В роковые времена особенно ощутим провидческий ритм отечественной истории...
В 1579 году священник о. Ермолай перенёс Казанскую икону Божией Матери с места обретения в свой Никольский храм. Он был очевидец того, как извлечённый из толщи пожарища «образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели». Об этом он свидетельствовал не кому-нибудь - Грозному царю.
Икона Казанской Божией Матери
Через три года о. Ермолай примет монашеский постриг с именем Ермоген (Гермоген); в 1606 году будет избран Патриархом Московским и всея Руси и станет духовным вождём преодоления чудовищной Смуты, вдохновителем создания патриотических ополчений, изгнания поляков, избрания на русский престол царя «от корене российского рода». На грандиозном памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом мы видим патриарха Гермогена, указывающего на юного Михаила Фёдоровича Романова, который во время польской интервенции находился в Кремле среди осквернённых святынь, в окружении пожаров, убийств, людоедства...
Казань. Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, в котором хранится старинный чудотворный список иконы Казанской Божией Матери
Через 33 года после чудесного обретения Казанской иконы, глава народного ополчения князь Дмитрий Пожарский, храня и почитая список чудотворной иконы, штурмом освободил центр Москвы от поляков (вся прочая Москва была выжжена дотла). Перед штурмом он дал обет возвести в Москве в честь Казанской иконы храм. Что в свой срок и исполнил.
Москва. Казанский собор
Патриарх Гермоген как и в пожаре 1579 года, который уничтожил значительную часть Казани, так и в несчастиях Смутного времени, которые довели Россию почти до полного уничтожения, видел праведный гнев Божий. О месте обретения иконы и о месте начала казанского пожара (дом Онучиных) будущий священномученик Ермоген писал: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того... показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления».
Священномученик патриарх Гермоген
Исцеление от болезней Смутного времени он видел в акте всенародного покаяния. Как только лишь показалось, что смута может быть преодолена, патриарх Гермоген в феврале 1607 года в Успенском соборе Кремля совершил чин всенародного церковного покаяния. Народ, бояре и царь Василий Шуйский каялись в совершённых изменах царям - Борису Годунову и его сыну Феодору Борисовичу, каялись в клятвопреступном целовании креста вору Лжедимитрию... Чин покаяния завершался чтением разрешительной грамоты; все были прощены... Но через два месяца 15-тысячный отряд правительственных войск перешёл на сторону Ивана Болотникова, который, как теперь могли бы выразиться, был «польским проектом». Ивана Болотникова и его сподвижников Патриарх Гермоген предал церковному проклятию. С завидным святым упорством Патриарх выступил и против Лжедимитрия II.
Когда б на то не Божья воля...
После того как «Семибоярщина» - правительство национальной измены впустило в Москву польские войска, Патриарх созвал православных в Успенский собор и повелел «королю креста не целовать». Более того, он призвал народ к восстанию - «на кровь дерзнути». С конца 1610 года до момента заточения 1 мая 1611-го будущий священномученик Патриарх Гермоген рассылал по городам грамоты, освобождая народ от присяги королевичу Владиславу, призывая народ идти «к Москве на литовских людей».
Более девяти месяцев Патриарх находился в заточении, где поляки и бояре добивались, чтобы он подписал грамоту - «чтоб крест целовати королю». Патриарха держали в темнице кремлёвского Чудова монастыря, морили голодом. А он, так и кажется, всё время ощущал свет, исходящий от Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Образ Казанской иконы, как оказалось, вёл за собой войска князя Дмитрия Пожарского. Патриарх принял в темнице Чудова монастыря мученическую смерть. В лике святых он прославлен в год 300-летия Дома Романовых.
Мысленно фигуру Патриарха Геромогена мы видим и на Красной площади, благословляющим Кузьму Минина и князя Пожарского... Подвиг этих русских людей, которые нашли в себе силы, каждый на своём месте, совершить невозможное, многим не давал и не даёт покоя.
