Мы были православными до того, как Россия сама приняла Православие

С Сергеем Алексеевичем Капнистом беседует Председатель Братства «Радонеж» Евгений Никифоров

Новости Москвы 
0
188
Время на чтение 17 минут
Е.Н.: Добрый вечер, дорогие братия и сестры, сегодня на радио "Радонеж" я рад приветствовать человека, с которым я познакомился в походе. Это был Морской поход, который был организован Центром национальной славы этим летом, очень интересное мероприятие, на котором присутствовала как наша эмиграция (большая часть старинной русской эмиграции первой волны), так и русские философы, общественные деятели, политические деятели, представители бизнеса, - короче говоря, старая и новая Россия объединилась на большом теплоходе, в течение десяти дней обсуждая темы объединения России, восстановления этих позвонков, разорванных, разрушенных революцией.

Итак, я представляю Сергея Алексеевича Капниста. Здравствуйте, Сергей Алексеевич.

С.К.: Добрый вечер.

ЕН

Сергей Алексеевич, вы представитель такой знатной фамилии - фамилия, может быть, не очень распространенная в России, но, вместе с тем, очень известная, благодаря знаменитому поэту XVIII века. Вы имеете к нему отношение?

С.К.: Да, действительно, я имею к нему отношение - это мой прямой пра- пра- пра... И я был очень рад этим летом, когда меня пригласили в Москву, потому что была поставлена в театре "Эрмитаж" пьеса, которая называется "Капнист туда-обратно". Это все благодаря Киму, которого все знают и все очень любят. И я должен сказать, что я был поражен, как он сумел поставить такую сложную пьесу Василия Васильевича Капниста, которого вы вспоминаете, в таком, в общем-то, современном мире. И когда он пишет и говорит: "Это пьеса по-Капнисту, по "Ябеде", так сказать, принципиально... Это "Капнист туда и обратно" - это в Сибирь и обратно. И это очень успешно, потому что пьеса тяжелая. Когда ее ставили при Павле I, она на сцене осталась неделю. И потом, в 60-х годах, в доброе советское время, когда ее ставили тоже, она оставалась тоже неделю на сцене.

Е.Н.: А почему? Все же в советские годы вряд ли говорили про Сибирь?

С.К.: Но говорили про взяточничество. И вот это - самая главная тема вот этой "Ябеды", по которой Ким сделал эту пьесу "Капнист туда и обратно". Тут тема не особенно Сибирь и ссылка, но, вероятно, это взяточничество.

Е.Н.: Вам понравилась эта пьеса?

С.К.: Понравилась, потому что это глубокая пьеса, о которой можно сказать, что почти что это комедия выходит, но она затрагивает, конечно, огромные серьезные и важные проблемы нашей современной России.

Е.Н.: Похоже, не только нашей современной России, но и России вообще - XVIII века и по нынешнее время, когда коррупция и взяточничество превратились просто в какой-то губительный мор для нашей экономики. Я ощущаю этот порок, который в нашем обществе сейчас процветает особенным цветом с особенной мощью, который просто губит нашу страну. Как там, в этой пьесе, Капнист находит какие-то выходы из этой ситуации? Кроме сатиры, кроме разоблачений, дает ли он какие-то пути раскрытия, какие-то способы уйти от этого порока?

С.К.: Мне кажется, надо понимать, что выход находится только у каждого в душе своей и, естественно, если говорить про русскую душу, это неизбежно связывает русского человека со своей верой и со своим сознанием. Я думаю, что суть находится именно в том, что каждый из нас должен, вероятно, искать правду и как-то жить, я сказал бы, по-церковному, соблюдать какие-то правила, думать, что на все Божия воля и что все не может так легко прощаться.

Е.Н.: То есть, проблема в том, что люди страха Божия не имеют?

С.К.: Вот, я думаю, это связано именно с этим. Хотя, вероятно, не надо и считать, что именно религия связана только со страхом, естественно. Но чтобы чувствовать и поднимать свою душу, вероятно, на этой нашей земле страх должен присутствовать.

