Со 2 по 4 ноября в Москве проходила IV Ассамблея «Русского мира». 2 ноября в рамках Ассамблеи, организованной фондом «Русский мир», состоялся Международный форум учителей зарубежных школ с преподаванием русского языка, к которому растет интерес со стороны представителей разных культур. Фонд открыл в Институте русского языка имени А.С. Пушкина новый учебно-методический цент - аудиторию Русского мира, где будут проходить семинары повышения квалификации. В рамках форума прошли круглые столы, рассматривающие проблемы и перспективы преподавания языка Пушкина в разных странах.
3 ноября, накануне Дня народного единства, в Интеллектуальном центре - фундаментальной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась основная часть IV Ассамблеи, собравшая более тысячи человек из 70 стран мира. На Воробьевы горы приехали руководители и сотрудники министерств, дипломатических представительств, общественных организаций, объединений соотечественников, деятели культуры и различные СМИ. В рамках Ассамблеи прошли две подиумные дискуссии - «Смысл и ценности Русского мира» и «Учитель Русского мира», а также многочисленные круглые столы, разбивающие гостей и участников на тематические группы. В фойе Интеллектуального центра были представлены фотовыставки: «Московский Кремль - символ Русского мира» и авторские фотоработы исполнительного директора фонда «Русский мир» В.А. Никонова.
Открывал мероприятие на правах хозяина ректор МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий. Руководитель главного вуза страны рассказал о вкладе МГУ в развитие Русского мира и напоминал, что в год учителя тема преподавателей русского языка за рубежом должна быть главной для Ассамблеи. Также Виктор Антонович сообщил, что МГУ готовится к 300-летию, и к этому юбилею Московским университетом будет запущен собственный спутник, который получит название «Михайло Ломоносов». Затем В.А. Никонов поведал о некоторых годовщинах, связанных с Россией, которые отмечались в этом году в разных странах, а председатель Попечительского совета Фонда, президент СПГУ, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Л.А. Вербицкая рассказала об учителях из 50 стран мира и намерении провести V Ассамблею в Петербурге. Михаил Швыдской зачитал приветствие президента Д.А. Медведева, а министр образования Андрей Фурсенко зачитал послание премьер-министра В.В. Путина.
После чего перед собравшимися выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его Первосвятительское слово носило программный характер, что видно из тех положений, которые приводятся ниже.
Прежде всего, хотел бы определенно сказать: рассуждения Русской Церкви о Русском мире не зависят от политической конъюнктуры. Русский мир придуман не в Москве или в Петербурге, а родился на свет много веков назад на берегах Днепра, сказал Святейший Патриарх.
У каждой Православной Автокефальной Церкви есть своя духовная традиция. За столетия бытия Русской Православной Церкви сложилась русская православная традиция. В нашем случае у этой традиции есть еще собственное наименование - «Святая Русь». Идеал Святой Руси стал плодом сотворчества всех народов, окормляемых Русской Церковью и связавших свою судьбу с исторической Русью.
Но христианство не уничтожает то особенное, что есть в каждом народе. Верить во Христа каждый народ научается на своем языке и в рамках своей культуры, и затем творчески ее преображает. Вот почему православная традиция существует в виде греческой, русской, румынской и других. И вот почему каждый народ так высоко чтит своих просветителей и устроителей своей духовной жизни. Для Русской Церкви это - первый проповедник святой апостол Андрей Первозванный, просветители - равноапостольные Кирилл и Мефодий и, конечно, крестители - святые равноапостольные Владимир и Ольга.
Следующим шагом развития духовной традиции может стать формирование цивилизационной традиции, которая уже переходит границы одного народа и генерирует способы духовной и материальной жизни, объединяющие в одно общество людей разных этносов и религий. Это высший, всечеловеческий, уровень общественного бытия, который возможен в рамах грешного мира. Он может быть порожден только вселенской верой, которой и является Святое Православие. В прошлом в православном мире примером такой цивилизации была византийская цивилизация. Именно по ее образцу формировалась русская цивилизация, которая всегда осознавала себя как одна из ее продолжательниц.
Русская Церковь наиболее активно участвовала в закладке Русского мира и его развитии. Она также является источником его жизненной энергии. А потому ее духовный опыт, религиозная мысль, святыни, духовные центры, святые и выдающиеся деятели являются неотъемлемым достоянием Русского мира.
За столетия развития Русского мира у нас сложились свои культурные и социальные формы их реализации, их понимание и их символические формы выражения. Все это дорого каждому из нас.
