Более сорока фильмов из России, Украины, Молдовы, Беларуси, Латвии и других стран были представлены на VIII Международном фестивале православного кино «Покров», который проходил в киевском Доме кино с 7 по 10 октября этого года. Самые сильные ленты, по мнению участников, - «Император, который знал свою судьбу» и «Лука, архиепископ Тамбовский».
Показы фильмов - а были среди них документальные, игровые и даже анимационные - чередовались с круглыми столами, мастер-классами и просто дружеским общением кинорежиссёров. С некоторыми из них мы говорили о православном кино: его целях, задачах и перспективах дальнейшего развития.
Показывать силу духа, а не купола
Валентина Матвеева - кинорежиссёр и сценарист студии «Леннаучфильм» с 1964 года. Заслуженный деятель искусств России, она сняла более 70 фильмов.
- Валентина Ивановна, какое определение вы дали бы православному кино?
- Нет такого жанра, как православное кино, - есть режиссёры, исповедующие православие. Ведь не обязательно снимать церковную атрибутику, чтобы сделать православный фильм. Двадцать лет тому назад, когда нам разрешили снимать православное кино, а точнее говоря, фильмы о жизни Церкви, мы так и снимали: нас пустили в церковь с камерами, перед нами были открыты все двери, нас приветствовали, потому что впервые за годы бед нам разрешили делать такое кино. Но этот период прошёл. Сегодня не достаточно снять крестный ход, иконы или короткое интервью с батюшкой и сделать из этого православный фильм - он будет скучным. Надо показывать силу духа - тот огонь, который горит в православном человеке, в Церкви. Сделать это непросто, и лучше всего - на примере судьбы какого-то замечательного человека. Более того, можно вообще не снимать храм - можно создать фильм, например, о повороте рек, но так, что будет понятно: его снял верующий человек, который считает, что творение Божие не смеет поднимать руку на замыслы Творца.
- Какими принципами вы руководствуетесь в жизни и творчестве, чтобы помочь людям обрести веру?
- Приход к Богу чаще всего, по словам владыки Антония Сурожского, происходит через встречу с человеком. «Никто не может прийти к Богу, если не увидит в глазах другого человека сияние вечной жизни», - говорил он. И ещё говорил, что нам надо стараться жить так, как если бы Евангелия были утеряны, но, глядя на нас, их можно было бы написать заново. Вот моя задача как православного кинорежиссёра: показать душевную высоту, чистоту и её привлекательность. Человека почему-то всегда тянет вниз. Очиститься и подняться над своими страстями не каждый хочет, и не каждому это дано. Настоящий путь христианина - следовать по стопам Иисуса Христа; никогда не достигнуть при жизни святости, но постоянно стремиться к ней. И любить всё вокруг. Я всегда говорю: не обращайте внимания на грязь в этой жизни, устройте чистоту и красоту вокруг себя, на одном квадратном метре. И так как нас много, метры будут складываться в километры. Не надо думать о спасении всего мира - спаси соседа, которому сейчас плохо, протяни руку помощи своему ближнему... Я убеждена, что чем больше человек отдаёт любви, денег или чего-либо другого нуждающемуся, тем больше жизнь ему возвращает.
- Вам не кажется, что в таком убеждении проглядывает корысть?
- Действительно, может показаться, что это корыстно, но на самом деле это закон христианской жизни. И правилу этому меня когда-то научил один монах, который отдал мне последнюю свою книгу, очень ценную для него. А через месяц мы вновь встретились и он показал мне ящик таких книг, которые ему подарило издательство. Поэтому я всегда обращаюсь к окружающим: не бойтесь, раздавайте всё - вернётся сторицей. Хочешь спастись - помоги другому.
- Со своим духовным наставником митрополитом Антонием Сурожским вы обсуждали вашу режиссёрскую деятельность?
- Нет, про кино как таковое мы никогда не говорили. Мы вообще не говорили на темы, не касающиеся Евангелия, - это было его правило. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что на многие вопросы, которые мне задают, я часто отвечаю словами владыки Антония.
- Каким был ваш первый фильм?