Е.Н.: Ну, страх Божий, конечно же, это не просто невротические страхи. Страх Божий - это то, что воспитывается самым высоким в душе человека: отношением к Богу в молитве, да? Когда мы понимаем, с Кем мы беседуем, тогда возникает это ощущение, к которому слово страх, в общем-то, и не очень применимо. Это несколько другое отношение, другая эмоция совершенно. Но я хотел бы о другом с вами поговорить. Род ваш древний, знаменитый, как вы оказались за границей?

С.К.: Род древний, он греческого происхождения. Мы были православными до того, как Россия сама приняла Православие. А русским он стал при Петре: тогда были и военные, и моряки. Так что мы уже несколько веков служим России. Естественно, и я продолжаю это служение, и у меня всегда было это очень близкое чувство к России. Не знаю, можно сказать, что мне повезло, но в какое-то время в советскую эпоху я работал во французском торгпредстве в Москве. И я помню, как я переживал, потому что все люди, которых я видел, все мне казались очень близкими, но, тем не менее, этот политический строй, с которым в эти времена (1964-1965 гг.) мы не видели конца этому периоду. Так что, когда мы с женой уезжали, у нас было грустно на душе, потому что какой-то перспективы положительной не было. И мы прожили весь этот период в каком-то страхе. Конечно, не в страхе Божием, но, скажем, в политическом.

Я помню, когда я приехал в Москву, это было 14 июля, во французском посольстве был небольшой прием (национальный праздник), и кто-то из посольства меня представляет какому-то человеку, который был, кажется, из Министерства внутренних дел. "Капнист, торговый атташе французского посольства"... А этот парень на меня смотрит: "Так вы - официальный шпион?". Мне было всего 25-26 лет, но я смутился, хотя и недолго, 15 секунд вероятно, и решил, что это так нельзя оставить без ответа. Я ему посмотрел в глаза и сказал: "Знаете, не надо судить по себе". На это все рассмеялись, и дело было закрыто.

Е.Н.: Сергей Алексеевич, если правду говорить: в советские годы внушалось, что любой заграничный человек, да еще, к тому же, белогвардеец, еще из "тех самых" - это и есть потенциальный шпион. Что посольство активно занимается сбором информации, секретов, которые пытаются похитить у советской власти (что уж они там похищали, но, наверное, было что похищать, в советское время страна все-таки была побогаче, чем современная Россия - и достижениями, и интеллектуальными открытиями, и всем прочим). Вот, действительно, насколько справедливо к посольским работникам говорить о том, что они занимаются разведдеятельностью?

С.К.: Я могу вам сказать, что касается меня, я ни в какой момент - ни до моего приезда, ни после моего приезда, ни во время моего отъезда из Москвы, - никто ко мне не заходил, не звонил, не просил ничего! Так что я занимался своей деятельностью. Мой шеф - это был замечательный француз, которого я очень люблю, который сейчас скончался, - не знаю, работал ли он. Во всяком случае, я с ним работал, и, поскольку я говорил по-русски, он меня повсюду таскал с собой, и этой было, конечно, очень интересно. Но я никогда не имел контактов с французской разведкой, и никогда они не пытались что-то из меня (может быть, они знали, что я русского происхождения, что не так будет легко это сделать). Я вам скажу даже более, что после того, как я был в Москве, я задумывался, как быть дальше: работать с Советским Союзом или нет. И в конце концов, я принял решение не работать с Советским Союзом, потому что я понимал, что интересы западных фирм, которые я буду защищать, не будут всегда соответствовать моим личным мнениям и моим убеждениям, что касается России (я уже не говорю тут Советский Союз, но Россия).

Так что, в общем, я действительно, немножко отошел от этих дел, потому что я считал, что для меня это более нормально так поступать.

Е.Н.: Сергей Алексеевич, но и у наших служб были соблазны увидеть вас в качестве агента. Были у вас предложения со стороны КГБ?

С.К.: Никаких. Никаких и никогда.

Е.Н.: А чем это объясняется? Ведь перед ними был человек, который вовлечен во французскую элиту (потому что дипкорпус, как я знаю, это аристократия французская, это очень изящные люди, большая часть которых очень образована, через которых можно войти в самое сердце французской нации). Почему, вы думаете, к вам не обращались?

