монахах, которые попали в языческое село. Был
пост, а их пригласили за свадебный стол. Старый монах смиренно ел всё,
что предложили хозяева, в том числе и мясо. Ученик смутился: как же так
- пост ведь! Но когда они продолжили путь и набрели на колодец,
учитель не стал пить, хотя после мяса очень хотелось воды. Он сказал: «А
вот теперь мы будем терпеть и поститься». Вот она - суть поста: он
проявил любовь и уважение к людям, не осуждая их обряды, но после
наложил на себя пост ещё более суровый. Ведь все наши раздражения - от
гордости, но гордость-то эта на пустом месте, ибо если ты постишься, а
самого главного - любви - не имеешь, так грош цена твоему посту. Пост
же, совершаемый с любовью, светел и радостен, ибо «любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не
превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не
раздражается...» (1Кор. 13, 4-5). А коли будет пост ради поста, а не ради спасения, тут и появляется уныние и раздражение на весь мир.
- Нужно ли выискивать изысканные постные рецепты или лучше готовить проще, не придавая большого значения вкусноте?
- Если хозяйка усердствует на кухне, чтобы угодить своим близким -
домочадцам ли, гостям ли, - это тоже проявление любви. Другое дело, что
промышленность нынче предлагает всякие суррогаты, вроде масла, в
котором, может быть, и нет ничего скоромного, но вкус и вид такой же,
как у настоящего. То же и соевое мясо. Зачем этот обман желудка, глаз,
вкусовых ощущений? Хотя в Горнем монастыре я ел сосиски из соевого мяса
- очень вкусно, будто настоящие... Но монахини делают это для
паломников, проявляя любовь к ним. А можно и постные продукты вкусно
приготовить. Кто бывал в монастырях, знает, что там даже самая простая
пища необыкновенно вкусна: в монастырях много чудных рецептов, а еда
приготовлена с любовью и молитвой.
Поэтому не отказывайтесь от изысканной постной пищи - правильно будет
отведать и похвалить хозяйку за её труд. Ну, действительно, если ты
пришёл в гости, где люди не постятся, - не сидеть же надувшись и
бубнить, что ты постишься, сея неловкость? Надо поступить, как тот
монах, - есть, что Бог послал, а потом в чём-то другом себя ограничить
или милостыню сотворить. В древности была славная традиция:
отказывались от обеда или ужина, а сэкономленные деньги тратили на
нищих. Это ведь тоже нелегко - заставить себя отдать деньги, и не пять
копеек, а приличную сумму. Поступай так и угодишь Богу.
- Батюшка, а можно ли, постясь, не поститься?
- Так происходит, когда мы воздерживаемся от яств, но не
воздерживаемся от грехов. Свт.Тихон Задонский писал: «Полезен нам пост
телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен,
так что и пост телесный без него - ничто. Многие постятся телом, но не
постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от
злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?» Однако «не
гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то Мои
ученики; но «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»
(Ин. 13, 35). И диавол никогда не ест и не спит, но всё он диавол. Без
любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается,
пожалуй, бесом».
- А можно ли, не постясь, поститься?
- Да. Когда кто-то употребляет скоромную пищу, но не касается греха.
Свт.Иоанн Златоуст поучал, что этот пост лучше и легче, потому что
невозможно сослаться на телесную слабость и нездоровье. Участвуй в
трапезе, употребляй вино умеренно. Если хочешь вкушать мясо, никто не
препятствует. Пользуйся всем, но только воздержись от греха. А вот ещё
один пример из древнего Скитского патерика. Один брат спросил старца:
«Есть два подвижника: один безмолвствует в келье своей, постится до
шести дней в неделю и много полагает трудов; другой же служит больным.
Дела которого из них приятнее Богу?» Старец ответил: «Хотя бы тот брат,
который постится и безмолвствует, за ноздри повесил себя, и тогда он
не может сравниться с тем, который ухаживает за больными».
Пусть же в эти дни слух наш будет чист, взор очей целомудрен, сердечное чувство свято, а слово искренно и наполнено любовью.
Полосу подготовила Ирина РУБЦОВА