«Многая Ти лета, Владыко святый!»

Новости Москвы 
0
142
Время на чтение 9 минут
post thumbnail

Радостным теплом озаряется сердце, когда думаешь о Предстоятеле Украинской Православной Церкви Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире (Сабодане). И благодаришь Господа за такого пастыря, поставленного над православной паствой современной Украины. С особым чувством думается о календарном рубеже его 75-летия, который вместе с нашим Предстоятелем мы отмечаем 23 ноября с.г.

Вспомним, что по отношению к митрополитам и архиепископам Русской Церкви принято обращение «Ваше Высокопреосвященство». Исключение сделано лишь для митрополита Киевского, которому усвоен в силу высокого статуса Украинской Церкви, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей, титул «Блаженство». Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру обращаются «Ваше Блаженство!».

Его искренне, самым сердечным образом любят православные во всех уголках Украины. Эта приязнь - человеческая, личностная. Но не забывается и о серьезнейшей роли Блаженнейшего Владыки в жизни современной Русской Церкви, о котором недаром было сказано, что «фигура митрополита Владимира объединяет всех православных Украины, к какой бы юрисдикции они ни принадлежали». Такое общеобъединительное реноме в современных политических условиях - не просто слова, оно очевидно нам, участникам и свидетелям украинской гражданской, политической и церковной жизни.

Предстоятель УПЦ митрополит Владимир в
Софрониево-Молченской пустыни, 22 декабря 2002 г.

Судилось так, что Блаженнейшему Владимиру пришлось стать на украинский митрополичий престол в смутном 1992 г., когда «в умах, ни в чем не твердых», бушевали ветры ложно понятой свободы, когда националистическая толпа на улицах Киева орала Патриарху Алексию II: «Геть московського попа!» Блаженнейший Владимир вспоминал в одном из недавних интервью, что ехал тогда на Украину с решимостью, но и тревогой, с ожиданием любого сценария уже прямо на перроне в Киеве.

Спустя годы, в январе 2009 г., митрополит Владимир был выдвинут инициативной группой украинского священноначалия как кандидат на Патриарший престол по кончине Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Отказ кандидата был твердым и достойным: «...искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским».

Авторитет и положение Блаженнейшего Владимира в Русской Церкви таковы, что это ему во время Поместного собора 27 января 2009 г. в Храме Христа Спасителя было вменено в долг и честь как епископу старейшей в Русской Православной Церкви Киевской кафедры обратиться к избранному Патриархом Московским и Всея Руси митрополиту Кириллу с вопросом о том, приемлет ли он избрание: «Преосвященный митрополит Кирилл, Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал тебя Патриархом Московским и всея Руси. Принимаешь ли ты сие избрание?» И тройное посаждение нового Патриарха на патриарший трон во время интронизации в том же соборе осуществлял именно митрополит Владимир. Точнее, на патриаршее Горнее место (тот самый патриарший трон, который изначально стоял в Храме Христа Спасителя и на котором восседал еще Патриарх Тихон) нареченного Патриарха Кирилла возвели и трижды, по ритуалу, «посаждали» и поднимали два старейших митрополита, оба - Владимиры - митрополит Киевский и всея Украины и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

Посаждение митрополита Кирилла на Патриарший трон.
Москва, Храм Христа Спасителя, 1 февраля 2009 г.

И именно Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возгласил: «Аксиос!», что по-гречески означает «достоин».

За последовательное и непреклонное стояние за единство Русской Православной Церкви жалкие и несчастные люди обзывают его, уроженца подольского края, села Марковцы Летичевского района Хмельницкой области, «москалем».

Годы и дела

Его мать, Феодосия, сызмальства водила его, сына рыбака, в храм Божий. В 1943 г. слепая схимонахиня Архелая из Преображенского Головчинского женского монастыря, расположенного на берегу Южного Буга, противоположном от села Маковцы, предсказала восьмилетнему Виктору (такое имя носил Предстоятель УПЦ в детстве), что он станет священником. И такое предсказание не было единственным.

Выходец из подольской крестьянской семьи закончил в 1958 г. Одесскую семинарию, а через четыре года Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1962 г. принял монашеский чин. Служил Русской Церкви в Иерусалиме, Звенигороде, был представителем РПЦ при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1968 г. был назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего экзарха Украины, а в 1969 г. переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.