С.К.: У меня такая идея. Я не думаю, что она правильная, но она для меня, в общем, является неплохой позицией, поскольку дает полную свободу. С французской стороны считали, что я все-таки каким-то образом русский, а русские считали, что я каким-то образом француз. И каждый, может быть, сомневался, что я могу быть верным тому или другому. И благодаря этому, я думаю, я продолжаю проходить этот путь самостоятельно.

Е.Н.: А вот как во Франции? Насколько я знаю, французская нация, французы - достаточно закрытый народ, и войти в их среду, быть допущенным близко, достаточно сложно? Тем более, в некоторые периоды особенно напряженных отношений между Западом и Востоком, в отношении русских была прямо некоторая дискриминация - тех русских, которые жили во Франции. К вам это относилось, видели ли вы во Франции эту ситуацию?

С.К.: Эту дискриминацию, по правде сказать, я никогда не чувствовал. Вы говорили тут об аристократических кругах, думаю, что правда, французские аристократические круги более или менее были связаны с Россией, потому что немало из них имели каких-то родственников, или когда-то была свадьба, - ну, что-то существовало между Россией и Францией в этом обществе. Так что тут дискриминацию я лично не чувствовал, хотя, когда вы сейчас напоминаете, что это было, я слышал. Но тут мне тоже немножко повезло, что я или ей не поддавался, или ее не чувствовал, суть в том, что я не могу сказать, что я от этого страдал. Мне кажется, что я больше страдал от моего склада ума. И в течение всех моих и студенческих, и школьных лет я понимал, что структура мышления француза - это картезианизм: особенная процедура для изложения, и что это не особенно соответствует русскому мышлению. И тут я понял, что, наверное, у меня ум сложен больше по-русски, чем по-французски...

Е.Н.: Я где-то слышал такую поговорку, что на французском языке очень удобно мыслить и очень трудно писать (художественные произведения, я имею в виду). Видимо, этот склад картезианский - очень логичный. Способность к логике, очень ясным построениям, между тем как в русском языке для одного и того же предмета имеется столько названий! Мы очень эмоциональный народ в этом смысле, и русский язык, его словарь, превосходит многие языки в этом смысле. Тут мне хотелось бы спросить вас, как вам эту свою русскость-то удалось сохранить?

С.К.: Я думаю, что это все-таки благодаря родителям, бабушкам и дедушкам, которые сразу поняли, что, живя во Франции, французский язык не будет очень трудно выучить, а вот русский, как только поступаешь в школу или вступаешь в какой-то обиход - ну, все шло по-французски, а русский можешь вполне легко и забыть, и даже вообще не выучить. Так что я в первую очередь говорил по-русски. Я помню, когда поступил в первый класс, я вообще не говорил по-французски. И в течении какого-то срока, я помню, что хлопал ушами, обращался к матери пояснить, что они говорят, что мне это непонятно, но они настаивали, чтобы учил язык (это, в общем, правильно). Хотя я помню, был такой период (12-14 лет) когда я немножко сопротивлялся. Тогда во французской школе по четвергам были передачи, и все мои знакомые смотрели эти передачи, и в пятницу утром уже в школьном дворе все это комментировали. Я же был в четверговой школе и не мог все это комментировать с моими друзьями. Это было немножко неприятно, я чувствовал, что я немножко не в курсе этих передач. Но я быстро понял, что, конечно, лишний язык - это огромное богатство, что все это связано с семьей, с семейными традициями, с Церковью, со всякими убеждениями. И я благодарю родителей, бабушек и дедушек, что они сумели все это провести более или менее благополучно.

Е.Н.: Для ваших бабушек и дедушек было естественным понимание обладания русским языком, этим сокровищем русской культуры, русской идеологии, Православия, в конечном счете. Но нынешняя эмигрантская волна - она как бы нарочито старается интегрироваться во французское, американское и т.д. общество, старается побыстрее забыть о своей русскости. С чем это связано? Какая мотивация была у ваших родственников и почему нынешние русские так стараются избавиться от своей русскости?