А потому неоспоримое значение для общности Русского мира имеют достижения русской литературы, художественного искусства, балета, кино, спорта, а также научные и технические изобретения, появившиеся в рамках русской цивилизации и ставшие достоянием всего человечества. Неотъемлемой частью русской культуры являются принципы и формы общественной жизни, а также уникальные черты образа жизни, сложившиеся под влиянием русской системы ценностей.
Народы Русского мира не могли бы создать цивилизационную общность, не имея языка межнационального общения. Таким средством коммуникации стал русский язык, который сложился и развивается как общее достояние всех народов Русского мира. А в церковной жизни таким языком является церковно-славянский. Это общий язык для всей Русской Церкви, и его важно сохранять, развивать и изучать. При этом большую ценность имеют языки всех народов, составляющих Русский мир. Кроме того, важную роль в передаче наследия русской цивилизации играют общие принципы построения системы образования и воспитания. Они тесным образом связаны с религиозной традицией и ориентированы на получение всестороннего знания и формирование личности, открытой к исследованию и творчеству.
Русский мир прошел и через княжескую междоусобицу, разделение между несколькими государствами, объединение в границах одного государства - одним словом через многие политические и структурные преобразования. Теперь русская цивилизационная традиция существует в условиях различной политической и общественной самоорганизации.
Мое горячее желание состоит в том, чтобы все страны, связанные с русской цивилизацией, осознали наше общее ценностное достояние не как угрозу своей самостоятельности, а как свой бесценный ресурс в глобальном мире. Пробуждение цивилизационного сознания в пределах исторической Руси является сегодня одной из важнейших задач. Прежде всего, она стоит перед теми странами, которые напрямую возводят историю своего народа к Руси, то есть перед Белоруссией, Россией и Украиной.
Кто-то считает, что в России уже сформировалось такое сознание. Я полагаю, что оно только начинает формироваться. Хотел бы выразить большую радость в связи с тем, что в этом году Россия, вслед за Украиной, объявила День Крещения Руси памятной датой. В церковной жизни он давно стоит в календаре праздников. Но этот праздник имеет особое значение и для гражданского самосознания России. Его введение означает, что современная Россия признает себя одной из наследниц Киевской Руси и тем самым четко определяет свое цивилизационное происхождение, восходящее к Византии. Не думаю, что эта памятная дата может принизить роль других религиозных традиций в жизни России. Она объективно отражает ту уникальную роль, которую сыграло Крещение в водах Днепра для объединения и становления Руси как единого организма.
В свое время известные исторические обстоятельства привели к умалению роли Киева в цивилизационном формировании Русского мира. На долгие столетия центр Руси переместился на Север. Теперь же исторические условия благоприятствуют тому, чтобы Киев вновь стал одним из важнейших политических и общественных центров Русского мира. И эта роль должна быть не меньшей, чем роль Москвы, потому что Киев - колыбель русской цивилизации. По слову древнего летописца - «матерь городов русских». Именно Киев смог впервые собрать все русские земли, сплотить различные славянские племена и провести христианское просвещение собственного народа без огня и меча. Но еще более важная роль Киева состояла в том, что он начал воплощать в русской жизни идеал вселенского Православия, результатом чего стало формирование русской цивилизации, преодолевшей все межплеменные распри. И только в трудных условиях запустения Южной Руси и монгольского ига эстафету этого делания восприняла Москва. Потому святитель Петр, митрополит Киевский, перенес кафедру в Москву, и его выбор приняли все последующие митрополиты. Благодаря этому дело Киева не погибло, а наоборот принесло многие плоды.
Уверен, что современная Украина может продолжить эту древнюю киевскую традицию, отличительной чертой которой всегда была забота о сильной Руси, способной защищать Святое Православие и являть в своей жизни его всечеловеческий, то есть вселенский характер - быть домом для многих народов, а не замыкаться в своей национальной келье. Именно из этих интенций русской души берет начало идеал Святой Руси. Существование этого идеала говорит о том, что высшей ценностью русского народа стало не земное могущество, а святость жизни. Украина и сегодня, и в будущем может послужить исполнению замысла Божия о Руси. При этом Украина не должна и не может быть ведомой или младшим партнером в этом историческом деле. Она призвана быть ответственной наследницей Руси и созидать Русский мир на равных совместно с другими его наследниками.