Любовь к книге, чтению (три года в семинарии работал в библиотеке, много читал), склонность к литературному сочинительству нашли отражение в том факте биографии, что с декабря 1970 г. по апрель 1973 г. Блаженнейший Владимир был ответственным редактором журнала Украинского экзархата «Православний вiсник».

Монах, созерцатель, тяготеющий к богословским трудам (и по сей день пишет богословские книги, готовит докторскую диссертацию), Блаженнейший Владыка - «человек уединения, хотя никто не знает, где он его находит. У него нет даже загородной резиденции, не то что приморской или заграничной. Даже своим любимым занятием в Лавре - подрезанием роз и кустарников - он занимается, кого-то выслушивая или кому-то отвечая» (наблюдение В. Анисимова).

Довелось Блаженнейшему Владыке побывать и епископом Дмитровским, и викарием Московской епархии, и профессором Московской духовной академии, защитить диссертацию магистра богословия. Уже в сане митрополита он занимал Ростовскую и Новочеркасскую кафедру (1982-1984), а с 1984 по 1987 гг. служил Патриаршим экзархом Западной Европы. 30 декабря 1987 г. был назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

Блаженнейший Владимир недавно заметил в одном интервью: «Путем, которым я прошел, доволен. Я недоволен собой». Это сказано о себе, взыскательно, как и надлежит духовному делателю и всенародному пастырю. И вот - о своем народе: «Мою душу и сердце радует, что народ не погиб духовно».

Поодаль и вблизи

Мне посчастливилось несколько раз лично видеть Блаженнейшего Владыку.

В декабре 2002 г. мы с друзьями отправились из Харькова на микроавтобусе в Глинскую пустынь, прославленную традициями старчества. Это близ Путивля, в Сумской области, но дороги мы не знали, а потому попали сначала не в Глинскую пустынь, а в Софрониево-Молченскую Печерскую пустынь Рождества Пресвятой Богородицы, расположенную на горе Чудная в селе Новая Слобода. Считать ли нашу дорожную ошибку провиденциальной? В тот час в Софрониевой пустыни пребывал Блаженнейший Владимир, освятивший восстановленный храм, и нам выпала радость приблизиться к Предстоятелю УПЦ в рядах прихожан.

В феврале и мае с.г. довелось мне побывать в кафедральном Благовещенском соборе Харькова, где Блаженнейший Владыка возглавлял службу. Следует напомнить, что избрание Предстоятеля УПЦ состоялось 28 мая 1992 г. на знаменитом, судьбоносном Харьковском Архиерейском Соборе, благодаря которому Украинская Православная Церковь подтвердила свое каноническое пребывание в лоне единой Русской Православной Церкви. Немалую роль в принятии решений Собора сыграл митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), теплые отношения с которым у Блаженнейшего митрополита Владимира за истекшие годы лишь упрочились.

Митрополиты Никодим и Владимир.
Харьков, 2010 г.

Как человек и литератор не могу обойти стороной и личные впечатления от встречи с Предстоятелем УПЦ, состоявшейся 26 февраля 2009 г. в резиденции митрополита в Киево-Печерской Лавре. Встреча была связана с награждением победителей Всеукраинского литературного конкурса «Православная моя Украина», проходившего в ознаменование 1020-летия Крещения Руси.

Безусловно, это была огромная честь для нас, что Предстоятель Украинской Православной Церкви нашел возможность встретиться с нами, побеседовать за чаем, наделить замечательными подарками (мы их еле-еле унесли). Сама встреча в святом месте, как и благословение Блаженнейшего митрополита Владимира, - это незабываемые события. Быть может, такое бывает однажды в жизни православного человека, а потому хранится в сердце как благодатное сокровище.

Запомнилось также, что Блаженнейший Владыка не обошел тогда стороной и вопрос о текущих проблемах экономики, напрямую связанных с нравственностью: «Настоящий кризис - это очевидно есть Божье наказание за грехи. Поэтому нужно очистить свою душу и тело от различной скверны. Однако не стоит за мудрыми рассуждениями о высоких материях забывать о проблеме хлеба насущного. Нужно реально смотреть на происходящее. А долг христианина заключается в задании явить современному миру пример нравственной чистоты и духовной жизни».