С.К.: Во-первых, что касается нашей семьи, я думаю, очень сильно повлиял один факт. Со стороны моей матери ее дед был отец Иаков (Смирнов), который был настоятелем кафедрального собора в честь св. Александра Невского в Париже. И это в течение 38 лет (с 1898 по 1936). И, конечно, он очень повлиял на историю семьи, и это, я думаю, был большой вклад в желание семьи сохранить русскость, язык, традиции и т.д. Так что для нас, в наших семьях, я имею в виду, со стороны отца и матери, вопросов не было. Я знаю, что не все так реагировали, многие, как говорится, хотели "офранцузиться" побыстрее, но тоже не заканчивала влияния русскости в этих семьях, потому что мы наблюдаем теперь (Александр Трубецкой это напомнил нашей конференции в ,,,,), что это перескакивает поколения, и что это заложено не интеллектуально знанием языка, а больше, я думаю, в генах. И мы наблюдаем, что после двух поколений уже родители не говорят по-русски, а появляется какое-то стремление к русскому, изучают русский язык. Я должен сказать, что это замечательно. Я не знаю, если бы я смог выучить русский, если бы я его не зазубрил с детства, потому что все-таки языком нелегко владеть. А вы говорите о тех людях, о более современной эмиграции: мне кажется, тут по-разному. Мне кажется, есть те люди, которые в советское время очень страдали от системы, которые выезжали, которые из-за этого, вероятно, хотели отрезать все мосты и жить другой жизнью.

Е.Н.: Поскорее забыть о тех ужасах, которые они испытали?..

С.К.: Да, и они отрекались от всего того, что касается России, языка и т.д.

Е.Н.: Но это вторая волна, а я говорю уже о третьей. Если позволите, я скажу свое мнение. Мне кажется, что вы - обладающие тем самым сокровищем, о котором мы сейчас говорили, обладали русской культурой, верой православной, это было внутри вашей семьи, - чудесным русским языком (то, что мы вкладываем в понятие русскость). Если это диссиденты, которые выезжали в небольших количествах, русско-еврейские, большей частью, семьи, - для них это тоже были убеждения какие-то. А нынешние - они не имеют ничего этого - это продукт советской системы! Им ничего по-настоящему не дорого...

С.К.: Вы знаете, у меня на это очень позитивный взгляд, потому что, я думаю, что про эти поколения нельзя говорить, что они - эмиграция. Теперь люди уезжают, возвращаются, в общем, есть такая свобода, и это очень важно.

Я тоже наблюдаю, что именно некоторые молодые приезжают на Запад, накапливают опыт, а через этот опыт они как-то возвращаются к России, потому что все-таки что-то их притягивает обратно, и они, обогащенные этим опытом, в общем, лучше служат стране.

Я также наблюдаю, что есть какие-то бюджетные линии, чтобы дать возможность некоторым научным сотрудникам возвращаться, чтобы работать в России. Мне кажется, на этом даже надо настаивать и смотреть, как такая бюджетная линия употребляется, потому что обязательно надо дать таким высокообразованным людям возможность работать в тех же лабораториях, в тех же самых центрах, которые существуют, например, в Америке, в Германии, в Швеции, даже во Франции, может быть, тоже, потому что там тоже немало специалистов во Франции, - чтобы они работали в России и для России. Так что все это очень важные моменты. Но это уже не эмиграция, мне кажется: это уже такие обмены, которые надо в итоге повернуть в сторону русских интересов.

Е.Н.: Очень интересно. Но все же вы выросли во Франции, впитали ее дух, впитали ее культуру, принадлежите к хорошему обществу, скажем так, знаете французов с лучшей стороны и могли наблюдать за Россией очень долгий период времени. Например, в 60-е годы, когда вы были мальчиком, потом приезжали в Россию еще несколько раз: вот динамика, какой представлялась Россия тогда и сегодня?

С.К.: Вот, когда я говорил про период 1963, 1964, 1965 годов - это полная тьма, даже на улицах серо было, и люди серые были. Я помню, как после перестройки (все это можно рассматривать по-разному, наверное), но настроение стало как-то веселее, люди изменились, физическое такое чувство у меня. Что еще можно прибавить? Тогда никаких перспектив не было. Сейчас же я смотрю, как наша молодежь русская, русского происхождения, ищет перспективы для себя. Ищет во Франции или в странах, где они живут. Но мне кажется, что они легче находят их в России, чем в стране, где они родились или еще проживают.