В «хрестоматии русофобов» есть такое:
Я предлагаю Минина расплавить,
Пожарского. Зачем им пьедестал?
Довольно нам двух лавочников славить,
Их за прилавками Октябрь застал.
Случайно им мы не свернули шею,
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь, они спасли Рассею!
А может, лучше было не спасать?
Не в том, конечно, беда, что стихотворение сочинил пламенный пролетарский поэт Джек Алтаузен (Яков Моисеевич Алтаузен), а в том была опасность для памятника и русской памяти, что стихотворение увидело свет под обложкой журнала «Большевик»...
К счастью, идея «глашатаев новой жизни» не была реализована, в 1931 году памятник лишь перенесли, «не расплавили».
В новейшей истории на Украине в радикальных националистических кругах (атеистического и униатского замеса) время от времени слышны голоса против празднования дня Казанской иконы 4 ноября, против крестных ходов в этот день. Мол, для украинцев освобождение Москвы - не праздник, но поражение. Правда заключается в том, что для тех запорожцев, которые оказались в 1612 году наёмником в рядах польских интервентов, мечтая озолотиться на несчастье единоверных братьев, хорошо это и не могло кончиться. Поляки ещё и через несколько лет после избрания на царство Михаила Фёдоровича, не желали смириться с тем, что Московское царство уплыло из их рук. В 1618 году они призвали гетмана Сагайдачного с его 20-тысячной армией запорожцев (черкасов) для последней попытки подчинить Москву. В том авантюрном походе пролито было немало крови единоверных христиан. Но вектор истории уже переменился, Московское царство расправляло плечи. Сагайдачному не повезло, ударили ранние морозы. Да и деньги у поляков кончились...
Иерусалимский патриарх Феофан, совершавший поездку по Руси, оценил «доблесть» запорожцев и сообщил им, что они предлежат проклятию. Однокашник Сагайдачного по Острожской школе Милетий Смотрицкий (архиепископ Полоцкий, автор знаменитой «Грамматики») свидетельствовал, что Сагайдачный, «мучимый укорами совести, от имени всего Войска Запорожского просил Иерусалимского патриарха Феофана об отпущении греха разлития крови христианской в Москве». Позже гетман направлял в Москву послов с предложением служить царю Михаилу Фёдоровичу...
Через три десятка лет другой гетман, Богдан Хмельницкий, напишет письмо царю Алексею Михайловичу, в котором впервые прозвучит просьба «о принятии Войска Запорожского под высокую государеву руку». К тому моменту Московское царство уже почти полностью оправится от безумия Смутного времени.
На Руси у очень многих людей в жизни что-то да и связано с Казанской иконой. На Украине, во всех её концах стоят церкви, освящённые в честь Казанской иконы Божией Матери. У каждой церкви - своя история, свои особые обстоятельства, свои святыни.
В Одессе храм Казанской иконы Божией Матери построен в 1846 году, его главной святыней является образ Божией Матери «Живоносный источник» (на камне), с которым раз в неделю объезжается вся Одесса.
Храм Казанской иконы Божией Матери в Одессе
В Феодосии в 1887 году староста Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского Топловского монастыря свою дачу. Возведённый храм стал подворьем Топловского монастыря, куда совершались с 1890 годы крестные ходы.
Храм во имя Казанской иконы Божьей Матери в Феодосии
На Житомирщине, в селе Тетеревка недавно освящен новый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Также в новом тысячелетии освящён храм Казанской иконы в Хмельницком. Удивительно красив новый Казанский храм в Чигирине...
Чигирин. Казанский собор
В Киеве есть старинный Казанский храм - во Фроловском монастыре, есть новый - в Софиевской Борщаговке.
В столице Украины уже много лет в день 4 ноября совершаются крестные ходы.
Казанские храмы - необоримые знаки Русского мира. Мы чтим чудотворную икону, вспоминаем в этот день наших великих предков и уповаем на Бога, что и мы преодолеем выпавшее нам.