Когда одна активистка настойчиво попросила Блаженнейшего о разрешении опубликовать на сайте ее творческого объединения стихотворения Предстоятеля, митрополит Владимир в ответ подчеркнул, что всегда любил литературу, особенно поэзию, и отшутился, назвав свои литературные пробы давними, домашними, далекими от литературного совершенства.

Беседа Блаженнейшего Владимира с
православными литераторами.
Киево-Печерская лавра, резиденция митрополита Владимира,
26 февраля 2009 г.

Позднее в своей заметке «Если Бог дал тонкость чувств...» одна из победителей конкурса Елена Буевич процитировала и такие слова Блаженнейшего Владыки, памятные с той встречи: «Я должен сказать правду: никакой я не поэт, хотя с юных лет очень люблю поэзию. Дорожу чувством, когда поэтическое выражение трогает человека, слушающего или читающего стихотворение, возносит всех на высший уровень духовного совершенства. Все мы были молодыми в свое время, и вряд ли кто-то из юношей и девушек в те годы не любил поэзию и не пробовал писать. У кого-то получалось, у кого-то - нет. И я знаю, что я поэт - для себя. Ничего особенного я не написал. Все, что пытался - это были порывы души, и если удавалось те порывы положить на бумагу, то Слава Богу. Поэтических сборников у меня нет, и свою поэзию я считаю "увлечением молодости"».

А ведь многие даже не догадываются, что автором стихов наивно-трогательной, фактически ставшей народной, песни «Ромашка», которую теперь в России поют в день почитания святых Петра и Февронии, является митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Ромашка белая,

лепесточки нежные,
мне милее всех цветов,
ведь она - моя любовь...

«Если Бог дал вам тонкость чувств, поэтическое восприятие истины, то делайте все для распространения этой истины. Чтобы ваше творчество было на пользу людям» - так тогда напутствовал Владыка нас, своих гостей.

Многая лета!

Правы те, кто говорит, что Блаженнейший Владимир - всеукраинский Старец, голосу которого внемлет вся страна, которого чтут далеко за ее пределами, несущий тяжелейший крест - миссию первосвятительского служения на Украине.

Блаженнейший Владимир на службе в
Соборе Успения Богородицы в Святогорском монастыре

Осознаем и высокую правоту журналиста Василия Анисимова, который в своей развернутой статье «Блаженнейший Владимир и Второе Крещение Руси» вразумительно определяет события новейшей русской истории как Второе Крещение Руси (совпавшее календарно с 1000-летием, да уже и с 1020-летием Первого Крещения Руси князем Владимиром): «Если есть эпоха Второго Крещения, то есть и крестители. Думаю, именно так наименуют потомки Блаженнейшего Митрополита Владимира, архиереев и священников этого трагического и возвышенного времени. Трагического, поскольку бедствий и потрясений на их долю выпало немало, а возвышенного - поскольку оно было связано с духовным подъемом, что, согласимся, случается не так уж часто в истории народов и стран».

Думается, это еще и потому, что мягкий в общении с паствой, лиричный и отзывчивый человек, Блаженнейший Владыка содержит в себе несгибаемый, неотменимый стержень веры Христовой и убежденность в нерушимости Русской Православной Церкви - единой и неделимой.

Блаженнейший Владимир за чаепитием.
Киево-Печерская лавра, 26 февраля 2009 г.

Повторим вослед за нашими пастырями: «Во дни, когда православная Украина отмечает 75-летие своего Первосвятителя, да подаст нам Господь Вседержитель вознести горячую молитву о благоденствии волею Божиею избранном и утвержденном Предстоятеле Святой Украинской Православной Церкви - Блаженнейшем Митрополите Киевском и всея Украины Владимире! Многая Ти лета, Владыко святый!»

http://rusedin.ru/2010/11/22/mnogaya-ti-leta-vladyiko-svyatyiy/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
«Где каштаны по-русски лопочут…»
Размышления писателя-харьковчанина о «матери городов русских»
07.05.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
07.05.2024 07:08
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03