Е.Н.: Недавно мы общались с молодыми людьми, собственно, они были с нами на корабле. Чудесная молодежь, это уже четвертое поколение, выросшее уже во Франции, у нас, кстати, здесь на радио было интервью большое со всеми ними (там человек восемь, наверное). Все они говорили одно и то же: что для них главное - русский язык и вера Православная. Вот что их объединяет. В остальном, в общем-то, они обычные люди, но это - сокровища, которыми они дорожат. Сейчас в России Дмитрий Лиссед - ваш племянник, кстати, милейший молодой человек, который пытается здесь принимать участие в достаточно большом и серьезном бизнесе, другие молодые люди тоже собираются делать в России карьеру, используя свой французский, западный опыт. И вы знаете, по-моему, им это нравится!

С.К.: Им это нравится. И я с Дмитрием именно (он мой племянник и крестник) много об этом говорю. Для него, действительно, это замечательный момент, и я ему подчеркивал, что он может пережить это теперь. Я даже как-то ревную. Я хотел бы, чтобы когда мне было 25 лет, я бы был в России, в которой были бы такие условия, в которых я мог бы тогда разворачивать какие-то дела, - как они, эта молодежь, могут это делать и в Москве, и в России нынешней. Так что я всегда ему это напоминаю, чтобы он чувствовал, что он попал в такой благоприятный период.

Е.Н.: Но все же нам хочется знать, как сейчас живет русская эмиграция. Является ли она сообществом, объединенным чем-то общим, или она уже во многом дисперсна, не имеет как бы центра...

С.К.: Я бы сказал, что, конечно, эмиграция немножко растворяется. Я даже в разных интервью подчеркивал, что мы - уже не эмигранты, мы - потомки эмигрантов, а это уже другое понятие. И мне кажется, что тут есть две тенденции. Одна - та часть, которая уже участвует и хочет активно участвовать в современной России и как-то свою лепту вносить. И есть другая часть, которая более осторожна и которая считает, что все еще недостаточно изменилось. И есть те, которые абсолютно не интересуются, но этих я не считаю, потому что они живут сами по себе и не имеют ничего близкого с Россией. Так у нас делится эмиграция.

И я все же хотел бы напомнить, что это в этом сближении людей, потомков все-таки эмигрантов (среди пожилых есть и такие) с русским обществом сыграл огромную роль Александр Алексеевич Авдеев, будучи послом в Париже.

И это, я думаю, очень важно, и до сих пор это чувствуется, и мне кажется, что это продолжается, и это очень хорошо, потому что это дало возможность многим людям, которые по личным взглядам и интересам не особенно были близки к России, - снова приблизиться к своим корням и к стране, и это очень положительно.

Е.Н.: Мы с вами были в этом морском походе, о котором мы неоднократно сегодня упоминали, - вот там было общение русских и французов, а также русских и русских. Каковы тут ваши впечатления?

С.К.: Естественно, думаю, есть какие-то разницы. Эти разницы серьезные, но они не важные. Серьезные, потому что все-таки их надо преодолеть, а это нелегко. Мы чувствуем, что нужно для этого - всякие дискуссии...

Е.Н.: А какие - серьезные? Назовите их...

С.К.: Я думаю, что, в первую очередь, склад ума. Потому что любой человек все-таки растет в каком-то обществе и получает влияние своего воспитания. И в Советском Союзе были люди, воспитанные в советском обществе, даже со всеми своими положительными чертами. Я думаю, тут было много чего не обязательно плохого, просто того, что соответствовало советскому периоду. А у нас были корни русские, а воспитание западное. Так что тут разница в стиле большая.

Е.Н.: Именно в стиле поведения?

С.К.: В стиле поведения, в мышлении. Я вижу, как наша молодежь, которая работает в России теперь, она сталкивается со старшими поколениями, у которых нет какой-то гибкости, свои стереотипы. А в общем это люди замечательные, но, тем не менее, их воспитание было связано с системой, которая была замкнутой.