Я позволил себе сказать отдельно о России и Украине. Но это не означает, что я принижаю роль Белоруссии, Молдавии, Казахстана или других стран, игравших и продолжающих играть значимую роль в сохранении Русского мира. Москва, Киев, Минск, Кишинев, Астана могут стать центрами не просто отдельных государств, но и центрами общей, могучей цивилизации, от имени которой они способны во весь голос говорить с другими цивилизационными полюсами мира. Важно, чтобы каждый из этих центров, сохраняя свою самобытность, в то же время развивал взаимосвязи с другими столицами единого духовно-культурного пространства Русского мира.
Страны Русского мира имеют все необходимые предпосылки, чтобы осуществить свой уникальный проект интеграции. Однако им необходимо научиться примирять различные интересы, уважать позицию друг друга, искать согласие ради достижения общего блага. На мой взгляд, факторами, располагающими к нахождению взаимоприемлемого решения, являются общность менталитета наших народов, а также готовность пойти на жертвенную поддержку в случае затруднительности для другой стороны самостоятельно справиться с возникшими трудностями... Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, Русский мир принесет свой вселенский плод, который Господь терпеливо ожидает от нас, насадив много веков назад русское древо в человеческой семье народов, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и международному гуманитарному сотрудничеству Фарит Мухаметшин говорил о гуманистических идеалах и сообщил, что человеколюбие и толерантность - основа русской культуры. Член попечительского совета фонда «Русский мир», президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин рассказал о том, что в 1980-е годы в США было множество землячеств, но не было русского, а теперь, благодаря стараниям Русского мира оно появилось и крепнет.
В выступлениях немало внимания уделялось изучению русского языка в Китае как исключительно позитивному явлению. Следует отметить, что каждый выступающий обязательно отмечал в своей речи, что Русский мир не ограничивается какими-либо этническими рамками и в большей степени охватывает тех, кто говорит по-русски и изучает русский язык. Только Патриарх Кирилл отмечал в своей речи, что при многонациональности Русского мира его основу составляет русский народ.
На общем благостном фоне выделялись два выступления. Первый заместитель председателя Международного совета российских соотечественников князь Н.Д. Лобанов-Ростовский, который прибыл из Великобритании, заметил, что далеко не все так радужно, и в Туманном Альбионе русский язык на закате, поскольку его как иностранный вытесняет китайский. Бюджет, выделяемый российским правительством на Русское зарубежье, сокращается каждый год, и министр финансов А.Л. Кудрин предлагает полностью остановить выделение средств. Князь от лица русского зарубежья открыто попросил о помощи, в частности, о нахождении какого-то консенсуса с Минфином РФ.
Это обращение вызвало некоторое замешательство у ведущих, и сложно сказать, каковы реальные перспективы для русских эмигрантов, в частности потомков первой волны на фоне приоритетного открытия русских школ в Китае.
С экспрессивной речью выступил президент Российского фонда культуры, член попечительского совета фонда «Русский мир» Н.С. Михалков. Он не только коснулся своего нашумевшего «Манифеста», но и прошелся по актуальным вопросам Русского мира.
Я уважаю эту Ассамблею, но она кончится и что будет дальше, вопрошал именитый режиссер.
Говоря о духовной составляющей Русского мира, он упомянул о «всеподавляющей иронии» и равнодушии, которые вымывают в народе волю к жизни. Если когда-то было время великих перемен, то сейчас - великих подмен, отметил Михалков. Вместо литературы - «писатели Канделаки и Собчак», вместо кино - бездарность, гордо называемая артхаус, все русское рассматривается с позиции убогости, перечислял режиссер. Переходя от нравственного к материальному, он напомнил, что умирает русская деревня, а земля не востребована, она просит, чтобы ее обработали и, вероятно, дождется, только когда на севере придут финны, а на востоке китайцы.
Русский мир перестает быть русским, заметил Никита Сергеевич и в заключении извинился, что внес «неправильную ноту в праздник».
Следующая подиумная дискуссия и круглые столы прошли уже в спокойном русле. Помимо таких тем, как СМИ и правовые основы Русского мира, была особо ыделена «русскоязычная диаспора». Похоже, это не случайно, ибо, подводя итог IV Ассамблеи, приходится отметить, что общий тон выступлений и характер тезисов гораздо больше ориентирован именно на такое понятие как «Русскоязычный мир», чем «Русский». И все же хочется понять, какое место в перспективном и разрастающемся проекте «Русский мир» видят организаторы для самого русского народа, который кое-кто упоминает, чтобы потом перейти к некоей «многонациональной русскоязычной цивилизации».