- Свой первый фильм я сняла в 1971 году, в возрасте 36-ти лет. Назывался он «Польза красоты» и был посвящён декоративному искусству. А первый фильм православной тематики был снят в 1987 году - это было кино о колоколах. Перед съёмками сотрудники телевидения, по заказу которых мы снимали, предупредили, «чтобы было без крестов, куполов и колоколен»... На вопрос, как же снять колокол, ответили: «На фоне облака». Конечно, я не могла последовать таким пожеланиям, хотя был риск, что фильм не выйдет на экран. Но 1988-й был юбилейным для нашей Церкви, и нам наконец-то нам разрешили показывать православное кино. Вот теперь, двадцать лет спустя, я сняла второй фильм о колоколах. Он представлен на нынешнем фестивале «Покров».
Жизнь слишком коротка, чтобы ждать
Владимир Кривцун - режиссёр, редактор спецпроектов телеканала «Юрган» (Республика Коми), создатель и ведущий телепередачи «Русский крест». На фестивале «Покров» в этом году он представил фильмы «Великий князь Сергей Александрович Романов», «Леночка Е-105», «Патриархи Святой Руси». Здесь, в Киеве, ему был вручён специальный диплом «За освещение исторических событий».- Что представляет собой сегодня православное кино в России?
- Православное кино начали снимать в России с конца 80-х, как только появилась такая возможность. Но до того времени создавались фильмы нравственного характера: о враче, сельском учителе-подвижнике, о Великой Отечественной войне. Вообще, я считаю, что лучшие фильмы - это документальные киноленты о войне, о героях, которые спасали других ценой своей жизни. Это и есть православие в чистом виде. Возможно, сейчас меньше снимается достойных фильмов, потому что не хватает глубоких, цельных натур, настоящих художников. Стало больше конъюнктурщиков, людей, для которых кино является товаром. Но в России всё же многое снимается на хорошем уровне. Целый ряд мастеров обратились к православию, создавая качественные фильмы.
- Насколько важны профессионализм и техническое совершенство в создании православных фильмов?
- Сейчас много технических возможностей и профессионалов, снимающих православное кино. В то же время часто на фестивалях встречаются фильмы, не соответствующие техническим стандартам, - но они подкупают своей искренностью, душевностью. Подобное случилось и с моей работой (из цикла «Русский крест»). В 2006 году мы отправили в Москву 10-минутный фильм о Евфимии Выльгортском. Этот пожилой человек в 30-е годы дерзнул выступить против закрытия церкви в родном селе, тогда как остальные молчали. Евфимия арестовали и расстреляли, но в 2000 году он был прославлен в лике святых. С этим фильмом, совершенно неожиданно, нас пригласили на фестиваль. Мы не поехали, постеснялись, потом оказалось, что нас наградили дипломом... Один опытный художник сказал, что шедевр можно снять и на «мыльницу». Знаю пример фильма, снятого на мобильный телефон: несколько лет назад его представляли на одном из фестивалей. Поэтому пусть никого не смущает недостаток оборудования, главное - вложить душу.
- Каким вы видите православное кино будущего?
- Люди живут, рожают детей, выращивают урожай, несмотря на ощущение, что мир сошёл с ума. И Бог пока это терпит - продолжает всходить солнце, приходит весна... Поэтому и кино православное будет всегда. Каким оно будет? Разным - от любительского, снятого на домашнюю камеру, до профессионального. Кино и телевидение обязательно должны нести нравственно-воспитательную нагрузку - трагедий и развлечений, которыми заполнен эфир, нам и в жизни хватает.
- Какие духовные проблемы существуют, по вашему мнению, у современного русского человека?
- Современный народ России - не тот, что был до революции. Мы до сих пор не можем избавиться от советской психологии. Мы перестали уважать стариков, почему-то не хотим иметь детей, стали космополитами. Пусть каждый спросит себя: что же произошло? Где наша Родина, нужна ли она нам? Может быть, она в Америке, в Европе, куда так престижно стало ездить отдыхать? Почему мы предпочитаем всё иностранное? Кто-то скажет: потому что у нас нет хорошего своего. Но ведь есть что-то! Всё равно украинские яблоки - самые ароматные, украинское сало - самое вкусное! Я больше всего люблю ягоды и грибы, которые растут в моём краю, в Республике Коми. Для меня самое дорогое - то озеро, где рыбачил в детстве, бабушкин дом, возле которого я бегал босиком... Чувство родины - а оно выражается и в личных предпочтениях - должно быть у каждого из нас, если его нет - это страшно.