Но я думаю, что все это сейчас очень быстро изменяется, и сегодня русская молодежь, которая уезжает за границу, учится там в школах и университетах - это огромная польза. Равно как и то, что наши приезжают и работают в России. Я думаю, что это все ускоряет эволюцию русского общества, так что все это надо расширять и распространять.

Когда мы с Дмитрием говорим об этом, то он очень счастлив, потому что в его работе приходится ехать в провинцию русскую, где находятся заводы и фабрики, которыми он занимается, и вот там он это чувствует...

Е.Н.: Такие, думаю, сильные впечатления!..

С.К.: Сильные, сильные...

Е.Н.: Потому что провинция - это все-таки не Москва, которая уже больше приобрела лоску, где больше всего заграничного и мало чем отличается (в смысле магазинов и центральных улиц) от каких-то европейских городов. Ну, а там-то уж такая сермяжная правда...

С.К.: То же самое можно сказать и про Петербург. Я-то больше петербуржец больше, чем москвич. И у меня было желание, я об этом раздумываю, как сделать, чтобы участвовать в развитии среднего промышленного бизнеса, влить какие-то капиталы, - вот это идея, которая меня сейчас очень интересует.

Е.Н.: Кроме бизнес-идей, у вас есть еще идеи такого идеологического свойства или этического. Мне хотелось бы, чтобы вы об этом рассказали. Вы человек деятельный и постоянно заняты какими-то новыми проектами... Какие у вас новые проекты по отношению к России или Западу?

С.К.: Вы мне даете возможность высказать одну идею, которую я недавно огласил в кругом столе, который состоялся в рамках выставки в Манеже "Русь Православная". Я участвовал, и был очень рад участвовать в этом круглом столе. Потому что я чувствую, что развиваются отношения между разными русскими, и что пока это все происходит на личных каких-то контактах. И мне кажется, что мы с вами дошли до какого-то момента, где мы должны преодолеть вот этот период и найти способ, чтобы дать легитимность какую-то всем нашим общим делам. И, вероятно, это проходит через какую-то процедуру, какую-то систему, которая даст возможность всем этим работам не развиваться просто личным способом, но заключаться в каких-то рамках, которые бы лучше способствовали развитию этих самых идей.

Я я просто так подумал: как же это сделать? Мы об этом даже говорили на пароходе этим летом. Но надо с чего-то начать, чтобы, как говорил недавно Михалков: "надо дело делать". Может быть, такая возможность появилась бы, если рассмотреть такую задачу через Общественную Палату. Может быть, это даст какую-то возможность, какую-то легитимность, какие-то рамки, в которой работы, которые проводятся, могли бы вписываться в более надежные границы, чтобы это служило новой России более эффективно.

Е.Н.: Я не думаю, что Общественная Палата здесь чем-нибудь поможет, но у нас в России так сложилось, что всем занимается власть, государство. Если не будет государственной программы, которая структурирует эти частные инициативы, о которых вы сейчас сказали, даст возможность эффективнее использовать эти личные контакты (как это сделать, я не знаю, потому что вы об этом думали больше). Поэтому надо просто озабочивать государство. Например, было бы удачным в рамках фонда "Русский мир" проработать эту программу как программу сотрудничества, программу передачи творческого начала, накопленного на Западе опыта с тем, чтобы этот опыт находил благодатную почву в России.

И еще, насколько я знаю, у вас есть очень интересный проект, связанный с этикой людских взаимоотношений.

С.К.: Да, я просто подчеркну, что хотелось бы как-то участвовать в развитии среднего бизнеса в промышленности. Я все-таки встречаюсь с некоторыми людьми замечательными, которые обладают огромной силой воли, которые готовы вкалывать, как говорят. И мне кажется, эти компании надо поддерживать. Я хотел бы (я об этом думаю, и эта идея постепенно превращается в проект) создать маленький этический фонд, первое звено которого даст возможность поддержать компанию, которая сама сможет потом являться рычагом для более широкого распространения такой идеи и, следовательно, следующих фондов. Так что пока я тут, в России, имею еще мало контактов. Основа существует, желание, я думаю, есть тоже. Я очень надеюсь, что в ближайшие месяцы мы сумеем вот это первое звено поставить на ноги.