- Есть ли у православного кино финансовая поддержка со стороны государства?
- Сейчас такой поддержки практически нет. Многие снимают кино на личные средства. Мы ждали, что нам кто-то чем-то поможет, но ситуация такова, что приходится начинать самим, иначе будет поздно. Герой одного из наших фильмов литовец Анатолий Смилингис, не ожидая чьей-либо помощи, в тех местах, куда ссылали репрессированных людей и где они погибали тысячами, составляет карты захоронений и устанавливает памятники и железные кресты, которые сам же изготавливает. Его пример показывает, что жизнь слишком коротка, чтобы ждать, - надо действовать.
- Что для вас значит кино?
- Кино - это постоянная учёба. Я учусь у героев своих фильмов. Когда пишешь интервью с 90-летним стариком, которого в 1935 году выслали с Украины, лишив имущества, и у которого, несмотря на все испытания, светится любовь в глазах, учишься тому, как относиться к жизни, к окружающим. Современная ситуация в мире как-то разделяет нас. А ведь надо с достоинством воспринимать человека, независимо от его национальности и вероисповедания, видя в нём образ и подобие Божие.
Впереди - долгий путь
Людмила Седова - режиссёр театра и кино. Работает в кинокомпании «Ветви Лозы», Москва. Участвует в фестивале «Покров» четвёртый раз, в этом году представила свой фильм «Слава Рождественским Дедам».- Что привело вас в православное кино?
- Когда я во взрослом возрасте вместе с сыном приняла крещение, поняла, что православие - это моя тема. В кинокомпанию «Ветви Лозы» (главный режиссёр Сергей Князев) попала, как мне тогда казалось, случайно, сделав всего один фильм, назывался он «Рождество идёт». Эта работа была удостоена диплома фестиваля «Золотой витязь» за лучшее музыкальное оформление и лучшую операторскую работу. На сегодняшний день я сняла пять фильмов: «И тогда вы поймёте, что такое война» (на II фестивале «Покров» получил приз зрительских симпатий), «Звонница», «Согрешихом, Господи» - о государе Николае Втором, на песни самодеятельного автора. Поначалу трудно всё даётся, но с Божьей помощью и благодаря природной настырности я учусь. Мне помогает мой замечательный духовник о. Николай Чернышёв.
- Как возникла идея создания фильма «Слава Рождественским Дедам»?
- У нас есть друг - актёр Юрий Веялис, которого отец Артемий Владимиров благословил работать Дедом Морозом, но при одном условии: если он будет рассказывать о Рождестве, где бы он ни был. Так Юра и сделал. И когда мы увидели некоторые его выступления в качестве Деда Мороза, то решили, что может получиться фильм. Три раза я «собирала» этот фильм, пока не вспомнила об одном из лучших писателей ХХ века - незаслуженно забытом Александре Солодовникове (почил в 1974 году), у которого замечательные и жизнь, и поэзия. Поняла, что его творчество - то, что мне нужно. И решила, что на примере двух Дедов Морозов могу рассказать историю русского Деда Мороза. Фильм получился миссионерским.
- Какие задачи стоят перед православным кино сегодня?
- Есть два мнения. С одной стороны, духовенство утверждает, что православное кино должно сниматься для неофитов. С другой - возникает ряд вопросов, в том числе и на нынешнем кинофестивале, о том, кто и как должен снимать православное кино, чтобы оно дошло до массового зрителя, демонстрировалось в кинотеатрах. Думаю, к этому ведёт долгий путь. Никакими гениальными сценариями и продвинутыми технологиями это расстояние не перескочить. Сейчас в православное кино пришли профессионалы, люди с огромным творческим опытом. Но, тем не менее, их фильмы часто не дотягивают до высокого уровня. Потому что эти люди не знают многого, не постигли ещё всей глубины веры. Но если следовать по намеченному пути - достигнем хороших результатов. Ведь православное кино, как и вера, - это живой опыт.
Аревик Петросян
г.
Киев