Почему я подчеркиваю, что у него будет какой-то этический характер? Потому что мне кажется, в теперешнем обществе очень важно это подчеркнуть. Чтобы не связывать эти дела с каким-то деловым разгильдяйством.

Например, обязательно надо, чтобы бизнес-планы были обязательно на 5 лет (желательно на 10). Если вы создаете компанию и думаете что-то там нахапать, а через три года продать, чтобы сделать огромные деньги и продолжать с чем-то другим, - вот тут, по-моему, этики нет. Поэтому я считаю, что это надо рассматривать в рамках пятидесятилетних планов.

Потом другие моменты: чтобы люди, которые работают в этих компаниях, соблюдали церковные праздники. И чтобы было обязательство каждый год создавать какое-то количество рабочих мест в компании. Давать возможность русской молодежи и русскому обществу полегче находить работу - это тоже очень важно.

Е.Н.: Сергей Алексеевич, спасибо большое за столь содержательную беседу, полную таких интересных мыслей. Я надеюсь, они будут усвоены нашей аудиторией, в частности. Но, заканчивая сегодняшнюю беседу, мне хотелось бы, чтобы вы, и с позиции возраста и времени наблюдения над Россией (вы занимались Россией, все время думали о ней, анализировали) сказали ваши пожелания, услышать от вас ваше видение будущего России. Потому что, прямо вам скажу, в эти последние годы какая-то усталость существует в нашем обществе и даже некое уныние. Потому что прошло двадцать лет после перестройки, после начала перестроения страны, и как бы ничего толком и не сделано: страна погибает в пьянстве, в наркомании, в коррупции, многое вывозится за границу... Мы не видим точек роста... Видите ли вы какие-то надежды для России, считаете ли вы, что она способна жить еще какое-то время - не три года, а пять, десять лет... Можно ли планировать что-то, ведь когда нет ясной перспективы, то и планировать надолго не хочется?

С.К.: Действительно, это очень серьезный вопрос и я думаю, что можно смотреть на него со стороны демографии. И весь период российской истории, когда демография падала, я думаю, что процветало именно такое настроение. Если снова появится у семей россиян иметь детей - это значит, что они думают, что для них уже есть какая-то перспектива. Это не происходит в пару лет, это длительный процесс.

Вот тут я тоже читал и слыхал, что есть какие-то бюджетные линии для того, чтобы помочь молодым семьям жильем и т.д. Я не знаю еще, что из этого выйдет, но мне интересно следить, как это происходит: вот эти деньги, которые выдаются, как они действительно употребляются. Пока я слышу, что они в бюджете существуют и, значит, есть надежда, что они будут хорошо употреблены. И хотелось бы иметь возможность почувствовать, что они хорошо употреблены, что из этого вышло положительного. Например, если где-то там заложены какие-то миллиарды - ну-ка, как их потратили, что из этого вышло? И я убежден, что возможность вот таких проверок усилит положительное употребление этих бюджетных ресурсов.

Я отлично знаю, что существуют и коррупция, и взяточничество, и что деньги иногда растворяются просто. Но, действительно, если не прикладывать иногда какое-то желание иметь позитивные проверки, чтобы просто общество понимало, что это хорошо работает, - тогда не надо и удивляться, что имеют место и разгильдяйство, и взяточничество и т.д.

Я вижу, что есть позитивные вещи, но мы не уверены, что они воплощаются в действительность и они происходят, как предусмотрено. Я думаю, что это было бы интересно контролировать, чтобы убедиться, чтобы поддержать надежду на светлое будущее.

Е.Н.: На этой ноте, с надеждой на светлое будущее, мы закончим сегодняшнюю передачу. У нас в гостях был наш замечательный соотечественник Сергей Алексеевич Капнист. Спасибо, Сергей Алексеевич.

http://www.radonezh.ru/analytic/13406.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Никифоров
Все статьи Евгений Никифоров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19